ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3663/18 от 10.10.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск                                                                                          Дело № А58-3663/2018

19 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А. , при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Независимая Строительная компания" от 10.05.2018 без номера к Управлению по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435023238, ОГРН 1021401072406) о признании недействительными уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.03.2018 №№01-387, 01-388, 01-309, 01-391, о признании действия по отказу в снятии с государственной регистрации технических средств незаконными,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – Общество с ограниченной ответственностью «ГорТранс», ФИО1,

с участием представителей заявителя ФИО2 по доверенности, управления ФИО3 по доверенности,

у с т а н о в и л:

Как следует из материалов дела, 01.08.2006 между Закрытым акционерным обществом "Независимая Строительная компания" (далее заявитель, Общество) и Обществом с ограниченной ответственностью «ГорТранс» (далее Покупатель) был заключен договор № 6КПО8/001 согласно которого Общество продало Покупателю автомобили в количестве 10 штук (Спецификация № 1 к договору), специальную технику в количестве 7 штук (спецификация № 2) и бульдозер Камацу 355Д в количестве 1 единицы ( Спецификация № 3) по цене согласованной сторонами.

Пунктом 5.1 данного договора стороны предусмотрели, что право собственности на продаваемое имущество переходит от Общества к Покупателю с момента подписания акта приема передачи имущества.

Указанное имущество по договору было фактически передано Покупателю при отсутствии подписанного акта приема передачи.

Кроме того, 09.06.2015 между Обществом и гражданином ФИО1 был заключен договор № 15ДКП235-2-ИН123 согласно которого Общество продало ФИО1 трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием.

Указанное имущество было передано от заявителя ФИО1 по акту приема –передачи от 09.06.2015 в надлежащем качестве, количестве, включая техническую документацию.

21.03.2018 Заявитель обратился в Управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Саха (Якутия) (далее административный орган, Управление) с заявлением о снятии  с учета в связи с продажей следующего имущества:

1) Трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием Б10М.0101ЕН, гос.рег.номер 0038РА14, заводской № 38216 (157358), № двигателя 24380. № КПП 70305, № основного моста 07.2-6, цвет желтый, год выпуска 2007, отчужденный по договору №15ДКП235-2-ИН123 от 09.06.2015.

Управление 26.03.2018 рассмотрев данное заявление Общества уведомлением №01-387 сообщило об отказе в предоставлении государственной услуги по снятию с учета данной техники в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности (отсутствие паспорта самоходной машины).

2) Экскаватор Кобелко SK200,гос.рег.номер 3396РС14, заводской № YN22331, №двигателя 6D31-054284, цвет синий, год выпуска 1990, отчужденный по договору №6КП08/001 от 01.08.2006;

Управление 26.03.2018 рассмотрев данное заявление Общества уведомлением №01-388 сообщило об отказе в предоставлении государственной услуги по снятию с учета данной техники в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности (отсутствие паспорта самоходной машины).

3) Гусеничная трелевочная машина ТМ-1,гос.рег.номер 6679РС14, заводской №057, №двигателя Y0059709, №КПП 01010001, цвет синий, год выпуска 2001, отчужденный по договору № 6КП08/001 от 01.08.2006;

Управление 26.03.2018 рассмотрев данное заявление Общества уведомлением №01-390 сообщило об отказе в предоставлении государственной услуги по снятию с учета данной техники в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности (отсутствие паспорта самоходной машины).

4) Автогрейдер ДЗ-98В9-2,гос.рег.номер 023IPC 14, заводской №6368, №двигателя 219220, № КПП 19, цвет комбинированный, год выпуска 2005, отчужденный по договору № 6КП08/001 от 01.08.2006.

Управление 26.03.2018 рассмотрев данное заявление Общества уведомлением №01-391 сообщило об отказе в предоставлении государственной услуги по снятию с учета данной техники в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности (отсутствие паспорта самоходной машины).

Считая, что поскольку вышеперечисленные технические средства были фактически переданы новым собственникам на основании договоров купли-продажи с одновременным переходом права собственности на вещь,  и в соответствие части 1 статьи 223 ГК РФ заявитель утратил права собственности на них, данные технические средства должны быть сняты с регистрационного учета вне зависимости от наличия паспортов на данные средства, обратился в Арбитражный суд с требованием об обязании административный орган произвести снятие указанной техники.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил свои требования и просил суд признать недействительными уведомления административного органа об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.03.2018 уведомлением  № 01-387, № 01-388, № 01-390 и № 01-391 и восстановить нарушенные права Общества путем обязания Управления совершить регистрационные действия.

Данные уточнения прияты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Управления отклонил доводы заявителя, указав, что оспариваемые отказы приняты в пределах предоставленных полномочий на основании требований законодательства о государственной регистрации техники.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и возражения Управления, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее Постановление), разработаны правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации ФИО4 16 января 1995 года. Указанными правилами установлен единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

На территории Республики Саха (Якутия) обязанность по регистрации указанных машин возложена на Управление.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции.

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления).

Согласно п. 4 постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, зарегистрированными в Минюсте России 27 января 1995 года N 785 (далее - Правила).

Согласно п. п. 1.2, 1.3 Правил они распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан-предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.

В соответствии с п. п. 5.1, 5.2 Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе в случае прекращения права собственности на машины. При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.

Таким образом, на владельца самоходной машины возложена обязанность снять ее с учета по месту регистрации в случае прекращения права собственности на машину. Для снятия ее с учета в государственную инспекцию гостехнадзора необходимо представить, в том числе регистрационные документы и паспорт машины, сдать государственные регистрационные знаки.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель обращаясь с соответствующими заявлениями о снятии с регистрационного учета зарегистрированной за ним техники не представил документы, предусмотренные п. 5.2 Правил, государственный регистрационный знак, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по снятию самоходной машины, зарегистрированной на имя истца, с регистрационного учета.

При таких обстоятельствах, у Управления имелись правовые оснований для отказа в предоставлении указанной государственной услуге, а следовательно оснований для удовлетворения заявленного требования у суда не имеется.

Ссылка заявителя о том, что регистрационные документы и регистрационный знак на технику им утрачены в связи их фактической передачей новому собственнику судом отклоняется, поскольку согласно п. 2.8.6.4 названных Правил одним из документов, подтверждающих право собственности на машину, является решение суда. Следовательно, в судебном порядке при отсутствии регистрационных документов на машину и отсутствии самой машины, исключающих возможность восстановления документов во внесудебном порядке, может быть установлена ее принадлежность заявителю путем установления соответствующего факта.

На основании изложенного требование заявителя подлежит отказу в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

уточнение предмета заявленного требования принять.

В удовлетворении требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                                         В.А. Андреев