АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-3711/10
1 июля 2010 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (заявитель ) к Администрации муниципального образования «поселок Чернышевский» (орган местного самоуправления ) о признании частично недействительным постановления, с участием представителя заявителя ФИО1 (доверенность от 12.01.10 №04/06), составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, орган местного самоуправления не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие органа местного самоуправления, извещенного о времени и месте судебного разбирательства согласно уведомлению №35011 о вручении 24.06.10 указанному лицу заказного письма с копией определения суда от 16.06.10.
Заявитель обратился в суд в мае 2010 года (заявление от 12.05.10 №И-06-4321, поступило в суд 25.05.10) с требованием о признании недействительным постановления органа местного самоуправления от 15.10.08 №34 в части предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений в доме №21, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>.
Оспариваемое постановление заявитель получил 29.04.10 согласно соответствующему штампу на этом постановлении.
Заявитель полагает оспариваемое в части постановление несоответствующим пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 3,6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статье 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.04 №122-ФЗ, статьям 14, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления не имел права выносить оспариваемое постановление, так как на квартиры в указанном выше жилом доме не возникло право муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Постановлением Главы органа местного самоуправления ФИО2 от 15.10.08 №34 утвержден протокол №4 заседания жилищно-бытовой комиссии при органе местного самоуправления, предусмотрено поручение ВФ ОАО «Теплоэнергосервис» заключить с квартиросъемщиками соответствующие договоры на пользование жилыми помещениями.
Согласно указанному протоколу №4 рекомендовано Главе органа местного самоуправления утвердить решение о переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонта и заключить договоры социального найма с гражданами, утвердить решение о выделении служебных помещений, заключить договоры коммерческого найма с гражданами по поводу, в частности 25 квартир в доме 21, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>.
Таким образом, оспариваемым постановлением принято решение о предоставлении гражданам жилых помещений, в частности, по договорам социального найма в доме 21, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона инвестор имеет право на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Жилой дом для преподавателей ЧКШИ в <...> был создан в рамках реализации мероприятий Республиканской целевой программы «Жилище на 2007-2009 годы», в частности, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» Республиканской целевой программы «Жилище на 2007-2009 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.12.06 №565.
При этом финансирование на создание указанного жилого дома было утверждено Законами Республики Саха (Якутия) об утверждении государственного бюджета на 2007, 2008, 2009 годы в перечне строек и объектов, включаемых в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) соответственно на 2007, 2008, 2009 год.
Доказательством несения затрат на создание жилого дома для преподавателей ЧКШИ <...> за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 79.832.562,39руб. является справка финансирования по законченному строительством объекту от 24.12.09, выданная Государственным учреждением «Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия), которое в соответствии с пунктом 1.2 Положения о государственном учреждении «Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.03 №432, является юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Саха (Якутия) распоряжаться государственными бюджетными ресурсами для реализации федеральных и республиканских инвестиционных целевых программ и отдельных проектов в области капитального строительства и внедрения новых производственных технологий на территории Республики Саха (Якутия).
Жилой дом по адресу: Республика Саха (Якутия), <...> создан на основании инвестиционного договора от 06.03.08 №1-СГЗ/08 за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и за счет инвестиций Открытого акционерного общества «Республиканская инвестиционная компания», имущественные права сторон этого договора – Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Открытого акционерного общества «Республиканская инвестиционная компания», Государственного учреждения «Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия) на указанный жилой дом в силу пункта 7.3 указанного договора оформляются отдельным соглашением.
Согласно дополнительному соглашению №3 от 11.05.10 к инвестиционному договору от 06.03.08 №1-СГЗ/08 определены имущественные права Республики Саха (Якутия) и Открытого акционерного общества «Республиканской инвестиционной компании» согласно пункту 3.1 дополнительного соглашения и приложению №1 к нему.
В связи с заключением дополнительного соглашения от 11.05.10 года №3 к инвестиционному договору от 06.03.08 №1-СГЗ/08 заявителем было вынесено распоряжение от 10.06.10 года №Р-819 «О принятии в государственную собственность части имущества в законченном строительстве объекте «Реконструкция детского сада под жилой дом для преподавателей ЧКШИ в п. Чернышевский».
Согласно пункту 9 указанного распоряжения отменены распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 19.12.08 №Р-1945 и от 15.06.09 №Р-838.
Содержание распоряжения от 10.06.10 №Р-819 практически идентично содержанию отмененного распоряжения от 19.12.08 №Р-1945, но оно вынесено с учетом дополнительного соглашения от 11.05.10 №3 к инвестиционному договору от 06.03.08 №1-СГЗ/08.
Распоряжением заявителя от 10.06.10 года №Р-819 предусмотрено:
принятие в государственную собственность Республики Саха (Якутия) законченного строительством объекта «Реконструкция детского сада под жилой дом для преподавателей ЧКШИ п. Чернышевский» по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, балансовой стоимостью 79.832.562,39руб.;
закрепление на праве оперативного управления служебных квартир №№3,12,14-33 в указанном доме за Государственным образовательным учреждением «Кадетская школа-интернат имени Г.Н. Трошева» в поселке Чернышевский;
передача в муниципальную собственность Муниципального образования «Поселок Чернышевский» квартир №№1,2,4,6-10,29,35,36,38,41,42,44-48
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По квартирам №№3,12,14-33 в доме 21 по адресу: Республика Саха (Якутия), <...> 24.06.10 в Мирнинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) поданы документы на государственную регистрацию права собственности Республики Саха (Якутия), что подтверждается представленными заявителем расписками в получении документов.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.04 №122-ФЗ установлен порядок разграничения государственной собственности в Российской Федерации, предусматривающий, что:
решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества;
право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.04 №122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.
Таким образом, право собственности муниципального образования «Поселок Чернышевский» на квартиры в рассматриваемом в настоящем деле жилом доме может возникнуть только с даты, указанной в решении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) о передаче этого имущества в муниципальную собственность.
Между тем, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) не принято решение о передаче в муниципальную собственность квартир в рассматриваемом в настоящем деле жилом доме.
Таким образом, квартиры в указанном жилом доме не находятся в муниципальной собственности, а орган местного самоуправления не может осуществлять в отношении этих квартир полномочий собственника.
В материалах дела также не имеется сведений и доказательств, что в отношении указанных квартир орган местного самоуправления по воле уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляет полномочия наймодателя.
Согласно пункту 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в полномочия органов местного самоуправления входит предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Исходя приведенных норм права следует, что жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма только собственником жилых помещений, находящихся в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом органы местного самоуправления имеют право предоставлять по договорам социального найма только те жилые помещения, которые находятся в собственности муниципального образования.
Следовательно, поскольку на квартиры в рассматриваемом в настоящем деле жилом доме не возникло право муниципальной собственности, орган местного самоуправления не имел права принимать оспариваемое постановление.
Таким образом, оспариваемое постановление, не соответствует нормам законов и нарушает имущественные права Республики Саха (Якутия).
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к следующим выводам:
доводы заявителя являются обоснованными;
оспариваемое в части постановление является недействительным, так как не соответствует требованиям пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3,6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.04 №122-ФЗ, статей 14, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает имущественные права и связанные с ними законные интересы Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь статьями 167–170,176,200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление Главы Муниципального образования «Поселок Чернышевский» ФИО2 «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии» от 15.10.08 №34 в части предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений в доме №21, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), <...> проверенное на соответствие пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 3,6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статье 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.04 №122-ФЗ, статьям 14, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязать Главу Муниципального образования «Поселок Чернышевский» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Республики Саха (Якутия).
Судья В. В. Столбов