ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3848/2023 от 24.07.2023 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

07 августа 2023 года

Дело № А58-3848/2023

Резолютивная часть решения объявлена 24.07.2023.

Мотивированное решение изготовлено 07.08.2023.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» (ИНН 1435186578, ОГРН 1071435007291) от 28.04.2023 № 01/284 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2023 об административном правонарушении № 1/15.14-2023/61, с участием представителей: заявителя – Ковалик П.П. по доверенности от 26.04.2023 № 10/23, диплом; Минфина – Рудницкой О.Ю. по доверенности от 02.05.2023 № 17/16-1-33/23-767, Тимофеевой Н.И. по доверенности от 25.04.2023 № 17/16-1-33/23-726, диплом, установил:

акционерное общество «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» - далее Общество, заявитель, Типография обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) – далее Минфин о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2023 № 1/15.14-2023/61 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что являются необоснованными выводы о нарушении п. 1 ст. 80 БК РФ, пп. 2 п. 3 распоряжения Правительства РС (Я) от 26.04.2022 № 380-р, пунктов 2.2, 3.2.3 договора № 2 об участии РС (Я) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022, заключенного между Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) и Обществом, об использовании Обществом бюджетных инвестиций в размере 5 933 983, 67 рублей на иные цели; целью предоставления бюджетных инвестиций является обновление оборудования, установлены показатели результативности предоставления бюджетных инвестиций – приобретение в срок до 31.12.2022 оборудования, что было достигнуто Обществом; в государственную собственность были переданы акции обыкновенные номинальной стоимостью одной акции 5 рублей в количестве 5 000 000 рублей, Обществом получены денежные средства в размере 25 000 000 рублей от продажи акций; использование Обществом денежных средств, полученных от продажи акций не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Минфин не согласен с заявленными требованиями Общества по основаниям, указанным в отзыве от 14.06.2023 № 17/16-1-33/23-1009 (том 1, л.д. 69 – 71).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Министерством финансов Республики Саха (Якутия) на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 25.01.2023 № 01-04/97 «О назначении выездной проверки в Акционерном обществе «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» и на основании Плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на 2023 год в период с 31.01.2023 по 08.02.2023 в отношении акционерного общества «Якутская Республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» проведена выездная проверка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении, эффективного и целевого использования средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на увеличение уставных капиталов (фондов) хозяйствующим субъектам за период 2021 -2022 годы.

По итогам выездной проверки составлен акт от 15.02.2023, в котором установлен факт нецелевого использования средств бюджетных инвестиций в размере 5 933 983, 67 рублей, предусмотренных на приобретение оборудования. Фактически в период с 04.07.2022 по 08.09.2022 при нехватке собственных средств Обществом
средства бюджетных инвестиций неоднократно отвлекались на хозяйственные нужды, в том числе на оплату заработной платы, оплату поставщикам за выполненные услуги и др.

17.03.2023 главным контролером-ревизором отдела контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Рудницкой О.Ю. составлен в отношении Типографии протокол об административном правонарушении, в котором указано нарушение – в период с 04.07.2022 по 08.09.2022 при нехватке собственных средств Обществом средства бюджетных инвестиций неоднократно отвлекались на хозяйственные нужды Общества (заработная плата, оплата поставщикам за выполненные услуги и др.) на общую сумму 5 933 983, 67 рублей, тем самым в действиях Общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол составлен в присутствии генерального директора Общества Сыромятникова В.И., им представлены объяснения в письменной форме от 17.03.2023 № 01/177.

Определением от 24.03.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении № 1/15.14-2023/61 от 17.03.2023 в отношении Общества по статье 15.14 КоАП РФ назначено на 29.03.2023 в 15 час. 00 мин.

Определением от 28.03.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении № 1/15.14-2023/61 от 17.03.2023 в отношении Общества отложено на основании ходатайства Общества на 04.04.2023.

Постановлением от 04.04.2023 № 1/15.14-2023/61 об административном правонарушении, вынесенным зам. министра финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой В.П. в присутствии генерального директора Общества Сыромятникова В.И., Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 296 700 рублей.

Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 42 Закона РС (Я) от 05.02.2014 1280-З № 111-V « О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я)» бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля РС (Я), к которым относятся Счетная палата РС (Я), Министерство финансов РС (Я), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой РС (Я) и Правительством РС (Я), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом РФ и настоящим Законом.

Согласно п.1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2013 № 315, Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики РС (Я) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти РС (Я), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Согласно пункту 3.53 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов РС (Я) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с п.2 ст. 23.7.1 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе:

1)руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители;

2)руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренные частями 2-4 статьи 7.29.3, частями 3 и 4 статьи 15.15, частями 1, 3 и 4 статьи 15.15.1, статьей 15.15.5-1, частями 1-6 статьи 15.15.6, статьями 15.15.7, 15.15.11, 15.15.14, 15.15.15 настоящего Кодекса.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23.03.2022 № 2359 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)» заместителем министра Республики Саха (Якутия) является Иванова Варвара Петровна.

Рудницкая Олеся Юрьевна, составившая протокол об административном правонарушении от 17.03.2023 в отношении акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина», является главным контролером-ревизором отдела контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Отдел контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе составляет протоколы и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере (п.2.8 Положения об отделе контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) В.А. Жондоровым 30.09.2019).

В соответствии с пп. 10 п. 3.2 Должностного регламента главного контролера - ревизора отдела контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия), государственного гражданского служащего Республики Саха (Якутия), замещающего должность государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) категории «специалисты», утвержденного министром финансов Республики Саха (Якутия) В.А. Жондоровым 30.09.2019, гражданский служащий - главный ревизор-контролер осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе составляет протоколы и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления не допущено, гарантии, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Распоряжением Правительства PC (Я) от 26.04.2022 № 380-р «Об увеличении уставного капитала акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» в целях обновления оборудования Общества в рамках государственной программы «Развитие информационного общества на 2020-2024 годы» за счет государственного бюджета PC (Я) предусмотрено увеличение уставного капитала Общества на 25 000 000,0 рублей.

Пунктом 3 распоряжения Правительства PC (Я) от 26.04.2022 № 380-р Обществу рекомендовано:

1) осуществить в установленном порядке необходимые мероприятия по увеличению уставного капитала Общества на сумму 25 000 000,0 рублей путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки акционеру - PC (Я) в лице Министерства имущественных и земельных отношений PC (Я);

2) направить полученные денежные средства на приобретение оборудования и количестве не менее 12 единиц, в том числе: вкладочно-швейно-резальный агрегат ВШРА Muller Martini Bravo Plus, AMRYS, 2008 г.в.; автоматическая биговально-перфорационная машина PIT STOP DGLINE 8000; система скоростной цифровой резки IECHO РК; высокоскоростная одноножевая резальная машина PRISM 115; станок для заточки твердосплавных ножей Ilmetech il2; хонинговальный ручной инструмент для заточки ножей; проволокошвейная машина Bostitch М30; станок штриховки книг в переплете ШТРИХ-460 напольное исполнение 380В; машина книговставочная 2КВ-350Г/Х 380В (горячий клей); комплекс переплетных крышек КДМ-3 (500*900) 380В; пресс обжима корешка 2 ПК-350 380В; брошюровочный аппарат DWC-520A.

Постановлением Правительства PC (Я) от 27.05.2021 № 175 утверждены Правила принятия решений о предоставлении: из государственного бюджета PC (Я) бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями Республики Саха (Якутия) и государственными унитарными предприятиями Республики Саха (Якутия), на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 13 Правил № 175 договором, заключаемым в связи с предоставлением бюджетных инвестиций, предусматриваются, в том числе: целевое назначение бюджетных инвестиций, их объем распределением по годам); ответственность юридического лица за несоблюдение целей, условий и (или) порядка предоставления бюджетных инвестиций.

