ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58- 3575/2011
21.09. 2011
Резолютивная часть решения объявлена 14.09.2011
Мотивированное решение изготовлено 21.09.2011
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Сахаспецмонтаж-95» (ОГРН <***> ИНН <***>) от 07.06.2011 №0408-ю
к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***> ИНН <***>)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне УФМС РФ по РС(Я) Комитета занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия),
о признании незаконным решения УФМС РФ по РС(Я), сформулированном в уведомлении об отказе № 23 от 03.03.2011 в предоставлении государственной услуги в отношении 17 иностранных граждан, об обязании принять решение о возврате уплаченной государственной пошлины в размере 102 000 рублей за выдачу разрешения на привлечение и использовании иностранных работников (на 17 иностранных граждан), о взыскании с ответчика в пользу заявителя расходов по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей,
с участием представителей: ООО «Сахаспецмонтаж-95»: ФИО1 по доверенности от 21.10.2011 №25; УФМС: ФИО2 по доверенности 08.11.2010, ФИО3 по доверенности от 15.02.2011 №2972; третье лицо: ФИО4 по доверенности от 28.04.2011 №01-56/03-150,
с объявлением по делу перерыва в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10ч.34м. 07.09.2011 до 16ч.30м. 14.09.2011,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сахаспецмонтаж-95» (далее-заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 07.06.2011 № 0408-ю к Управлению федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - управление, УФМС) о признании незаконным решения УФМС №23/06260 от 30.03.2011 об отказе в возврате излишне уплаченной госпошлины, об обязании принять решение о возврате уплаченной государственной пошлины в размере 102 000 рублей за выдачу разрешения на привлечение и использовании иностранных работников (на 17 иностранных граждан), о взыскании с ответчика в пользу заявителя расходов по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Впоследствии заявитель неоднократно уточнял заявленные требования уточнением от 19.07.2011 № 0409-ю, заявлением от 28.07.2011 №410-ю, дополнением от 23.08.2011 №0415-ю, окончательное требование Общества к Управлению: о признании незаконным решения УФМС РФ по РС(Я), сформулированном в уведомлении об отказе № 23 от 03.03.2011 в предоставлении государственной услуги в отношении 17 иностранных граждан, об обязании принять решение о возврате уплаченной государственной пошлины в размере 102 000 рублей за выдачу разрешения на привлечение и использовании иностранных работников (на 17 иностранных граждан), о взыскании с ответчика в пользу заявителя расходов по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Арбитражный суд при рассмотрении спора исходит из общей направленности заявленного требования, его фактического предмета и основания. В данном случае, требования заявителя направлены на признание незаконным решения Управления по отказу в возврате уплаченной госпошлины в сумме 102 000 рублей за не выданные разрешения на привлечение и использовании 17 иностранных рабочих, что повлекло, по мнению заявителя нарушение его прав и законных интересов, обязать Управление произвести возврат уплаченной госпошлины, взыскать с Управления в пользу Общества судебные расходы по оплате госпошлины в размере 4 000 рублей.
Отказ Управления в выдаче разрешения № 23 от 03.03.2011 на привлечение и использование 17 иностранных работников Обществом не обжаловался.
УФМС с заявлением Общества не согласен по основаниям, изложенными в отзыве от 25.07.2011 №15466, в дополнение от 10.08.2011 №23/17070, в заявлении 07.06.2011 № 01-56/03-185.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне УФМС, Комитета занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (далее-Комитет) представил отзыв от от 25.07.2011 №01-56/-416.
УФМС ходатайством от 05.09.2011 №23/19127 заявлено о пропуске Обществом срока на подачу заявления в суд, указывая, что Обществом 02.03.2011 получено разрешение на привлечение и использование 93 иностранных работников №14110060 от 01.03.2011 от 01.03.2011. 03.03.2011 в адрес Общество направлено решение №23 об отказе на привлечение и использование 17 иностранных работников. Общество в суд с заявлением обратилось в 07.06.2011, т.е. спустя 3 месяца и 4 дня.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В рассматриваемом случае, Общество, получив 02.03.2011 разрешение на привлечение и использование 93 иностранных работников, обратился в Управление с заявлением №17/03 о возврате уплаченной на получение разрешения на 17 иностранных работников госпошлины 04.03.2011 (л.д. 48). Отказ №23/06260 Управления в возврате Обществу уплаченной госпошлины датирован 30.03.2011 (л.д. 49). Соответственно, Общество узнало об оспариваемом отказе в возврате госпошлины - 30.03.2011, обратился в суд с заявлением от 07.06.2011 – 09.06.011.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Следовательно, срок подачи заявления в суд Обществом не пропущен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены обстоятельства дела.
ООО "Сахаспецмонтаж-95" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Саха (Якутия) 27.02.2007, о чем выдано свидетельство серии 14 N 001549976, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 14 №001430687, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13.05.2011 место нахождения: РС(Я), <...>.
