Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
26 сентября 2022 года
Дело № А58-3816/2022
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022 года.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 12.05.2022 № 5566/15131/11 к Администрации муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 12 500 руб. финансовых санкций,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности № 99 от 23.06.2022, выданной сроком на один год (до перерыва),
Администрации – ФИО2 по доверенности от 01.04.2022, выданной сроком до 01.04.2023 (до и после перерыва),
У С Т А Н О В И Л :
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Администрации муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия) (Администрация, страхователь) о взыскании 12 500 руб. финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23.05.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – АПК РФ), определение размещено арбитражным судом в сети Интернет в системе «Картотека арбитражных дел».
Определением от 24.06.202 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства; предварительное судебное заседание арбитражного суда первой инстанции назначено на 21.06.2022.
В судебном заседании, назначенном на 12.09.2022, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 19.09.2022.
30.08.2022 от Пенсионного фонда поступило ходатайство от 29.08.2022 о рассмотрении дела в отсутствии представителя заявителя с приложениями, в том числе возражения от 29.06.2022 № 5566/21694 на отзыв.
Представителем Администрации в судебном заседании представлены дополнительный отзыв и доказательство его направления.
Поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 66 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовую позицию.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Администрация муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия) зарегистрирована в качестве юридического лица 19.02.2003, в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 28.02.2003 с присвоением регистрационного номера 016017011277.
Пенсионным фондом проведена сверка форм СЗВ-М и СЗВ-ТД. По итогам сверки выявлены расхождения (несоответствия) между указанными отчетами – на лицевых счетах отсутствует информация об одном из типов кадрового мероприятия – «Прием» либо «Увольнение» с учетом представленных сведений по форме СЗВ-М за февраль – июнь 2021года с типом формы «исходная».
24.06.2021 страхователю направлено уведомление по ТКС с ЭЦП об исправлении выявленных расхождений. Уведомление содержит предупреждение о сроке представления отчетов СЗВ-ТД, СЗВ-М, пояснительных – пять рабочих дней с момента получения уведомления.
Уточненные сведения в виде дополняющей формы СЗВ-М за февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года представлены страхователем 28.07.2021.
По данному факту Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» (далее – Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), по результатам которой выявлено представление за пределами пятидневного срока сведений на застрахованные лица, на которые ранее сведения не представлялись, установлено устранение страхователем имеющихся ошибок, на что указано в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.09.2021 № 016S18210012038, № 016S18210012039, № 016S18210012040, № 016S18210012041, № 016S18210012042, которыми было предложено привлечь страхователя к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Акты проверок с указанием времени и места рассмотрения материалов проверки на 08.11.2022 в 11:30 час. направлены страхователю почтовой связью 05.10.2021, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений со штампами почтового отделения связи о принятии для отправки и, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете, считаются полученными адресатом на шестой день со дня направления.
В назначенный день 08.11.2021 состоялось рассмотрение актов от 29.09.2021 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отсутствие страхователя, по результатам рассмотрения заместителем управляющего Пенсионного фонда приняты решения № 016S19210013088, № 016S19210013087, № 016S19210013086, № 016S19210013085, № 016S19210013084 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в виде взыскания штрафа всего в размере 12 500 руб. (500 руб. х 5 застрахованных лиц х 5 периодов).
Решения направлены страхователю почтовой связью 12.11.2021, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений со штампами почтового отделения связи о принятии для отправки и считаются полученным адресатом на шестой день со дня их направления.
Требованиями от 03.12.2021 № 016S01210012868, № 016S01210012869, № 016S01210012870, № 016S01210012871, № 016S01210012867 страхователю предложено в срок до 27.12.2021 в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в размере по 2 500 руб. (всего на сумму 12 500 руб.).
Требования направлены по почте заказными письмами 09.12.2021, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений со штампами почтового отделения связи о принятии для отправки и считаются полученными на шестой день со дня направления.
