ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-397/12 от 12.03.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело № А58-397/12

19 марта 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2012 года.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2012 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Столбова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) от 22.12.2011 № 01-06-10/009407 к Центральному банку Российской Федерации (Национальный банк Республики Саха (Якутия) о взыскании 38 879,77 руб., с участием в судебном заседании представителя ответчика – Ксенофонтовой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Портнягиной Е.Н.,

УСТАНОВИЛ:

в предварительное судебное заседание налоговый орган не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (уведомление о вручении 20.02.2012 заказного письма № 67700047069971), своих представителей не направил.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) (далее – налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 22.12.2011 № 01-06-10/009407 о взыскании с Центрального банка Российской Федерации (Национальный банк Республики Саха (Якутия) (ИНН 7702235133) (далее – ответчик) 38 879,77 руб., в том числе: 7 729,88 руб. недоимки по земельному налогу, 20 427,82 руб. пени по земельному налогу и 10 722,07 руб. штрафных санкций.

Отзывом от 26.01.2012 № 12-09/652, поступившим в суд 27.01.2012, ответчик просит отказать налоговому органу в удовлетворении иска в связи с истечением совокупных сроков на принудительное взыскание, предусмотренных статьями 46, 47, 48, 115 Налогового кодекса Российской Федерации. Также ответчик указывает, что данный иск налогового органа возник после обращения ответчика в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании незаконным действия налогового органа по выдаче ненадлежащей справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеня и штрафам РКЦ г. Алдан по состоянию на 01.07.2011. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.11.2011 по делу № А58-4763/11 признано незаконным действие налогового органа, выразившееся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 44853 по состоянию на 01.07.2011.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

С учетом указанного, а также отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, относительно рассмотрения дела в отсутствие представителей налогового органа, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей налогового органа, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены обстоятельства дела.

Согласно решению Управления министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения заявителем от 19.04.2001 № 16-15-16/3 и требованию об уплате налога от 19.04.2001 № 16-15-16/3 заявитель должен уплатить 14 568,86 руб. земельного налога, 7 356,12 руб. пени и 10 722,07 руб. санкций по земельному налогу.

Указанную задолженность требованием № 16-15-16/3 об уплате налога по состоянию на 28.03.2001 налоговый орган предложил ответчику уплатить в срок до 16.05.2001.

В справке № 44853 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.07.2011 отражены суммы задолженности по земельному налогу, соответствующих пени и санкции, в том числе: 7 729,88 руб. недоимки, 20 427,82 руб. задолженности по пени, 10 722,07 руб. задолженности по налоговым санкциям.

Как следует из содержания решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.11.2011 по дело № А58-4763/11 суд пришел к выводу, что налоговым органом пропущен срок на взыскание 7 729,88 руб. земельного налога, 20 427,82 руб. пени и 10 722,07 руб. санкций по земельному налогу, указанных в справке № 44853, и у него отсутствуют правовые основания для их взыскания во внесудебном порядке.

Между тем суд счел, что вывод об утрате налоговым орган возможности взыскать 7 729,88 руб. земельного налога, 20 427,82 руб. пени и 10 722,07 руб. санкций по земельному налогу в судебном порядке может являться преждевременным.

Также суд пришел к выводу, что суд никоим образом не может ограничить налоговый орган на обращение в суд с заявлением, предусмотренным статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку это противоречило бы основным принципам права, а в рамках рассмотрения дела № А58-4763/11 не может предрешать вопрос об отсутствии или наличии уважительных причин пропуска срока обращения налогового органа в суд.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.11.2011 по делу № А58-4763/11 действие налогового органа, выразившееся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам №44853 по состоянию на 01.07.11 с указанием задолженности Центрального банка Российской Федерации в размере 7.729,88руб. земельного налога, 20.427,82руб. пени и 10.722,07руб. санкций по земельному налогу, признано незаконным.

Также суд обязал налоговый орган в течение месяца со дня вступления решения по делу № А58-4763/11 в законную силу выдать Центральному банку Российской Федерации справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащую сведения о наличии у Центрального банка Российской Федерации задолженности в размере 7 729,88 руб. земельного налога, 20 427,82 руб. пени и 10 722,07 руб. санкций по земельному налогу с указанием об утрате возможности ее взыскания в принудительном (внесудебном) порядке.

