ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3814/20 от 13.07.2020 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

17 июля 2020 года

Дело № А58-3814/2020

Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2020.

Полный текст решения изготовлен 17.07.2020.

Арбитражный суд в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению (жалобе) Производственного кооператива "Монтажник" (ИНН 1425001669, ОГРН 1021400850096) от 05.05.2020 № 2-01-б/н к Министерству промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435275789, ОГРН 1131447017195) об отмене постановления от 29.05.2020 № 3 и прекращении производства по делу,

с объявлением перерыва в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 06.07.2020 до 13.07.2020 11 час. 20 мин., о чем размещено публичное объявление на официальном сайте суда в сети Интернет,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.05.2020 № 17 (паспорт, копия диплома),

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 06.05.2020 № 5 (паспорт, копия диплома).

УСТАНОВИЛ:

Производственный кооператив "Монтажник" (далее – заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением от 05.05.2020 № 2-01-б/н к Министерству промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (далее – административный орган) об отмене постановления от 29.05.2020 № 3 и прекращении производства по делу.

Административный орган  представил отзыв на заявление, просит в удовлетворении требования отказать.

Заявителем представлено возражение на отзыв.

Представленные в суд документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С согласия представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание первой инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания.

Из материалов дела судом установлено.

19.04.2020 с 11 часов 30 минут по 12 часов 00 минут специалистами Олекминского комитета государственного экологического надзора Минэкологии РС(Я) на основании требования Прокуратуры Олекминского района от 13.04.2020 № 44-2020 проведен рейдовый осмотр, в ходе которого выявлен факт пользования недрами, а именно экскаватор с государственным номером 3725 РК14 регион осуществлял погрузку песка с грунта на грузовой автомобиль MAN с государственным номером <***> регион на территории затона «Селиваниха» (восточный берег залива) для отстоя судов Олекминского судоходного участка ПАО «ЛОРП» г. Олекминска. Координаты места осуществления добычи: 60.376377 с.ш., 120.530378 в.д. в 100 м. от края левого берега р. Лена в водоохранной зоне. По итогам проверки составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 19.04.2020 № 17. К акту прилагаются фототаблица, на которой изображен факт погрузки грунта (песка), а также план-схема с указанием места выявления факта пользования недрами.

20.04.2020 по факту добычи грунта ПК «Монтажник» Прокуратурой Олекминского района вынесено решение от 20.04.2020 № 119 о проведении проверки в отношении ПК «Монтажник» с целью проверки соблюдения порядка при разработке и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Срок проведения проверки установлен с 20.04.2020 по 15.05.2020.

20.04.2020 Прокуратурой Олекминского района направлено требование № 44-2020 в адрес директора Олекминского судоходного участка ПАО «ЛОРП» о необходимости явиться лично к 09 час. 15 мин. 21.04.2020 в прокуратуру для дачи пояснений по факту разработки участка недр в районе речного порта г. Олекминска.

21.04.2020 Прокурором Олекминского района получены объяснения от начальника Олекминского судоходного участка ПАО «ЛОРП» из которых следует: учитывая, что 03.02.2020 ФБУ «Администрация Ленского бассейна» дано разрешение Олекминскому судоходному участку ПАО «ЛОРП» на проведение дноуглубительных работ на акватории «Селиваниха», им было устно дано согласие на вывоз грунта с затона. Также он пояснил, что взятие грунта 19.04.2020 производилось за пределами границ акватории «Селиваниха».

20.04.2020 Прокуратурой Олекминского района направлен запрос № 44-2020 в Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) о предоставлении информации о наличии у ПК «Монтажник» действующих лицензий на право пользования недрами на территории Олекминского района.

24.04.2020 от Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) получен ответ № И-08-3050 об отсутствии у ПК «Монтажник» соответствующей лицензии.

22.04.2020 в адрес кооператива направлено требование № 44-2020 о необходимости направить представителя по доверенности 24.04.2020 к 09 час. 30 мин. в прокуратуру для дачи объяснений и составления в отношении кооператива постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требование вручено представителю кооператива ФИО3 22.04.2020.

24.04.2020 Прокурором Олекминского района получены объяснения от представителя кооператива ФИО3, из которых следует: кооператив исполняет государственный контракт от 31.01.2020 № 0816500000619019290. На территории ГБУ РС (Я) «Олекминский психоневрологический диспансер» осуществляет строительство объекта «Строительство спального корпуса на 200 мест для стационарного социального обслуживания престарелых и инвалидов в г.Олекминске Олекминского района». С целью проведения строительных работ потребовалось выравнивание строительной площадки. В связи с этим обратился к начальнику речного порта и попросил у него разрешения взять грунт с территории затона «Селиваниха», на что получил устное согласие. 19.04.2020 с 6 утра приступили к фактической добыче грунта с использование техники. Вину не признал.

24.04.2020 Прокурором Олекминского района Республики Саха (Якутия) в присутствии представителя кооператива ФИО3, действующего на основании доверенности от 22.04.2020 № 26, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Постановление вручено представителю кооператива.

22.05.2020 административным органом в адрес кооператива направолено уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, на 29.05.2020 в 16 час. 00 мин.

29.05.2020 административный орган, рассмотрев материалы административного дела, в присутствии представителя кооператива ФИО1, действующего на основании доверенности от 29.05.2020 № 31, пришел к выводу о том, что кооперативом допущено пользование недрами без лицензии, признал кооператив виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и наложил наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Кооператив, не согласившись с постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно статье 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

С учетом приведенных норм постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.04.2020 вынесено прокурором Олекминского района Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции.

Постановление вынесено заместителем прокурора с участием представителя кооператива ФИО3, действующего на основании доверенности  от 22.04.2020 № 26, в связи с чем суд считает, что нарушений при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором не допущено.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ в силу части 1 статьи 23.22 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293, установлено, что государственный геологический надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический надзор, в том числе по вопросу соблюдения требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях (пункт 7).

В силу пункта 14 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

Положением о Министерстве, утвержденным Указом Главы РС (Я) от 27.02.2017 № 1746, к полномочиям Министерства отнесено осуществление регионального государственного надзора на территории Республики Саха (Якутия) за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.22 КоАП РФ, Положением о Министерстве, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не нарушен, органом соблюдены процессуальные гарантии, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лица к ответственности.

За пользование недрами без лицензии на пользование недрами предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В преамбуле Закона о недрах определено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Пунктом 3 статьи 6 Закона о недрах определено, что недра предоставляются в пользование, в том числе для разведки и добычи полезных ископаемых.

Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 11 Закона о недрах оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр в силу статьи 9 Закона о недрах могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Пунктом 1 статьи 23 Закона о недрах соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами отнесено к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр.

Согласно части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. При этом песок является общераспространенным полезным ископаемым.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о недрах, полномочия по предоставлению права пользования участков недр местного значения отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В рассматриваемом случае заявителю вменяется факт нарушения требований статьи 11 Закона о недрах, что выразилось в добыче кооперативом песка в районе затона «Селиваниха» возле отстоя судов Оелкминского судоходного участка ПАО «ЛОРП» г. Олекминска в отсутствие лицензии на право пользования недрами.

Какие-либо разрешительные документы на добычу песка кооперативом не представлены, лицензию на право пользования недрами на данный участок недр Министерством не выдавалось.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Перечень доказательств не является исчерпывающим. Доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 Кодекса.

Факт совершения кооперативом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 19.04.2020 № 17 с приложениями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.04.2020, отобранными объяснениями.

Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельств, кооперативом не представлены, в связи с чем суд отклоняет доводы кооператива об отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Кооператив имел возможность для своевременного выполнения требований действующего законодательства, но не принял все зависящие от него меры по его исполнению, что указывает на наличие его вины.

Следовательно, действие (бездействие) кооператива образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление вынесено в отношении кооператива в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено.

По общему правилу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В отношении кооператива применена мера наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить следующее.

Частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ предусмотрено, что лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административным органом не опровергнуто то, что правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, кооперативом совершено впервые; кооператив относится к субъектам малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (включено в категорию «Малое предприятие» с 01.08.2016); отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют, а иные обстоятельства, поименованные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не усматриваются.

Доказательств наличия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доказательств причинения имущественного ущерба административным органом не представлено.

На основании изложенного, учитывая отсутствие отягчающих вину кооператива обстоятельств, отсутствие последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также принимая во внимание то, что вынесением постановления о назначении административного наказания достигнуты предупредительные цели, предусмотренные статьей 3.1 КоАП РФ, суд применяет положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, в связи с чем признает постановление о назначении административного наказания от 29.05.2020 № 3 незаконным в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей, заменив на предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Министерству промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о назначении административного наказания от 29.05.2020 № 3 в части назначения наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 800 000 руб. 00 коп., заменив административный штраф на предупреждение.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                              Р.И. Эверстова