ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3930/13 от 09.10.2013 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск

09 октября 2013 года

Дело №  А58-3930/2013

Судья Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Андреев В.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Общества с ограниченной ответственностью "Северная строительная компания" – далее «заявитель» к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ленское управление Ростехнадзора) – далее «Управление»,

о признании незаконным и отмене постановления № 04-22/632 от 05.07.2013 о назначении наказания по делу об административном правонарушении,

исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, на основании требования заместителя Прокурора Республики Саха(Якутия) от 19.06.2013 № 21-13-2013 Управлением была проведена внеплановая проверка в отношении заявителя с целью определения соблюдения требований безопасности энергоустановок и сетей.

26.06.2013 Управлением был составлен акт проверки согласно которого выявлены следующие нарушения со стороны заявителя : п. 1.2.1, п.1.2.5, п.2.1.1, п.2.2.6, п.2.4.1, гл.3, п.3.1.5 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТРМ-016-2001) утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №163 от 27.12.2000г. П.1.2.1, п.1.2.2,

П. 1.2.3, п. 1.2.7, п. 1.4.4, п. 1.8.9, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) Утвержденных Приказом Минэнерго России №3 от 13.01.2001г., зарегистрированных Минюстом России № 4145 от 22.01.2003г. П.1.7.51 Правил устройства электроустановок утвержденных Приказом № 204 Минэнерго РФ от 8 июля 2002г.

26.06.2013 Управление своим письмом № 04-16/2858 уведомило заявителя о времени и месте составления Протокола об административном правонарушении.

28.06.2013 Управлением в присутствии представителя заявителя был составлен Протокол об административном правонарушении, согласно которого заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

05.07.2013 Управлением было принято Постановление № 04-22/632 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

В представленном отзыве на заявление Управление отклонило доводы заявителя указав на законность и обоснованность оспариваемого Постановления.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 9.11. КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.

В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии отсутствие события административного правонарушения.

Таким образом, привлекая общество к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ, Управление обязано установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, с нарушение положений соответствующих Правил.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы. В данном случае таковым является Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

По мнению суда, вмененное заявителю нарушение п. 1.2.1, п.1.2.5, п.2.1.1, п.2.2.6, п.2.4.1, гл.3, п.3.1.5 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТРМ-016-2001) утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №163 от 27.12.2000г не составляет объективную сторону вменяемого правонарушения.

П.1.2.1, п.1.2.2, П. 1.2.3, п. 1.2.7, п. 1.4.4, п. 1.8.9, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) Утвержденных Приказом Минэнерго России №3 от 13.01.2001г

Согласно п. 1.2.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила), эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией. Потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов, своевременное и качественное проведение технического обслуживания, подбор электротехнического и электротехнологического персонала (п. 1.2.2 Правил).

В соответствии с п. 1.1.2 Правил они распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки у заявителя имелся надлежаще подготовленный электротехнический персонал в лице работников Поясок Ю.Н. и Герасимова П.В. Довод Управления о том, что принятие Герасимова П.В. не было согласовано с Управлением отклоняется судом как необоснованный, поскольку из содержания Протокола заявителю вменялось нарушение пунктов .1.2.1, п.1.2.2, П. 1.2.3, п. 1.2.7, п. 1.4.4, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей а не пункта 1.4.29.

Также не подтверждено материалами дела нарушение пункта 1.8.9, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В соответствии с данным пунктом на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация:

оперативная схема, оперативный журнал; журнал учета работ по нарядам и распоряжениям; журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок; журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики; журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании; ведомости показаний контрольно-измерительных приборов и электросчетчиков; журнал учета электрооборудования; кабельный журнал.

На рабочих местах должна также иметься следующая документация:

списки работников: имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования; имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды; которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего; допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность; подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках; списки ответственных работников энергоснабжающей организации и организаций-субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры; перечень оборудования, линий электропередачи и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке; производственная инструкция по переключениям в электроустановках; бланки нарядов-допусков для работы в электроустановках; перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

Из содержания представленного отзыва на заявление следует, что журнал работ на электроустановках заявителем был представлен, а недостатки в его заполнении не составляют объективную сторону вменяемого заявителю правонарушения.

Из содержания вменяемого заявителю нарушения пункта 1.7.51 Правил устройства электроустановок утвержденных Приказом № 204 Минэнерго РФ от 8 июля 2002г. следует, что для защиты от поражения электрическим током в случае повреждения изоляции должны быть применены по отдельности или в сочетании следующие меры защиты при косвенном прикосновении:

защитное заземление; автоматическое отключение питания; уравнивание потенциалов; выравнивание потенциалов; двойная или усиленная изоляция; сверхнизкое (малое) напряжение; защитное электрическое разделение цепей; изолирующие (непроводящие) помещения, зоны, площадки.

Из представленных материалов проверки и содержания Протокола об административном правонарушении невозможно определить, что момент проверки с 24.06.2013 по 26.06.2013 на объекте заявителя была повреждена изоляция энергоустановок, а следовательно вменяемое заявителю нарушение 1.7.51 Правил устройства электроустановок является необоснованным.

Кроме того, указания в оспариваемом Постановлении на нарушение со стороны заявителя о демонтаже опоры без согласования с ОАО АК «Якутскэнерго» не содержит в себе даты совершения данного правонарушения.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенных обстоятельств дела и приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемое Постановление отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 04-22/632 от 05.07.2013 о назначении наказания по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Северная строительная компания" признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения .

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Андреев В. А.