В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, Законом PC (Я) от 30.11.2021 2416-З № 743-VI «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», распоряжением Правительства PC (Я) от 26.04.2022 № 380-р, Правилами от 27.05.2021 № 175 между Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий PC (Я) и Обществом заключен договор об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 № 2, согласно которому:

-п. 2.1. PC (Я) предоставляет Обществу бюджетные инвестиции в размере 25 000 000, 0 рублей не ранее принятия уполномоченным органом Общества решения об увеличении уставного капитала путем реализации дополнительного выпуска акций на сумму предоставляемых бюджетных инвестиций;

-п. 2.2. Цель предоставления бюджетных инвестиций - обновление оборудования;

- п. 2.4. Показатели результативности предоставления бюджетных инвестиций – приобретение в срок до 31.12.2022 следующих оборудований: вкладочно-швейно-резальный агрегат ВШРА Muller Martini Bravo Plus, AMRYS, 2008 г.в.; автоматическая биговально-перфорационная машина PIT STOP DGLINE 8000; система скоростной цифровой резки IECHO РК; высокоскоростная одноножевая резальная машина PRISM 115; станок для заточки твердосплавных ножей Ilmetech il2; хонинговальный ручной инструмент для заточки ножей; проволокошвейная машина Bostitch М30; станок штриховки книг в переплете ШТРИХ-460 напольное исполнение 380В; машина книговставочная 2КВ-350Г/Х 380В (горячий клей); комплекс переплетных крышек КДМ-3 (500*900) 380В; пресс обжима корешка 2 ПК-350 380В; брошюровочный аппарат DWC-520A;

-п. 3.2.3. Общество обязуется использовать бюджетные инвестиции строго по целевому назначению в соответствии с разделом 2 договора;

-п. 6.4. При наличии состава правонарушения Стороны несут ответственность, предусмотренную статьями 15.14, 15.15.4 КоАП РФ;

-п. 6.5. Субъект инвестиций несет ответственность за несоблюдение целей, условий и (или) порядка предоставления бюджетных инвестиций.

В соответствии с распоряжением Правительства PC (Я) от 26.04.2022 № 380-р, решением Совета директоров от 13.05.2022 № 2/2022, договором об участии PC (Я) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 № 2 между Министерством имущественных и земельных отношений PC (Я) (получатель), Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий PC (Я) (плательщик) и Обществом (продавец) от 08.06.2022 заключен договор купли-продажи ценных бумаг Общества № ЦБ-22-257. Стоимость сделки составляет 25 000 000,0 рублей.

Денежные средства в размере 25 000 000,0 рублей перечислены Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий PC (Я) платежным поручением от 10.06.2022 № 548 (КБК 601-0412-9950044906-452-530) на расчетный счет Общества, открытый в АКБ «Алмазэргиэнбанк» № 40602810100002608619.

Проверкой целевого использования средств, источником которых являются бюджетные инвестиции на приобретение оборудования, установлено, что денежные средства, источником которых являются бюджетные инвестиции. Обществом учитываются на расчетном счете наряду с иными средствами, поступающими за счет осуществления хозяйственной деятельности Общества; средства бюджетных инвестиций были направлены Обществом во вклад (депозит) АО АКБ «Алмазэргиэнбанк» по трем договорам и были возвращены на счет Общества; по данным карточки счета 51 «Расчетные счета» совокупности всех расчетных счетов) установлено, что за период с 04.07.2022 по 08.09.2022 при нехватке собственных средств Обществом средства бюджетных инвестиций неоднократно отвлекались на хозяйственные нужды Общества (заработная плата, оплата поставщикам за выполненные услуги и др.) на общую сумму 5 933 983, 67 рублей, что отражено в приложении № 1 к постановлению об административном правонарушении, и по существу не оспаривается Обществом.

Тем самым, Минфин считает, что Обществом допущено нецелевое использование бюджетных инвестиций, предусмотренных договором об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 № 2, несмотря на то, что использованные не по целевому назначению средства восстановлены Обществом путем направления собственных средств Общества на приобретение оборудования, что было предусмотрено распоряжением Правительства РС (Я) от 26.04.2022 № 380-р, договором об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 № 2.

Суд соглашается с выводом Минфина о том, что Обществом допущено нецелевое использование денежных средств, источником которых являются бюджетные инвестиции.

В нарушение пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 3 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2022 № 380-р «Об увеличении уставного капитала акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина», пунктов 2.2, 3.2.3 договора об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 № 2, заключенного между Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий и Обществом средства, источником которых являются бюджетные инвестиции в сумме 5 933 983,67 рублей, предусмотренные на приобретение оборудования. Обществом использованы на иные цели, в том числе на оплату заработной платы, оплату поставщикам за выполненные услуги и др.

Суд считает, что направление средств, источником которых являются бюджетные инвестиции, в размере 5 933 983, 67 рублей на цели, отличные от цели, предусмотренной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2022 № 380-р «Об увеличении уставного капитала акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина», договором об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 № 2, достоверно подтверждается материалами дела.

Довод Общества о том, что при добровольном восстановлении использованных целевых средств факт правонарушения отсутствует, судом отклоняется.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Минфином, что использованные по нецелевому назначению средства субсидии были восстановлены Обществом путем направления собственных средств Общества на приобретение оборудования.

Суд считает, что факт восстановления использованных не по целевому назначению средств, источником которых являются бюджетные инвестиции, не меняет факта нецелевого использования средств.

В соответствии со статьей 15.14. КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

В силу статьи 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основании абзаца четвертого статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1).

Объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, а указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции. Последующее восстановление средств не исключает факт использования средств не по целевому назначению, ответственность за который предусмотрена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с договором об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 № 2 Общество обязуется использовать бюджетные инвестиции строго по целевому назначению (п. 3.2.3), при наличии состава правонарушения стороны несут ответственность, предусмотренную статьями 15.14, 15.15.4 КоАП РФ (п. 6.4), субъект инвестиций несет ответственность за несоблюдение целей, условий и (или) порядка предоставления бюджетных инвестиций (п. 6.5).

С учетом вышеизложенных положений бюджетного законодательства, суд считает, что Обществом допущено нарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ в части использования средств на цели, не предусмотренные договором от 03.06.2022 № 2, в размере 5 933 983, 67 рублей.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Материалами дела, в том числе, актом проверки от 15.02.2023, протоколом об административном правонарушении от 17.03.2023, материалами административного дела подтверждается, что Общество перечислило бюджетные средства в размере 5 933 983, 67 рублей не по целевому назначению.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Минфином правомерно установлено наличие события вмененного Обществу административного правонарушения и правильная его квалификация по статье 15.14 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Общество, являясь получателем бюджетных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), не могло не знать о целевом характере бюджетных средств и не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им положений действующего бюджетного законодательства.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных положений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Административное наказание Обществу назначено в виде штрафа в сумме 296 700 рублей, что составляет минимальный размер санкции статьи 15.14 КоАП РФ (5% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не пропущен.

Оснований для признания совершенного администрацией правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, поскольку характер совершенного правонарушения не позволяет сделать вывод о его исключительности. Само нарушение заявителем требований бюджетного законодательства свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к установленным правовым требованиям и предписаниям. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности, поскольку в данном случае были приняты определенные обязательства и осуществлены расходы за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае отсутствует возможность замены административного штрафа на предупреждение в связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По совокупности изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Общества полностью.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требования акционерного общества «Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина» о признании незаконным и отмене постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 04.04.2023 № 1/15.14-2023/61 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.Н. Устинова