Поскольку требования об уплате штрафа ответчиком добровольно не исполнены, ОПФР по РС (Я) 17.05.2022 обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
В связи с отказом в выдаче судебного приказа определением суда от 26.04.2022,по делу № А58-3108/2022, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Изучив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В обоснование заявленных требований Пенсионный фонд ссылается, что страхователем сведения в виде дополняющей формы за спорные периоды в отношении застрахованных лиц (опекунов, попечителей), не получающих страховые пенсии, были представлены за пределами 2-днгвного срока, в связи с чем отсутствуют основания освобождения от ответственности, предусмотренной пунктом 40 Инструкции № 211н. Страхователь подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Администрация не согласна с заявленными требованиями, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему. В частности Администрация считает, что с 14.10.2020 по 21.12.2021 бухгалтера Администрации, в связи с новой коронавирусной инфекцией, работали дистанционно по дополнительному соглашению к трудовому договору от 03.12.2018; приемные родители и опекуны заключают договора с органами Опеки и попечительства об осуществлении опеки на возмездной основе, поэтому они не являются штатными сотрудниками Администрации; в ходе составления отчета заданный период было устно согласовано с сотрудником Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) по Намскому улусу о не включении приемных родителей и опекунов в отчёт СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах), и при сдаче отчета СЗВ-М бухгалтерией Администрации данные лица были исключены с февраля по июнь 2021 г. При этом об изменениях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», сотрудники Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) не были осведомлены, в результате чего со стороны работников бухгалтерии Администрации ошибочно, данные лица не включены при составлении отчетности; за период с февраля по июль 2021 г. в бухгалтерию Администрации никаких уведомлений об устранении имеющихся расхождений со стороны Пенсионного фонда не направлялись и в адрес Администрации уведомлений не поступало; о внесении изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» узнали сами работники бухгалтерии Администрации, о чем в июле 2021 года сообщили сотруднику Намского Отделения Пенсионного фонда; со стороны работников бухгалтерии были приняты меры по отправлению дополняющей формы СЗВ-М, также было сообщено и разъяснено об изменениях данного закона сотрудникам Намского Отделения Пенсионного фонда. После чего, удостоверившись, 28.07.2021 бухгалтерией Администарции были составлены и отправлены сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-М «дополняющая» с февраля по июнь 2021 г. от 28.07.2021, где включили 5 (пять) приемных родителей и опекунов, которые не получают пенсию; сотрудниками Отделения Пенсионного фонда после получения в июле 2021 г. корректирующего (дополняющего) отчета, акты составлены только 29.09.2021; Отделение Пенсионного фонда лишило страхователя возможности реализовать свое право на уточнение/ исправление сведений в отведенный для этого срок. В этой ситуации Пенсионный фонд не вправе применять к страхователю финансовые санкции; если уточненные сведения будут поданы до обнаружения ошибки органом ПФР, то штрафные санкции к работодателю не применяются. Также страхователь просим учесть, что ранее правонарушений по составлению отчетов бухгалтерией Администрации МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия), не допускались и совершено неумышленно, также отсутствует ущерб для бюджета ПФР.
Оценив и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проверив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке предусмотрено статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании) страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона об обязательном пенсионном страховании Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статье 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии со статьей 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, статьей 6 Закона об обязательном пенсионном страховании общество является страхователем, и согласно статье 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Такие сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя (статьи 8, 9, 11, 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (действует с 27.07.2020, зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 № 58956; далее – Инструкция № 211н) и Порядком заполнения форм сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019 № 485п (действует с 11.02.2020, зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2020 № 57349).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Из материалов дела следует, что Администрации вменяется нарушение сроков представления сведений за февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года на застрахованные лица, сведения о которых ранее не представлялось (исходные формы по данным периодам не содержат сведений о 5 застрахованных лицах, указанных в дополняющей форме) по результатам направления Пенсионным фондом уведомления об устранении расхождений 24.06.2021.
Согласно части 5 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
С 27.07.2020 вступила в действие утвержденная приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее – Инструкция № 211н).
В частности, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения (пункт 38 Инструкции № 211н).
Таким образом, законодатель установил, что страхователь вправе дополнить и уточнить переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим Пенсионным фондом Российской Федерации, порядок такого согласования корректировки сведений о застрахованных лицах установлен пунктом 38 Инструкции № 211н.
Абзацем 5 части 2 статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлено, что Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 № 178п утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета (далее – Порядок № 178п).
Пунктом 14 Порядка № 178п предусмотрено, что в течение 1 рабочего дня с момента поступления электронных документов при представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет Страхователю подтверждение получения указанных сведений - уведомление о доставке.
В соответствии с пунктом 15 указанного Порядка № 178п при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка представленных сведений путем сверки сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-ТД, по результатам которой в адрес страхователя 24.06.2021 направлено уведомление об устранении расхождений по ТКС ЭЦП. Указанное уведомление получено страхователем 25.06.2021.
Во исполнение уведомления страхователь представил 28.07.2021 дополняющие формы СЗВ-М за февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года в отношении 5 застрахованных лиц по каждому периоду.
Поскольку страхователь дополнил и уточнил переданные им сведения о 5 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль – июнь 2021 года по уведомлению страховщика, направленного 24.06.2021 и полученного 25.06.2021, только 28.07.2021, то есть с нарушением 5-дневного срока, согласованного со страховщиком, то указанные действия страхователя правильно квалифицированы страховщиком по части 3 статьи 17 Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете как непредставление страхователем индивидуальных сведений в срок, предусмотренный пунктом 2.2 статьи 11 Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете, и страховщиком правомерно применены финансовые санкции в размере 2 500 руб. по каждому периоду (500 руб. х 5).
С учетом наличия факта совершения правонарушения суд приходит к выводу, что привлечение страхователя к ответственности является законным и обоснованным, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено.
При этом суд отклоняет доводы Администрации как документально неподтвержденные. Кроме того, материалами дела подтверждается, что уведомление было направлено Пенсионным фондом страхователю по ТКС ЭЦП 24.06.2021 и получено страхователем 25.06.2021.
В части доводов Администрации о том, что ранее правонарушений по составлению отчетов бухгалтерией Администрации не допускались и совершено неумышленно, отсутствует ущерб для бюджета, суд, с учётом того, что применение органом Пенсионного фонда обстоятельств, отягчающих либо смягчающих ответственность, не предусмотрено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ, приходит к следующему.
Суд полагает, что в данном конкретном случае имеются основания для снижения размера штрафных санкций, примененных к страхователю на основании решений Пенсионного фонда от 08.11.2021 № 016S19210013088, № 016S19210013087, № 016S19210013086, № 016S19210013085, № 016S19210013084 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
В вышеназванном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности) не лишен возможности снизить размер ранее назначенного штрафа.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
Право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В этой связи, снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда и поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений для снижения сумм подлежащих взысканию финансовых санкций, принимая во внимание отсутствие умысла в совершении нарушения, вмененное страхователю правонарушение совершено впервые (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), не привело к возникновению задолженности по уплате страховых взносов, отсутствие задолженности по уплате взносов на момент совершения правонарушения, учитывая отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения для государства, страхователь является органом местного самоуправления, финансируемым из бюджета, а также руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя, суд считает возможным снизить размер финансовой санкции, подлежащей взысканию с заявителя на основании статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в десять раз. Арбитражный суд полагает, что штрафа в размере 1 250 руб. является достаточным, чтобы выполнить свою карательную и превентивную функции. Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, заявленные требования подлежат удовлетворению в части взыскания финансовых санкций в размере 1 250 руб. за несвоевременное представление страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года. В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Пенсионный фонд и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем вопрос распределения судебных расходов не рассматривается.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа по веб-адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить в части.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) финансовые санкции в размере 1 250 рублей, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май, июнь 2021 года.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Ю.Ю. Клишина