ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3786/08 от 05.08.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-3786/08-0325

05 августа 2008 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Янское речное пароходство» (заявитель  ) к Инспекции Федерального налоговой службы по Усть-Янскому району Республики Саха (Якутия) (налоговый орган  ) о признании частично недействительным решения, с участием генерального директора заявителя Сомова В.А., представителей заявителя Боянова В.Т. (доверенность от 02.06.08, без номера), налогового органа Сиромашенко С.Н. (доверенность от 28.07.08 №6-01), составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

заявитель обратился в суд с требованием от 01.07.08 №317/08 о признании решения налогового органа от 27.03.08 №2 недействительным и действий по удержанию: суммы единого социального налога в размерах 431.159руб. за 2004 год, 237.152руб. за 2005 год, 161.797руб. за 2006 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размерах 274.978 за 2005 год, 181.408руб. за 2006 год, суммы налога на доходы физических лиц в размерах 157.446руб. за 2004 год, 255.339руб. за 2005 год, 168.450руб. за 2006 год, 250.932руб. за 9 месяцев 2007 года.

В обоснование заявленного требования, заявитель указал, что по своей правовой природе оплата проезда в период межнавигационного отпуска соответствуют установленным нормам и относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда, направленными на компенсацию вынужденных расходов работников и которые на основании пункта 3 статьи 217 и пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения.

Налоговый орган не согласен с требованиями заявителя по основаниям, приведенным в отзыве от 18.07.08 №6-02/4822. В частности налоговый орган считает, что оплата к месту жительства и обратно работникам, которым представлен межнавигационный отпуск, не относится к компенсационным выплатам, предусмотренным пунктом 3 статьи 217, статьей 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

В период с 19.10.07 по 18.12.07 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет: налога на прибыль организаций, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на добавленную стоимость, единого социального налога за период с 01.01.04 по 31.12.06, платы за пользование водными объектами за период с 01.01.04 по 31.12.04; водного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.05 по 31.12.06; налога на доходы физических лиц за период с 01.01.04 по 30.09.07.

По итогам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 15.02.08 №2.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, представленные возражения от 15.02.08 №2, Исполняющим обязанности руководителя налогового органа вынесено решение от 27.03.08 №2 (т.1, л.д.6-61) о привлечении заявителя к налоговой ответственности на основании:

пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафов размерах 3.272руб., 12.467руб., 14.458руб., 4.175руб., 1.995руб., 42.637руб., 82.235руб., 664руб. за неполную уплату соответственно единого налога на вмененный доход, земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество, транспортного налога, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, водного налога; пункта 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафов в размерах 554руб., 1.827.021руб. за неправомерное не перечисление сумм соответственно налога на добавленную стоимость, на доходы физических лиц; пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафов в размерах 5.750руб., 400руб. за не представление в установленный срок документов соответственно в количестве 230 штук, налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых в количестве 16 штук.

Данным решением заявителю предложено уплатить 199.565руб. налога на прибыль организаций, 32.736руб. единого налога на вмененный доход и 6.428,04руб. пени, 128.695руб. земельного налога и 18.874,98руб. пени, 186.536руб. налога на добычу полезных ископаемых и 50.475,85руб. пени, 144.548руб. налога на имущество организаций и 28.058,65руб. пени, 22.534руб. транспортного налога и 3.641,59руб. пени, 1.674.910руб. налога на добавленную стоимость и 461.160,51руб. пени, 5.235.187руб. единого социального налога и 1.451.420,71руб. пени, 10.688руб. водного налога и 371,96руб. пени, 456.386руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 136.687,63руб. пени, 4.423.651,04руб. пени по налогу на доходы физических лиц.

По обжалуемым заявителем эпизодам оспариваемого решения выездной налоговой проверкой установлено и отражено в акте выездной налоговой проверки от 15.02.08 №2, следующее.

в нарушение пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем не включены в налоговую базу выплаты физическим лицам в виде оплаты работникам заявителя проезда в межнавигационный отпуск. Указанные выплаты отнесены по счету 71 и не отражены в индивидуальных карточках учета начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также сумм налогового вычета за 2004, 2005, 2006 годы, то есть работники получают доход, в виде оплаты проезда в межнавигационный отпуск, который не включается заявителем в налогооблагаемую базу по единому социальному налога, налогу на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Так занижение налоговой базы по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц составило: за 2004 год в размере 1.211.119,6руб., за 2005 год в размере 1.964.130,64руб., за 2006 год в размере 1.295.769руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в размере 1.964.130,64руб., за 2006 год в размере 1.295.769руб.

Затраты по оплате проезда членов экипажей судов заявитель включает в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, так как данные выплаты предусмотрены коллективным договором.

Факт нарушения налоговый орган подтверждает сводами начислений и удержаний, индивидуальными карточками учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета, приказами о предоставлении межнавигационных отпусков, трудовыми договорам, авансовыми отчетами работников, карточками счета 71.1 за 2004, 2005, 2006 годы, лицевыми карточками.

В силу статей 207,235 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заявитель признается налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 3 статьи 217, абзацу 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) компенсационных выплат, в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, законодатель не ограничил перечень необлагаемых выплат.

В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если: у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.04 №167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В статьях 217,238 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих доходы и суммы, не подлежащие налогообложению, понятие компенсационные выплаты употребляется в значении, вытекающем из системного толкования соответствующих норм налогового и трудового права.

Статья 165 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В соответствии с пунктом 1 распоряжением Совета Министров СССР «О плавсоставе, портово-пристанских работниках и работниках пути, уволенных на межнавигационный период» от 28.01.49 №931-р разрешено Министерству речного флота выплачивать плавсоставу, портово-пристанским работникам и работникам пути, уволенным на межнавигационный период за невозможностью их использования, единовременно 50% месячного должностного оклада и оплачивать стоимость проезда к месту жительства и обратно при условии возвращения их на работу к открытию навигации. Выплату 50% должностного оклада и оплату за проезд к месту жительства и обратно к месту работы производить за счет эксплуатационных средств после возвращения работников к открытию навигации.

В пункт 1 приказа Министра речного флота Союза ССР от 19.02.49 №52 включена норма, указанная в распоряжении Совета Министров ССР от 28.01.49 №931-р.

Судом исследованы все документы, представленные налоговым органом и послужившие основанием для доначисления оспариваемых сумм налогов и сборов, и часть из них возвращена налоговому органу после их обозрения. К материалам дела, в качестве примера, приобщены только указанные ниже документы в связи с их аналогичностью возвращенным налоговому органу.

Оплата проезда к месту использования межнавигационного отпуска подтверждается в частности следующими документами:

за 2004 год трудовыми договорами заключенными заявителем: с Абраменко Р.В. (трудовой договор без даты и номера), с Багадуровым В.Н. (трудовой договор от 27.09.04, без номера), с Грибановым А.Л. (от 05.10.04, без номера), приказами заявителя от 03.11.04 №100-к пункт 13 предоставлен межнавигационный отпуск с 28.11.04 по 31.05.05 в количестве 6 месяцев Абраменко Р.В. крановщику п/к Т117, от 05.10.04 №93-к пункт 17 предоставлен межнавигационный отпуск с 28.12.04 по 31.05.05 Грибанову А.Л. механизатору 2 класса грузового района, от 28.09.04 №85-к пункт 4 предоставлен межнавигационный отпуск с 23.01.05 по 31.05.05 Багадурову В.Н. - мотористу-рулевому 1 класса теплохода «СПН-696», карточками счета 71.1 на Абраменко Р.В., Грибанова А.Л., Брагадурова В.Н., авансовыми отчетами по проезду в межнавигационный отпуск от 30.11.04 №821 по приказу №100 - Абраменко Р.Н., от 04.11.04 №786 по приказу №93к - Грибанова А.Л., от 17.12.04 №843 по приказу №85к - Багадурова В.Н. и проездными документами, приложенными к авансовым отчетам;

за 2005 год трудовыми договорами заключенными заявителем: с Губинским А.Т. (трудовой договор от 28.09.04, без номера), с Волковой Е.И. (трудовой договор без даты и номера), с Бойко Л.В. (от 28.09.04, без номера), приказами заявителя от 03.10.05 №99-к предоставлен межнавигационный отпуск с 15.12.05 по 14.04.06 Губинскому П.Т. докеру - механизатору 1 класса грузового района НРУ, от 10.10.05 №108-к пункт 5 предоставлен межнавигационный отпуск с 12.10.05 по 10.05.06 Волковой Г.И. начальнику СД и ЭФ, от 27.09.04 №82-к пункт 7 предоставлен межнавигационный отпуск с 10.03.05 по 09.06.05 Бойко Л.В. - повару 2 категории теплохода «СК-2020», карточками счета 71.1 на Губинского П.Т., Волкову Г.И., Бойко Л.В.., авансовыми отчетами по проезду в межнавигационный отпуск от 30.06.05 №466, 30.09.05 №№634, 686 доплата к проезду по приказу №100/03 - Губинского П.Т., от 20.10.05 №735, от 30.07.05 №563, от 21.05.05 №245 по приказу №113/04 -Волковой Г.И., от 30.06.05 №504 по приказу №82/04 - Бойко Л.В. и проездными документами, приложенными к авансовым отчетам;

за 2006 год трудовыми договорами заключенными заявителем: с Петуховым А.И. (трудовой договор без даты и номера), с Яковец А.Н. (трудовой договор без даты и номера), с Соловьян А.В. (от 12.10.06, без номера), приказами заявителя от 18.10.05 №114-к пункт 6 предоставлен межнавигационный отпуск с 07.12.05 по 25.05.06 Петухову А.И. механику- шкиперу теплохода «Оха», от 31.10.05 №122к пункт 7 предоставлен межнавигационный отпуск с 12.01.06 по 15.04.06 Яковец А.Н. мотористу рулевому 1 класса теплохода «СПО-826», от 05.10.05 №103-к пункт 7 предоставлен межнавигационный отпуск с 09.02.06 по 30.04.06 Соловьян Н.Н.- повару 3 категории п/к Т106, карточками счета 71.1 на Петухова А.И., Яковец А.Н., Соловьян А.В., авансовыми отчетами по проезду в межнавигационный отпуск от 26.05.06 №176 по приказу №114 - Петухова А.И., от 29.04.06 №90 по приказу №122 - Яковец А.Н., от 22.06.06 №208 - Соловьян А.В. и проездными документами, приложенными к авансовым отчетам, что заявитель в 2004-2006 годах производил оплату проезда работникам в межнавигационный отпуск.

Пунктом 3.5 коллективного договора, заключенного между администрацией и работниками заявителя, установлено, что администрация представляет работникам административные отпуска без сохранения заработной платы с установлением выплат компенсационного характера, а плавсоставу и другим работникам, участвующим в транспортном процессе в соответствии с Положением - межнавигационные отпуска.

Пунктами 3.51, 3.3. коллективных договоров, заключенных между администрацией и работниками заявителя соответственно на 2005-2006 годы, на 2006-2009 годы, установлено, что администрация обязуется предоставлять работникам административные отпуска без сохранения заработной платы с установлением выплат компенсационного характера, а плавсоставу и другим работникам, участвующим в транспортном процессе в соответствии с приказом Министра Речного флота ССР от 19.02.49 №52 предоставляются межнавигационные отпуска с оплатой стоимости проезда к месту жительства и обратно при условии возвращения их на место работы к открытию навигации.

Из указанных выше документов, представленных налоговым органом в суд и частично возвращенным судом после их обозрения, о чем указано в протоколе от 05.08.08, следует, что заявитель производил оплату проезда работникам в межнавигационный отпуск, а не в связи с увольнением на межнавигационный период.

При таких обстоятельствах и с учетом указанных выше норм права, суд приходит в выводу, что оплата проезда работников в межнавигационный отпуск не относится к компенсационным выплатам в смысле статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации и, следовательно, правомерно включены налоговым органом в налоговую базу по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Дополнительным основанием, для признания оплаты проезда работников в межнавигационный отпуск объектом налогообложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование является отнесение заявителем указанных выплат в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствующих налоговых периодах 2004-2006 годов.

В силу изложенного суд считает, что доводы заявителя являются необоснованными, доводы налогового органа подлежат признанию обоснованными, а оспариваемые решения соответствуют статьям 210,217,237,238 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На основании изложенных норма права и обстоятельств дела, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170,176,200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Судья В.В.Столбов