Ты не з
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
16 июля 2018 года
Дело № А58-3775/2018
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2018 года, полный текст решения изготовлен 16 июля 2018 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мохначевской Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) без даты и номера к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с участием представителей: административного органа – ФИО2 по доверенности от 09.01.2018, ИП ФИО1 (по паспорту);
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее - административный орган) обратилось с заявлением без даты и номера к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (далее – предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предпринимателем представлен письменный отзыв на заявление, в котором указано о том, что он не является субъектом ответственности по вменяемым нарушениям.
Из материалов дела следует.
06.04.2018 в административный орган за вх. № 451-ОГ поступило обращение гражданина на некачественную питьевую воду, приобретенную в АлмазAqua.
12.04.2018 должностным лицом административного органа вынесены определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования о нарушении законодательства в области защиты прав потребителей и потребительского рынка в отношении ИП ФИО1 на основании поступившего обращения и определение об истребовании дополнительных материалов по делу об административном правонарушении № 46ОСН.
20.04.2018 должностными лицами административного органа проведен осмотр помещения – цех по разливу питьевой воды, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего предпринимателю, в ходе которого отобраны пробы воды бутилированной «АлмазAqua», о чем составлены протоколы осмотра и взятии проб и образцов.
20.04.2018 заместителем руководителя административного органа вынесено определение о назначении экспертизы с поставленными вопросами в отношении отобранных в ходе проверки проб.
19.04.2018 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» составлено экспертное заключение № 1492-04-1779-02/н-18, согласно которому установлено:
наименование пищевой продукции: на представленной этикете указано «Вода питьевая, негазированная, очищенная, 1 категории качества «Алмаз Aqua» - отсутствует информация о водоисточнике, что не соответствует требованиям гл. II р. 9 п. 3.1, п. 3,2 «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. № 299», п. 4 ч. 4.1. ст. 4 TP ТС 022/2011.
состав пищевой продукции: на этикетке отсутствует надпись «состав», имеются следующие слова: «общая минерализация: 50-100 мг/л, общая жесткость не более 7 мг-экв/л, щелочность не более 6,5, кальций (Са) не более 130 мг/л, магний (Mg) не более 65, калий (К) не более 20, бикарбонаты (НС03) не более 400, фторид-ион (F) не более 1,5, йодид-ион (J) не более 125 мкг/л». Для вышеуказанных веществ приведены гигиенические нормативы, а не фактическое их содержание (диапазон), также, для веществ: щелочность, магний, калий, бикарбонаты, фторид-ион отсутствует единица измерения, что вводит в заблуждение потребителей относительно достоверности информации о пищевой продукции, что не соответствует требованиям пункта 1 части 4.12 статьи 4 TP ТС 022/2011;
количество пищевой продукции: «19 литров», что соответствует требованиям части 4.5 статьи 4 TP ТС 022/2011;
дата изготовления пищевой продукции: на этикетке указаны слова «дата розлива указана на пробке», что соответствует требованиям п. 2, п. 3 части 4.6 статьи 4 TP ТС 022/2011;
срок годности пищевой продукции: на этикетке указано слово «срок годности: 1 месяц со дня изготовления», что соответствует п. 2, п. 3, п. 5 части 4.7 статьи 4 TP ТС 022/2011;
условия хранения пищевой продукции: «хранить в прохладном месте при температуре от +2°С до +20°С», что соответствует пп. 6 п. 1 ч. 4.1. ст. 4 TP ТС 022/2011;
наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции: «ИП ФИО1, Россия, PC (Я), <...>, 8-929-466-86-66, 8-924-765-25-05», что соответствует требованиям п. 2 части 4.8 статьи 4 TP ТС 022/2011;
рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению: не указаны, что не противоречит п. 8 ч. 4.1. ст. 4 TP ТС 022/2011;
показатели пищевой ценности пищевой продукции: не указаны, что не противоречит п. 2 ч. 4.9. ст. 4 TP ТС 022/2011;
сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов: отсутствуют, что не противоречит требованиям п. 1 части 4.10 статьи 4 TP ТС 022/2011;
единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза - имеется, что соответствует пп. 11 п. 1 части 4.1 статьи 4 TP ТС 022/2011.
27.04.2018 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» составлено экспертное заключение № 1754-04-1941-02/0-18, согласно которому в пробе бутилированной воды «АлмазAqua» выделены глюкозоположительные колифирмные бактерии – 22 КОЕ/100 (при норме – отсутствие в 300 мл.); общее микробное число при температуре 22С – 147 КОЕ/мл. (при номере не более 100 КОЕ/мл.), общее микробное число при температуре 37С – 21 КОЕ/мл. (при номере не более 21 КОЕ/мл.).
03.05.2018 специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, лицензирования и регистрации административного органа при участии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Федерального закона от 02.02.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», образующие состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В объяснении к протоколу, предприниматель указал о наличии возражений в связи с тем, что предпринимательскую детальность не ведет в соответствии с заключенным договором купли-продажи от 22.03.2018.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По пункту 4 Положения от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 19 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Протокол об административном правонарушении от 04.05.2018 составлен специалистом-экспертом отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я), следовательно, протокол составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
Протокол об административном правонарушении от 03.05.2018 составлен в присутствии предпринимателя, в связи с чем, суд не находит нарушений в порядке составления протокола.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если такие действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Следовательно, при доказанности административным органом нарушения предпринимателем указанных требований и квалифицирующего признака в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан либо создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан совершенное предпринимателем деяние подлежит квалификации по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно названной диспозиции противоправность характера действий состоит в нарушении названными субъектами обязательных требований технических регламентов к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон о качестве пищевых продуктов) при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии со статьей 4 Закона о качестве пищевых продуктов обеспечиваются посредством: - применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; - проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно- противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий; - применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Пищевые продукты в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
Согласно пункту 7 вышеуказанной статьи Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
По статье 2 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» целями принятия настоящего технического регламента являются, в том числе защита жизни и (или) здоровья человека.
Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии Техническому регламенту.
Пунктом 1 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» предусмотрено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Статьи 4 TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»:
4.4.1. Требования к маркировке упакованной пищевой продукции 1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1)наименование пищевой продукции;
2)состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3)количество пищевой продукции;
4)дату изготовления пищевой продукции;
5)срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены
изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного
союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество
и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей
продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7)наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя -изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8)рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9)показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10)сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11)единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
- ч. 4.12 Маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
п. 1, 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" -потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По представленным документам производственный лабораторный контроль бутилированной воды «АлмазAqua» проводится не в полном объеме: отсутствуют исследования воды водоисточника, на этапах водоподготовки, емкости и укупорочные средства, готовой продукции и воды перед розливом; полный химический анализ воды; отсутствуют периодические лабораторные исследования. Данный факт является нарушением пп. 5.3, 5.6, 5.8 СанПиН 2.1.4.1116-02 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».
Согласно пунктам санитарных правил:
п. 5.3. Объектами производственного контроля являются: вода водоисточника, вода на этапах водоподготовки, вода перед розливом, емкости и укупорочные средства, готовая продукция.
п. 5.6. Для контроля качества готовой продукции должны быть предусмотрены сокращенный (в каждой партии), сокращенный периодический (не реже одного раза в месяц) и полный (не реже 1 раза в год) анализы.
В соответствии п. 3 (3, 4, 5) статьи 10. Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:
-определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
-проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
-проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
А также нарушением требований по критериям качества и безопасности воды, расфасованной в емкости приложения 9.1 раздела 9 главы 2 «Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости» Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Таможенного союза (утв. решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299).
Согласно данной таблице норматива качества расфасованных вод для 1 категории по органолептическим показателям (таблица 1):
Водородный показатель (рН) - норматив 6,5-8,5. По бактериологическим показателям (таблица 4): общие колиформные бактерии - отсутствие КОЕ в 300 мл;
глюкозоположительные колиформные бактерии - отсутствие КОЕ в 300 мл;
по физиологической полноценности макро- и микроэлементного состава (таблица 5): Общая минерализация (сухой остаток), в пределах 50-1000 мг/л.
Согласно статье 12 Технического регламента "Требования к безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости" (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 09.06.2008 N 551): питьевая вода, расфасованная в емкости, считается пищевым продуктом.
Безопасность питьевой воды, расфасованной в емкости, обеспечивается совокупностью требований к безопасности питьевой воды: к показателям химического и солевого состава, микробиологическим, радиологическим, токсикологическим показателям, к производству, к потребительской упаковке (таре) и маркировке, к информации для потребителей.
Питьевая вода, расфасованная в емкости, должна соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как при ее розливе, транспортировке, хранении, так и в течение всего разрешенного срока реализации в оптовой и розничной торговле.
В соответствии пунктами 1, 7 статьи 15. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, и технологиям их производства: пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно которому качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);
применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Оценив представление доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о нарушении ИП ФИО1 санитарно-эпидемиологического законодательства, требований Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Закона о защите прав потребителей, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При этом административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Предприниматель имел возможность для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты заблаговременные и все зависящие от него меры по соблюдению требований.
Судом отклоняется довод предпринимателя о том, что он не является субъектом ответственности в связи с наличием в материалах дела копии этикетки спорной продукции с указанным в нем наименованием изготовителя «ИП ФИО1», объяснительной ФИО3 о неосуществлении деятельности в цехе розлива воды ввиду нарушений условий договора от 22.03.2018 № 1 аренды предприятия с последующим выкупом, расторжении договора ввиду фактической не передачи цеха с ИП ФИО1, что влечет невозможность осуществления деятельности.
Суд полагает, что вина предпринимателя в форме неосторожности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, поскольку предприниматель должен был осознавать неправомерность своих действий (бездействия), мог и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий в результате несоблюдения им требований технического регламента.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в ходе судебного разбирательства судом не установлено.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечение предпринимателя к административной ответственности на дату рассмотрения дела в апелляционной инстанции не истек.
Санкция части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей без конфискации предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом ставится вопрос о возможности применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представитель административного органа не возражает на замену санкции части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, среди прочего, определяет меры административной ответственности.
Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (статья 6 АПК Российской Федерации).
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 9 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа.
В настоящее время содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения размещены в соответствующем разделе на официальном сайте ФНС России, сведения являются общедоступными.
Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к правонарушениям, при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение.
Доказательств, свидетельствующих о том, что предприниматель ранее привлекался к административной ответственности, в материалах дела отсутствуют. Следовательно, данное обстоятельство свидетельствует о впервые совершенном административном правонарушении, не повлекшее за собой последствий, приведенных в части 2 статьи 3.4 Кодекса.
С учетом изложенного суд считает возможным в рассматриваемом конкретном случае заменить административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предупреждение. При этом суд также принимает во внимание, что на дату рассмотрения дела предприниматель утратил статус индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления административного органа и привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова