Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
14 июня 2018 года
Дело № А58-3661/2018
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2018 года, полный текст решения изготовлен 14 июня 2018 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола помощником судьи Мохначевской Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело исполняющего обязанности прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) от 19.04.2018 № 37-03-2018 к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО2 ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием представителя прокурора – Слепцовой В.В. по доверенности от 11.01.2018 № 8-15-2018, предприниматель – не явился, извещен (уведомление № 67700023310449);
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) (далее - прокурор) обратился с заявлением от 19.04.2018 № 37-03-2018 к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО2 ФИО1 (далее – предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурором представлены копия приказа от 15.03.2018 № 49-о, фотоматериал.
Предприниматель письменный отзыв на заявление не представил.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
На основании указанной нормы Кодекса, принимая во внимание отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, относительно рассмотрения дела, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует.
Во исполнение указания прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 04.04.2018 № 71-26-2018 прокуратурой Вилюйского района проведена проверка исполнения федерального законодательства при строительстве торговых комплексов с массовым пребыванием людей.
17.04.2018 и.о. прокурора Вилюйского района вынесено решение о проведении проверки в ТК «Лана», расположенном по адресу: <...> на предмет проверки – соблюдение градостроительного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО2 ФИО1. Решение вручено 17.04.2018.
17.04.2018 в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель без образования юридического лица ФИО2 ФИО1 в нарушение требований градостроительного законодательства осуществила работы по реконструкции торгового павильона, расположенного по адресу: <...>, без соответствующего разрешения на строительство (реконструкцию), ввела объект в эксплуатацию без соответствующего разрешения на ввод, а именно в 2014 году произведена надстройка второго этажа общей площадью 331, 2 кв.м., о чем составлен акт проверки соблюдения федерального законодательства от 17.04.2018.
19.04.2018 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя, в котором зафиксировано: 27.02.2012 ИП ФИО2 ФИО1 приобретены в собственность торговый павильон «Лана» (нежилое помещение, 1-этажное, общая площадь 251,7 кв.м., инв. № 98 218 501/Вл1/000522, лит. Б, б) и земельный участок, расположенный по адресу: <...>, в 2014 году началась реконструкция торгового павильона, надстройка второго этажа общей площадью 331, 2 кв.м. без наличия соответствующего разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, что является нарушением статей 1, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ИП ФИО2 ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Согласно статье 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьями 23, 27 Закона N 2202-1 установлен перечень полномочий прокуроров включает права беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступивших в органы прокуратуры материалам и обращениям; возбуждать производство об административном правонарушении.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27 этого закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 2 статьи 22 указанного закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
С учетом приведенных норм, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.04.2018 вынесено заместителем прокурора в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1).
Постановление вынесено в присутствии предпринимателя ФИО2 ФИО1, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд считает, что нарушений при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором не допущено.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство и влечет для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложение административного штрафа от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство, дающего застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Объект капитального строительства в понимании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 6 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ могут являться застройщик либо заказчик, поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Заказчик в понимании пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно сведениям из свидетельства о государственной регистрации права от 14.03.2012 серии 14-АА № 8467718 предпринимателю на праве собственности принадлежит торговый павильон, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 251,7 кв.м., расположенный по адресу: Республики Саха (Якутия), <...>, что также подтверждается техническим паспортом на торговый павильон.
Между тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Вилюйского района, установлено, что ИП ФИО2 ФИО1 в 2014 году началась реконструкция торгового павильона «Лана», расположенного по адресу: Республики Саха (Якутия), <...>, в виде надстройки второго этажа, общая площадь павильона составила 331, 2 кв.м.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности в силу пункта 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Однако администрацией муниципального образования «Город Вилюйск» разрешение на строительство (реконструкцию) и разрешение на ввод в эксплуатацию ТЦ «Лана» не выдавалось, что подтверждается ответом Администрации муниципального образования «город Вилюйск» от 10.04.2018 № 463 на требование прокуратуры от 06.04.2018 № 11-8-2018 (л.д. 16).
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Факт произведенной надстройки второго этажа торгового павильона при отсутствии разрешения на реконструкцию объекта подтверждается представленным фотоматериалом, актом проверки от 17.04.20187, постановлением от 19.04.2018 и, по сути, не опровергается предпринимателем.
Таким образом, суд признает, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела доказана.
Предприниматель имел возможность для соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты заблаговременные и все зависящие от него меры по соблюдению требований.
Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущена.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При определении наказания суд в силу части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность то, что предприниматель признает совершение правонарушения, правонарушение совершено впервые. Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.
Санкция части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в минимальном размере - двадцать тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО2 ФИО1 (дата рождения: 08.06.1976, место рождения: Чжэцзян, КНР, место жительства: Республика Саха (Якутия), <...> «а», зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 14.12.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по РС (Я) (Прокуратура Республики Саха (Якутия)), ИНН <***>, КПП 143501001, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 98701000, номер счета получателя платежа 40101810100000010002, банк получателя ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России, г. Якутск; БИК 049805001, УИН 0.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова