АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-3726/10
05 июля 2010 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,
при участии в деле Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам - Комитет, общества с ограниченной ответственностью «АЛКОМир групп» - Общество,
в присутствии представителя Комитета по доверенности Осиповой С.Н., представителей Общества по доверенности Великого Н.Н., Кузьминой А.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции и встречному заявлению Общества о признании недействительным решения Комитета от 18 мая 2010 года исх №07-1279 и акта проверки от 19 марта 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Комитет обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, в связи с установлением в ходе плановой проверки Общества нарушений, выразившихся в следующем
продажа в торговом зале и хранение в складском помещении алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок, всего 24 наименования алкогольной продукции в количестве 99 бутылок,
представление деклараций об объемах поступления и розничной продаже алкогольной продукции с недостоверными данными, в том числе за 1 квартал 2009 года (разница в натуральном выражении 4,79 дкл, в стоимостном выражении 285,36 тыс. руб.), за 2 квартал 2009 года (разница в натуральном выражении 102,68 дкл, в стоимостном выражении 450,39 тыс.руб.), за 3 квартал 2009 года разница в натуральном выражении 21,88 дкл, в стоимостном выражении 411,99 тыс. руб), за 4 квартал 2009 года разница в натуральном выражении 0,4 дкл, в стоимостном выражении 53,77 тыс. руб).
Общество с заявленным требованием не согласно, заявило встречное требование о признании недействительным решения Комитета от 18.05.2010 года №07-1279 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции и акта проверки от 19 марта 2010 года по следующим основаниям
проверка проведена, заявление в суд об аннулировании лицензии подано неуполномоченным органом,
фактически проверка осуществлялась по адресу: г. Якутск, ул. Кирова 31, супермаркет в присутствии директора магазина Северьяновой И.В. не уполномоченной на представление интересов Общества при проведении проверок,
с копией приказа о проведении проверки ознакомлена Скрепчук Э.М. не уполномоченная на присутствие при проведении проверки. Кроме того, в согласно актам осмотра осмотр проведен в присутствии директора супермаркета «Магнит» Северьяновой И.В,, что подтверждает тот факт, что Скрепчук Э.М. при проведении проверки не присутствовала,
в декларациях об объемах поступления и розничной продажи алкогольной продукции Обществом была указана цена поставщика, а Комитет определяет стоимостное выражение в розничных ценах. При этом в законодательстве не содержится норм, устанавливающих порядок и правила отражения сведений в указанных декларациях,
при проведении проверки Комитетом нарушены нормы ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 года,
наличие формальных признаков вменяемого Обществу нарушения не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленного требования.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 05 июля 2010 года в связи с предъявлением Обществом и принятием судом встречного требования к Комитету. Заседание продолжено в присутствии представителей сторон
Общество имеет лицензию №0002194 на право розничной продажи алкогольной продукции со сроком действия с 25.10.2007 по 24.10.2012, территория и место действия лицензии – супермаркет «Магнит», г. Якутск, ул. Кирова, 31 – далее лицензия №2194.
09 марта 2010 года приказом Комитета №ПП/АЛ-29 назначена плановая выездная проверка Общества с целью осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом федерального законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий и требований, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.
15 марта 2010 года Скрепчук Э.М. вручено уведомление Комитета от 09 марта 2010 года №07-571 о приведении плановой проверки на основании приказа от 09 марта 2010 года №ПП/АЛ-29.
По результатам проверки проверяющими составлен акт проверки, которым в частности зафиксировано
проверка проведена в присутствии Скрепчук Э.М.,
лицензиатом в торговом объекте – супермаркет «Магнит», расположенного по адресу город Якутск, улица Кирова, 31 выставлена на продажу в торговом зале и хранится в складском помещении алкогольная продукция без федеральных специальных и акцизных марок, всего 24 наименования алкогольной продукции в количестве 99 бутылок согласно акту осмотра алкогольной продукции от 16-17 марта 2010 года,
в ходе проверки представленных деклараций об объемах поступления и розничной продаже алкогольной продукции за 2009 год выявлен факт представления недостоверных данных, в том числе за 1 квартал 2009 года (разница в натуральном выражении 4,79 дкл, в стоимостном выражении 285,36 тыс. руб.), за 2 квартал 2009 года (разница в натуральном выражении 102,68 дкл, в стоимостном выражении 450,39 тыс.руб.), за 3 квартал 2009 года разница в натуральном выражении 21,88 дкл, в стоимостном выражении 411,99 тыс. руб), за 4 квартал 2009 года разница в натуральном выражении 0,4 дкл, в стоимостном выражении 53,77 тыс. руб).
24 марта 2010 года в отношении Северьяновой Инны Валентиновны составлен протокол №0166817 об административном правонарушении, которым в частности зафиксировано: директор магазина Северьянова И.В. допустила на продажу и хранение алкогольной продукции без специальных федеральных и акцизных марок согласно акту осмотра алкогольной продукции при проведении плановой проверки сотрудниками Комитета, всего 24 наименования алкогольной продукции в количестве 99 бутылок.
20 апреля 2010 года постановлением мирового судьи Северьянова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12. Кодекса об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание.
18 мая 2010 года Комитетом принято решение исх №07-1279 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции
25 мая 2010 года в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило заявление Комитета с требованием к Обществу об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции
Обществом заявлены встречные требования о признании недействительными решения Комитета от 18 мая 2010 года №07-1279 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на право розничной торговли алкогольной продукции и акта проверки от 19 марта 2010 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно имеющимся материалам дела оспариваемый акт проверки от 19 марта 2010 года составлен лицами, проводившими проверку, содержит сведения об установленных специалистами Комитета в ходе проверки нарушениях.
Оспариваемый по данному делу акт проверки от 19 марта 2010 года не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для Общества юридических последствий, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей Общества, не определяет его меру ответственности, носит информационный характер, содержит лишь выявленные Комитетом нарушения.
По мнению суда дело в части требования о признании недействительным акта проверки от 19 марта 2010 года подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» №171-ФЗ от 22.11.1995 года (далее ФЗ №171) предусмотрено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения (пункт 4 статьи 20 Ф( №171).
Статьей 22 указанного Закона предусмотрена возможность обжалования решения лицензирующего органа в лицензирующий орган и (или) в суд.
Положения статей 20 и 22 ФЗ №171 не содержат нормы о досудебном порядке урегулирования вопроса об аннулировании лицензии, а предусматривают возможность аннулирования лицензии только в судебном порядке с соблюдением определенной процедуры и право на обжалование совершенных в процессе осуществления этой процедуры действий и решений лицензирующего органа в вышестоящий орган или суд.
По мнению Общества, проверка в отношении него проведена, заявление в суд подано неуполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 18 ФЗ №171 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Закона. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Закона.
Пунктом 2 статьи 7 ФЗ №171 органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Общество считает, что Комитет не обладает полномочиями лицензирующего органа, так как на основании статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 24 января 2006 №308-З с 01 января 2010 года к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления относятся:
1) выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия);
2) формирование и ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
3) сбор сведений по розничному обороту алкогольной продукции;
4) осуществление контроля за соблюдением организациями условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;
5) осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции, подлежащей реализации в сети розничной продажи;
6) приостановление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Саха (Якутия);
7) передача материалов в суд для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Между тем Обществу лицензия №0002194 на право розничной продажи алкогольной продукции со сроком действия с 25.10.2007 по 24.10.2012 выдана Комитетом на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2006 года №147.
Пунктом 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 23 ФЗ № 171 также предусмотрено что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится в том числе осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 14.02.2007 года №33 Комитет входит в структуру Правительства Республики Саха (Якутия) и является государственным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), обеспечивающим на ее территории реализации государственной политике в том числе в области материально-технического снабжения, торговли и общественного питания.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2006 год №280 Комитет утвержден уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно разделу III Положения о Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам согласно приложению к настоящему постановлению, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 г. N 462, Комитет осуществляет в том числе
выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции
ведение декларирования розничной продажи алкогольной продукции;
государственный контроль за соблюдением организациями условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на заготовку, переработку и хранение лома черных и цветных металлов. Согласно разделу IV данного положения Комитет имеет право:
осуществлять выдачу лицензий на право розничной торговли алкогольной продукцией и заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов.
выполнять организационные мероприятия и контрольные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере оборота алкогольной продукции и заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.
Доводы Общества о неполномочности Комитета осуществлять контрольные функции лицензирующего органа в сфере розничной продажи алкогольной продукции судом отклоняются.
Обществом оспаривается решение Комитета в связи с тем, что Комитетом при проведении проверки нарушен порядок проведения проверки.
По результатам проведенной Комитетом проверки в отношении директора магазина должностным лицом органа внутренних дел составлен протокол №016817 об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи от 20 апреля 2010 года директор магазина ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12. Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта -
По правилам частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные решением суда общей юрисдикции и имеющие отношение к участвующим в деле лицам, не подлежат повторному доказыванию.
Согласно статье 402 Гражданского кодекса действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Постановление мирового судьи вступило в законную силу. Таким образом, факт хранения и продажи Обществом алкогольной продукции без специальных федеральных и акцизных мааров, всего 24 наименования алкогольной продукции в количестве 99 бутылок по 0,7л следует признать установленным.
На основании пункта 2 статьи 12 ФЗ №171 алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации;
Пунктом 3 статьи 12 ФЗ №171 установлено, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно пункту 6 статьи 12 ФЗ №161 за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Розничная продажа алкогольной продукции не допускается в том числе без маркировки в соответствии со статьей 12 ФЗ №171 (пункт 2 статьи 16 ФЗ №171).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае реализации без маркировки в соответствии со статьей 12 ФЗ №171 подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов (пункт 1 стать и25 ФЗ №171).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ФЗ№171 лицензия на производство и оборот алкогольной продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, в том числе в случае повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ №171 организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 ФЗ №171 под оборотом алкогольной продукции понимается также и розничная продажа алкогольной продукции.
Комитетом, наряду с реализацией алкогольной продукции без маркировки выявлены факты повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 4 статьи 14 ФЗ №171 порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и форм деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 ФЗ №171 субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Правительством Республики Саха (Якутия) на основании пункта 5 статьи 14 ФЗ №171 постановлением от 20 апреля 2006 г. N 147 утверждены: Порядок представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия) – далее Порядок представления декларации, форма декларации об объемах поступления и розничной продажи алкогольной продукции, указания по заполнению декларации об объемах поступления и розничной продажи алкогольной продукции – далее Указания по заполнению декларации.
Декларация о розничной продаже алкогольной продукции (далее - декларация) представляет собой отчет лицензиата об остатках, поступлении и реализации алкогольной продукции за определенный период (пункт 1 Порядка представления декларации). Декларация представляется ежеквартально юридическими лицами (организациями) независимо от организационно-правовой формы. Декларация должна содержать сведения о розничной продаже алкогольной продукции за отчетный период. Отчетным периодом является квартал (пункт 2 Порядка представления декларации).
Пунктом 5 Порядка представления декларации предусмотрено, что представляемые в декларациях сведения должны соответствовать фактическому поступлению, расходованию и наличию алкогольной продукции за отчетный период, данным первичного, бухгалтерского и налогового учета лицензиата, а также сведениям об объеме розничной продажи алкогольной продукции, представляемым Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).
Как установлено Комитетом, и следует из материалов дела, Обществом в 2009 году представлены декларации об объемах поступления и розничной продаже алкогольной продукции, в том числе
за 1 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 406,53 дкл на общую сумму 1011,82 тыс. рублей,
за 2 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 334,40 дкл на общую сумму 873,3 тыс. рублей,
за 3 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 430,7 дкл на общую сумму 694,82 тыс. рублей,
за 4 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 679,27 дкл на общую сумму 1642,14 тыс. рублей.
Как установлено Комитетом, по накладным на перемещение поступление алкогольной продукции составляет:
за 1 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 401,74 дкл на общую сумму 1 297,18 тыс. рублей. Разница в натуральном выражении составляет 4,79 дкл (в сторону завышения), в стоимостном выражении 285,36 тыс. рублей (в сторону занижения),
за 2 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 437,08 дкл на общую сумму 1 323,69 тыс. рублей. Разница в натуральном выражении составляет 102,68 дкл (в сторону занижения), 450,39 тыс рублей (в сторону занижения),
за 3 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 452,58 дкл на общую сумму 1 106,81 тыс. рублей. Разница в натуральном выражении составляет 21,88 дкл (в сторону занижения), в стоимостном выражении 411,99 тыс рублей (в сторону завышения),
за 4 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 679,67 дкл на общую сумму 1588,37 тыс. рублей. Разница в натуральном выражении составляет 0,4 дкл (в сторону занижения), в стоимости выражении 53,77 тыс рублей (в сторону завышения).
Общество допущенные нарушения не признает в связи с тем, что в декларациях Обществом была указана цена поставщика, а Комитет определяет стоимостное выражение в розничных ценах. При этом в законодательстве, по мнению Общества не содержится нормы, устанавливающих порядок и правила отражения сведений в указанных декларациях.
Пунктом 1.3. вышеупомянутых Указаний по заполнению декларации предусмотрено, что показатели объемов алкогольной продукции отражаются в натуральных показателях - декалитрах (1 декалитр равен 10 литрам) и в стоимостном выражении - тысячах рублей. Стоимостные показатели отражаются с учетом НДС и акциза. Данные о поступлении определяются на основании приходных документов (накладных, счетов-фактур) и др.) по ценам поставщика алкогольной продукции, по реализации - по ценам розничной продажи (с учетом торговой наценки).
