ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3982/2021 от 28.10.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

03 ноября 2021 года

Дело № А58-3982/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2021.

Полный текст решения изготовлен 03.11.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев дело по заявлению Администрации муниципального образования «Алданский район» (ИНН 1402013393, ОГРН 1031400017230) от 02.06.2021 № 01-1258, поданному по электронной системе подачи документов "Мой арбитр", к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия)(ИНН 1435078879, ОГРН 1021401075167) о признании недействительным представления от 03.03.2021 № 16-20-06/1034 в части пунктов 1 и 2,

с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), в онлайн-заседании участвуют представители:

от заявителя – Шатрова Л.В. по доверенности от 02.06.2021 № 28Д (паспорт, диплом),

при участии в судебном заседании:

от ответчика – Булдакова А.А. по доверенности от 04.09.2020 № 16-17-21/3892 (паспорт, диплом); Павлова С.А. по доверенности от 15.06.2021 № 16-17-21/2725 (паспорт, диплом),

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Алданский район» (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 02.06.2021 № 01-1258 к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании недействительным представления от 03.03.2021 № 16-20-06/1034 в части пунктов 1 и 2.

Заявитель полагает, что установление уполномоченным органом факта использования социальной выплаты семье Войлошникова А.Д. на приобретение жилых помещений близких родственников (родителей) не является нарушением муниципального образования «Алданский район». Суждение контролирующего органа о том, что молодая семья Гавриловых фактически не проживала на территории РС (Я) не может быть объективным, поскольку место регистрации гражданина может отличаться от места постоянного (фактического) проживания. Перечень, установленный пунктом 20 Порядка, является закрытым и не позволяет органу местного самоуправления запрашивать у претендентов дополнительные документы.

Управление представило отзыв от 22.06.2021 № 16-17-06/2826 о том, что заявителем допущено неправомерное использование средств социальной выплаты: в нарушение требований, установленных статьей 162 БК РФ, пунктом 6 Порядка предоставления социальных выплат № 100, пунктом 6 Порядка реализации муниципальной подпрограммы, Администрацией МО «Алданский район» допущено неправомерное использование средств социальной выплаты на общую сумму 253 764,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 122 085,86 рублей, выразившееся в признании молодой семьи Гаврилова Д.А., фактически не проживающей на территории РС (Я), участницей мероприятия на получение социальной выплаты и включении молодой семьи в список молодых семей – участников мероприятия в 2019 году; у заявителя имелась возможность и установленная пунктом 47 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050 обязанность проверить банковскую заявку, копию договора купли-продажи жилого помещения и выявить факт приобретения семьей Войлошниковых жилого помещения у близкого родственника – отца Войлошниковой Н.А., Управление просит отказать в удовлетворении требования.

Заявитель ходатайством от 07.07.2021 в целях установления достоверного смысла положений заключенных соглашений от 02.08.2018 № 4-ГП/18-МС и от 27.03.2019 № 98603000-1-2019-001 между Министерством строительства РС (Я) и Администрацией МО «Алданский район» в отношении вопроса, касающегося правомерности и целевого расходования средств субсидии из государственного бюджета РС (Я) на предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья просит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерство строительства Республики Саха (Якутия).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ в удовлетворении ходатайства заявителя от 07.07.2021 о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство строительства Республики Саха (Якутия), отказано в связи с необоснованностью.

Из материалов дела судом установлено.

По результатам плановой камеральной проверки, которая была назначена приказами Управления от 25.11.2020 № 401 «О назначении плановой камеральной проверки в Администрации МО «Алданский район», от 23.12.2020 № 454 «О продлении срока проведения плановой камеральной проверки в Администрации МО «Алданский район», назначенной приказом УФК по РС (Я) от 25.11.2020 № 401», Управлением составлен акт камеральной проверки от 31.12.2020.

Заявителем был направлен протокол разногласий от 19.01.2021 № 01-112 «О направлении протокола разногласий».

Управление направило заключение на возражения от 03.03.2021 № 16-20-14/1037.

В рамках контрольного мероприятия объектом контроля были представлены следующие документы, подтверждающие возможность заявителя проверить и выяснить родственные отношения получателя социальной выплаты и продавца жилого помещения:

- сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному образованию «Алданский район», утвержденный Главой МО «Алданский район»;

- пакет документов, представленный молодыми семьями в органы местного самоуправления по месту жительства для формирования списка молодых семей участников программы, в соответствии с требованиями Порядка предоставления социальных выплат № 100 для участия в мероприятии Муниципальной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы» (в редакции от 18.04.2018 № 335п) (заявление, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи, копия свидетельства о браке, выписку (выписки) из ЕГРН о правах на жилое помещение (жилой дом), договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома, копия кредитного договора (договора займа), справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного дола и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку персональных данных органами местного самоуправления и т.д.);

- свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

- банковские заявки на перечисление средств социальной выплаты;

- документы, подтверждающие приобретение жилого помещения или строительства жилого дома (договоры купли-продажи жилья, договоры подряда);

- постановления главы администрации МО «Алданский район» «О финансировании муниципальной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы» о перечислении социальных выплат на каждую молодую семью.

Семья Войлошникова А.Д была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году Приказом Министерства строительства РС (Я) от 19.11.2018 № 354.

30.07.2018 молодой семье Войлошниковых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 30.07.2018 серии МС-18 № 000117 на сумму 489 699,00 рублей в составе: супруг – Войлошников А.Г., 06.04.1986 г.р., супруга – Войлошникова Н.А., 22.12.1994 г.р.

Между банком и семьей Войлошниковых заключен договор банковского счета и открыт банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

По договору купли-продажи квартиры от 31.07.2018 молодая семья Войлошниковых приобрела квартиру общей площадью 40,7 кв.м., расположенную по адресу: Алданский район, город Алдан, улица Гагарина, дом 5, квартира 4, у гражданина Зубова А.Ю., 13.08.1970.

Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру осуществлена 01.08.2018.

06.08.2018 Байкальский банк ПАО Сбербанк направил заявителю заявку на перечисление средств на оплату жилья, приобретаемого по свидетельству, а также копии представленных семьей Войлошниковых документов;

Банковская заявка от 06.08.2020 содержит информацию о получателе средств по договору. Согласно представленной заявке получателем средств по договору является Зубов А.Ю. – отец Войлошниковой Н.А.

27.09.2018 постановлением и.о. главы МО «Алданский район» от 27.09.2018 № 888п социальная выплата семье Войлошниковых перечислена платежным поручением от 18.10.2018 № 660604 на сумму 489 699,00 рублей.

В 2018 году одним из получателей социальной выплаты по указанной программе, в рамках соглашения от 02.08.2018 № ГП/18-МС стала молодая семья Войлошникова А.Д. на общую сумму 489 699,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 203 670,56 рублей, за счет средств государственного бюджета РС (Я) – 17 874,20 рублей и 268 154,24 рублей за счет средств бюджета МО «Алданский район».

Гаврилова Е.С. зарегистрирована и проживает в РС (Я), Алданский район, поселок Лебединый, улица Октябрьская, дом 2А, квартира 4, состав семьи муж Гаврилов Д.А. У Гаврилова Д.А. отсутствует регистрация в Алданском районе РС (Я), согласно паспортным данным гражданин зарегистрирован по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с.Белый Яр, улица Мира, дом 16В, квартира 51. В заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья Гавриловых указала, что супруг Гаврилов Д.А. проживает по указанному адресу в Республике Хакасия. Семья Гавриловой Е.С. была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году на основании приказа Министерства строительства РС (Я) от 19.11.2018 № 403.

На основании указанных документов в 2019 году одним из получателей социальной выплаты по указанной программе, в рамках соглашения от 27.03.2019 № 98603000-1-2019-002 стала также молодая семья Гавриловой Е.С. в сумме 253 764 рублей, из них 122 088,40 рублей – за счет средств федерального бюджета, 10 617,48 рублей за счет средств государственного бюджета РС (Я) и 121 058,12 рублей – за счет средств бюджета МО «Алданский район».