Из заявления налогового следует, что в 2006 году налоговым органом произведен зачет земельного налога по заявлению о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 6 838,98 руб. в счет погашения имеющейся недоимки по данному налогу.

Таким образом, остаток суммы задолженности по земельному налогу составил 14 568,86 руб. – 6 838,98 руб. = 7 729,88 руб.

В связи с неисполнением ответчиком требования налоговый орган обратился в суд с заявлением о принудительном взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу в размере 7 729,88 руб., пени по земельному налогу 20 427,82 руб. и штрафных санкций в размере 10 722,07 руб.

Как следует из материалов дела, решение о взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в связи с неисполнением ответчиком требования № 16-15-16/3 от 28.03.2001 налоговым органом не выносилось.

Согласно штампу на конверте заказного письма № 67890145719968 налоговый орган обратился в суд 26.12.2011 с заявлением от 22.12.2011 № 01-06-10/009407.

Одновременно с заявлением налоговым органом заявлено ходатайство от 22.12.2011 № 01-06-10/009407 о восстановлении пропущенного срока, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принудительного взыскания причитающейся к уплате суммы налога в связи с тем, что в налоговом органе отсутствовали сведения о мероприятиях досудебного урегулирования задолженности, проводимых Управлением Министерства РФ по налогам и сборам РС (Я).

Документы, подтверждающие наличие недоимки по земельному налогу, правомерность привлечения ответчика к налоговой ответственности, налоговым органом в материалы дела не представлены.

Расчеты пеней на общую сумму 53 243,88 руб. не представлены.

Документы, подтверждающие наличие налогов, уплаченных с нарушением сроков, на которые начислены пени, в материалы дела налоговым органом также не представлены.

Согласно требованию задолженность по налоговой санкции, которую просит взыскать налоговый орган, возникла до 28.03.2001.

Частью 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно части 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 46 Налогового кодекса Российской, в редакции, действовавшей на момент обращения налогового органа с заявлением о взыскании в суд, предусмотрен порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.

Согласно названной статье в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату возникновения у налогового органа права на взыскание с ответчика задолженности налоговой санкции, указанной в требовании, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливал срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дано следующее разъяснение: согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Проверка соблюдения налоговым органом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки. Указанная правовая позиция приведена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 № 16933/07.

При этом данный срок включает трехмесячный срок на предъявление требования, период, указанный в требовании на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.

Из материалов дела следует, что срок обращения в суд с заявлением о взыскании налоговым органом пропущен. Факт пропуска срока признается налоговым органом.

Исходя из срока обращения налогового органа с заявлением о взыскании в суд, подлежит применению пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на дату обращения в суд, согласно которой пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд, рассмотрев довод налогового органа об уважительности причин пропуска установленного срока на обращения в суд с заявлением о взыскании не находит оснований для восстановления пропущенного срока по следующим основаниям.

Отсутствие в налоговом органе сведений о мероприятиях досудебного урегулирования задолженности, проводимых Управлением Министерства РФ по налогам и сборам РС (Я), не может являться уважительной причиной для восстановления пропущенного срока по смыслу статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Наличие в налоговом органе решения № 16-15-16/3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Центрального банка Российской Федерации от 19.04.2001, вынесенного Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) и требования № 16-15-16/3 об уплате налога по состоянию на 28.03.2001, выставленного Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) опровергает довод налогового органа об отсутствии в налоговом органе сведений о мероприятиях досудебного урегулирования задолженности, проводимых Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия), поскольку налоговым органом не представлены доказательства того, что в течение более десяти лет им предпринимались какие либо меры для взыскания задолженности, в том числе запросы в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) сведений о мероприятиях досудебного урегулирования задолженности.

Наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом в материалы дела не представлено.

Восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога, пени и штрафов является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска.

С учетом указанного, суд отказывает Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) в восстановлении пропущенного срока для принудительного взыскания причитающейся к уплате суммы налога.

Пропуск установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока и отказ суда в его восстановлении является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных налоговым органом требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования налогового органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 215, 216 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) от 22.12.2011 № 01-06-10/009407 о восстановлении пропущенного срока, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации для принудительного взыскания причитающейся к уплате суммы налога отказать.

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня вынесения.

Судья

В.В. Столбов