Согласно имеющимся материалам дела Комитетом сведения о поступлении алкогольной продукции взяты по указанным в реестрах накладным, представленным Обществом при выездной проверке.
В соответствии с пунктом 6 Указаний по заполнению декларации при обнаружении лицензиатом в представленной им декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, лицензиат обязан в течение двух дней с момента обнаружения указанных ошибок внести необходимые дополнения и изменения в декларацию.
В соответствии с утвержденным Приказом Министерства торговли СССР от 20.08.86 N 201 с дополнениями и изменениями, внесенными Приказом Минторга СССР от 29.01.88 N 36 альбом форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании накладная на перемещение товаров применяется для учета движения товарно - материальных ценностей (товара, тары, материалов) внутри торговых предприятий, например: передача (отпуск) товара из секции в секцию внутри магазина, из склада в секцию и т.п. При реализации (отпуске) товаров на сторону применяются бланки типовых форм товарно-транспортных накладных, утвержденные ЦСУ СССР.
Кроме того, в ходе проверки Комитетом установлено занижение Обществом объема розничной продажи алкогольной продукции в натуральном выражении, а именно за 2 квартал 2009 года занижен объем поступления в натуральном выражении, за 3 квартал 2009 года повторно занижен объем поступления в натуральном выражении. За 4 квартал 2009 года также занижен объем поступлении алкогольной продукции в натуральном выражении.
Из представленных Обществом уточненных деклараций (представлены Комитету 08 апреля 2010 года) следует, что за указанные отчетные периоды Обществом допущено занижение по первичным декларациям в размере большем, чем установлено проверкой. В том числе, по данным уточненных деклараций за 2 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 438,97 дкл (по первичной декларации занижено на 104,57 декл), за 3 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 468,31 дкл (по первичной декларации занижено на 37,61 дкл), за 4 квартал 2009 года поступление алкогольной продукции составляет 679,27 дкл (по первичной декларации занижено на 37,81 дкл).
По смыслу пункта 3 статьи 20 ФЗ N 171 аннулирование лицензии является не обязанностью, а правом суда, такая мера по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобному роду мерам юридической ответственности, соответствовать требованиям справедливости, соразмерности и характеру совершенного деяния.
Указанная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П и от 30.07.2001 N 13-П.
Аннулирование лицензии на право осуществления определенного вида деятельности представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В соответствии с вышеизложенным, Обществом допущены нарушения статьи 12, 14, 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» №171-ФЗ от 22.11.1995 года, пункт 5 Порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия), утвержденногоПостановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2006 г. N 147.
Общество к административной ответственности по установленным Комитетом обстоятельствам продажи товара без маркировки не привлекалось. Привлечение должностного лица Общества к административной ответственности вину Общества в допущенных нарушениях не смягчает.
Основанием для аннулирования лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции в судебном порядке является, как обнаружение недостоверных данных в недостоверных сведений в декларациях об объеме розничной реализации алкогольной продукции, так и оборот алкогольной продукции (розничная торговля) без маркировки в соответствии со статьей 12 ФЗ №171.
При этом, Общество вину в допущенных нарушения не признало, доказательств того, что отсутствие маркировки и искажения в декларациях допущены по независящим от Общества обстоятельствам не представило. О наличии обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, сторонами не заявлено, из материалов дела не следует.
Отсутствие на 99 единицах алкогольной продукции 24 наименований алкогольной продукции федеральных специальных марок, представление недостоверных данных об объемах полученной алкогольной продукции, повлекших уменьшение, в течение 3 отчетных периодов подряд, совершение нарушений Закона неоднократно по взаимоотношениям с несколькими контрагентами, свидетельствует о соразмерности заявленного Комитетом требования об аннулировании лицензии.
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Общества о признании решения Комитета недействительным и о наличии оснований для удовлетворения требования Комитета об аннулировании лицензии №2194.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
Производство по делу в части встречного требования о признании недействительным акта проверки от 19 марта 2010 года прекратить.
В удовлетворении требования о признании недействительным решения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на право розничной торговли алкогольной продукции от 18 мая 2010 года №07-1279 отказать.
Лицензию №0002194, выданную обществу с ограниченной ответственностью «АЛКОМир групп» на право розничной продажи алкогольной продукции со сроком действия с 25.10.2007 по 24.10.2012, территория и место действия лицензии – супермаркет «Магнит», <...>, аннулировать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья В. Григорьева