03.02.2011 Общество обратилось в УФМС с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (КНР) в количестве 110 человека по следующим профессиям, специальностям: каменщик-50; штукатур-40; отделочник-20 на период с 07.03.2011 по 06.03.2012. К заявлению приложены: платежное поручение №01 от 02.02.2011 об уплате госпошлины за выдачу разрешения в сумме 660 000рублей; копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; копия свидетельства о государственной регистрации; проект срочного трудового договора.
На запрос УФМС от 03.02.2011 №50 в Комитет о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников Общества поступило заключение от 18.02.2011 № 51:
- о целесообразности привлечения и использования иностранных работников: каменщик - 48 человек, штукатур - 26человек, отделочник железобетонных изделий - 19 человек, всего – 93 человек, КНР, срок с 07.03.2011-06.03.2010;
- о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников: каменщик - 2 человек, штукатур – 14 человек, отделочник железобетонных изделий - 1 человек, всего – 17 человек;
Обществу выдано разрешение № 14110060 2184А от 01.03.2011 АБ №0034099 на привлечение и использование 93 иностранных работников на срок с 07.03.2011-06.03.2012.
УФМС выдано Обществу уведомление об отказе от 03.03.2011 № 23 в предоставлении государственной услуги на основании заключения Комитета 18.02.2011 № 5, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования 17 иностранных работников.
04.03.2011 Общество обратилось в УФМС с заявлением № 17/03 о возврате излишне уплаченной по платежному поручению от 02.02.2011 № 01 государственной пошлины за выдачу разрешения в сумме 102 000 рублей.
Исходящим №23/06260 от 30.03.2011 УФМС сообщило Общество об отсутствие оснований для возврата уплаченной государственной пошлины в сумме 102 000 рублей.
Данное обстоятельство послужило для Общества основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681, разрешение на привлечение и использование иностранных работников является документом, подтверждающим право работодателя на привлечение и использование иностранных работников в Российской Федерации.
В соответствии с Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель либо уполномоченное им лицо подает непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой, к которому прилагаются документы, перечень которых приведен в указанном пункте.
Одним из этих документов является документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (подпункт "д" пункта 6).
Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников уплачивается государственная пошлина в размере 6 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника.
Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления (пункт 8 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681).
Из пункта 27 Правил выдачи разрешительных документов следует, что орган миграционной службы осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на работу.
На основании пункта 8 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства", утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2, результатом предоставления государственной услуги является получение работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешений.
В соответствии с пунктом 29.1 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче территориальным органом Федеральной миграционной службы разрешения на привлечение и использование иностранных работников являются, в том числе заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.
Согласно статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины являются организации или физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с плательщиков государственной пошлины при их обращении, в том числе, в уполномоченные государственные органы, за совершением в отношении плательщиков госпошлины юридически значимых действий.
В целях настоящей главы выдача документов приравнивается к юридически значимым действиям, за совершение которых государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, взимают с организаций и физических лиц государственную пошлину, являющуюся сбором (статья 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681, и пунктами 43.2, 43.3 и 43.4 Административного регламента вместе с заявлением на привлечение и использование иностранных работников работодатель представляет также документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Таким образом, уплата государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников осуществляется до подачи заявления и иных документов на совершение юридически значимых действий.
Материалами дела установлено, что обществом оплачена государственная пошлина за использование иностранных работников 110 граждан КНР, в установленном порядке.
После рассмотрения заявлений, обществу было выдано разрешение на использование и привлечение 93 иностранных граждан, а по остальным 17 гражданам УФМС было отказано.
На основании вышеуказанного следует, что Управлением совершены юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" кодекса, подлежит возврату.
Исходя из данного перечня, основанием для возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных статьей 333.33 главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации, является, в том числе, уплата лицом, обратившимся в уполномоченный орган, государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 "Государственная пошлина" кодекса, а также отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Следовательно, в случае отказа Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, уплаченная государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия не может быть расценена как излишне уплаченная.
Поскольку в рассматриваемом случае излишняя уплата государственной пошлины не имеет место, госпошлина уплачена в установленном размере с учетом заявленного количества подлежащих трудоустройству иностранных граждан, решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) об отказе обществу в возврате государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 102 000 рублей является правомерным, соответствующим положениям статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы Общества о нарушении УФМС сроков проверки и рассмотрения представленных Обществом документов, установленных пунктом 8 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681, пунктами 54, 57 Административного регламента не могут являться достаточным законным основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку в целом принятое УФМС решение об отказе в возврате госпошлины является правомерным и основанным на нормах закона в силу вышеизложенного и не опровергают правильность сделанных УФМС и подтвержденных материалами дела выводов.
Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для признания оспариваемого решения УФМС от 30.03.011 №23/06260 неправомерным и не соответствующим пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Уточнение заявленных требований принять.
Отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Сахаспецмонтаж-95» от 07.06.2011 №0408-ю к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 30.03.2011 №23/06260 об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины; об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 102 000 рублей; взыскании судебных расходов в размере 4 000 рублей, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано.
Судья Е.А. Евсеева