03.03.2021 Управлением вынесено представление № 16-20-06/1034, согласно которому:

устранить бюджетные нарушения, выразившиеся в неправомерном использовании средств социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, путем возврата предоставленных средств федерального бюджета в размере 607 587,45 рублей, в срок до 31.12.2021;

принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, выразившихся в неправомерном использовании средств социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 607 587,45 рублей, в срок до 31.12.2021.

Заявитель, считая, что представление в части требования о признании неправомерным использование средств социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 325 756, 42 рублей, недействительным, обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением об оспаривании.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования предприятия могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: несоответствие оспариваемого решения антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу положений части 3 статьи 265, статьи 269.2, части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначействе", подпункта "в" пункта 7, подпункта "г" пункта 10, пункта 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, оспариваемое представление вынесено руководителем Управления в пределах предоставленных ему полномочий.

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее – Государственная программа).

Приложением № 5 к Государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета № 1710 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством РС (Я) от 05.02.2018 заключено Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации № 069-08-2018-089.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий № 999, Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета № 1710 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством РС (Я) от 04.02.2019 заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 069-08-2019-058.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий № 999, Правилами предоставления и распределения субсидии № 1710, Законом РС (Я) от 20.12.2017 1925-З № 1429-V «О государственном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Порядком предоставления социальных выплат № 100, Постановлением Правительства РС (Я) от 03.07.2018 № 203 между Министерством строительства РС (Я) и Администрацией МО «Алданский район» заключено соглашение от 02.08.2018 № 4-ГП/18-МС о предоставлении в 2018 году субсидии из государственного бюджета РС (Я) бюджету МО «Алданский район» в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» Государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» (далее – соглашение № 4-ГП/18-МС).

Предметом соглашения № 4-ГП/18-МС является предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2018 году бюджету Администрации МО «Алданский район» субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат (далее - субсидия) в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» Государственной программы РС (Я).

В 2019 году между Министерством строительства РС (Я) и Администрацией МО «Алданский район» заключено соглашение от 27.03.2019 № 98603000-1-2019-001 о предоставлении в 2019 году субсидии из государственного бюджета РС (Я) бюджету МО «Алданский район» в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» Государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» (далее соглашение № 98603000-1-2019-001).

Предметом соглашения № 98603000-1-2019-001 является предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2019 году бюджету МО «Алданский район» субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат (далее - субсидия) в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» Государственной программы.

Во исполнение пункта 3.3.3 соглашений между Министерством архитектуры и строительного комплекса РС (Я) и Администрацией МО «Алданский район» РС (Я) в 2018, 2019 году заключены соглашения о предоставлении субсидий из государственного бюджета РС (Я) бюджету МО в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственных программ Российской Федерации и субъекта.

Таким образом, общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, бюджету субъекта составила в 2018 – 2019 гг. – 400 919 900 рублей, уровень софинансирования составляет 92 %, соответственно уровень софинансирования из государственного бюджета республики составляет 8%.

Согласно Постановлениям Правительства РС (Я) от 03.07.2017 № 203 и от 22.03.2019 № 46 заявителю было выделено:

в 2018 году всего 23 509 069, 97 рублей, из них за счет средств федерального бюджета 9 777 650,00 рублей (уровень софинансирования 42%), за счет средств госбюджета субъекта 858 090,00 рублей (уровень софинансирования 4%), за счет средств муниципального образования предусмтрено 12 873 329,91 рублей (уровень софинансирования 54%) (сведения к соглашению от 02.08.2018 № 4-ГП/18-МС между субъектом и МО);

- в 2019 году всего 13 946 913,45 рублей, из них: размер субсидии из государственного бюджета республики составила 1 115 753, 08 рублей (уровень софинансирования 8 %); размер субсидии из государственного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляемая из федерального бюджета государственному бюджету республики, составила 12 831 160,37 рублей (уровень софинансирования 92%).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена федеральная целевая программа «Жилище на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», а также основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей».

Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование осуществляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (далее – Правила № 1050).

В соответствии с пунктом 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей, в том числе усыновителей, детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в целях обеспечения реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Государственной программы РС (Я) постановлением Правительства РС (Я) от 11.04.2018 № 100 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в РС (Я)» утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства РС (Я) № 100 (далее – Порядок предоставления социальных выплат № 100).

Пунктом 2 (1) Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы», утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 11.01.2018 № 100, установлено, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки, бабушки, внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, полнородных и неполнородных братьев и сестер).

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, право молодой семьи – участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050 установлено, что для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья – претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы, утвержденные пунктами 18 и 19 Правил № 1050.

Согласно пункту 21 и пункту 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050 орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050.

Указанное свидетельство выдается органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ, для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья Войлошниковых подала в орган местного самоуправления, заявление о выдаче такого свидетельства и документы, утвержденные пунктами 18 и 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, в том числе и свидетельство о заключении брака, согласно которой девичья фамилия Войлошниковой Н.А. – Зубова.

По договору купли-продажи от 31.07.2018 семья Войлошниковых приобрела квартиру общей площадью 40,7 кв.м., расположенную по адресу: Алдан, улица Гагарина дом 5 , квартира 4, у Зубова А.Ю, 13.08.1970 г.р., государственная регистрация перехода права собственности на квартиру осуществлена 01.08.2018. ПАО «Сбербанк» 06.08.2018 направило заявку заявителю, платежным поручением от 18.10.2018 перечислена сумма социальной выплаты 489 699,00 рублей.

Проверкой установлено, что в нарушение требований, установленных пунктом 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, пунктом 2 (1) Порядка предоставления социальных выплат № 100, пунктом 2 (1) Порядка реализации муниципальной подпрограммы, социальная выплата, предоставленная молодой семье Войлошникова А.Г., на общую сумму 489 699,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 203 670,56 рублей, использована на приобретение квартир у близких родственников, а именно у отца Войлошниковой Н.А. – Зубова А.Ю., что подтверждается документами, оформленными приложением № 7 к акту камеральной проверки Администрации МО «Алданский район от 31.12.2020.

Заявитель, проверив поступившую от банка заявку на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет, а также представленные копии документов, должен был письменно уведомить банк об отказе в перечислении указанных средств.

Соответственно, требования, установленные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, Порядком предоставления социальных выплат № 100 заявителем были нарушены.

Суд соглашается с доводом Управления о том, что основным условием в соответствии с пунктом 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050 и пунктом 2 (1) Порядка предоставления социальных выплат № 100 установлено, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных (неполнородных братьев и сестер).

Таким образом, заявитель, осуществив перечисление денежных средств на основании банковской заявки и приложенных документов, допустил нарушение пункта 7 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050 и пункта 2 (1) Порядка предоставления социальных выплат № 100.

Вынесение постановления и.о. главы МО «Алданский район» от 27.09.2018 № 888п и перечисление бюджетных средств на банковский счет владельца свидетельства должно быть осуществлено, исходя из пункта 47 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, только после проверки Администрацией соответствия представленных документов Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050 и Порядку № 100.

В связи с чем, довод заявителя о том, что сначала молодой семье выдается свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и только после этого молодая семья самостоятельно осуществляет выбор жилого помещения и заключает договор купли-продажи квартиры, без согласования с органами местного самоуправления, является несостоятельным.

Родственные отношения семьи Войлошниковых и Зубова А.Ю., который согласно банковской заявке от 06.08.2020 являлся получателем денежных средств, заявителем не опровергаются.

Довод заявителя об отсутствии у органа местного самоуправления основания выяснять родственные отношения продавца и покупателя жилого помещения, отказать в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и не осуществлять выплату по выданному свидетельству не основан на положениях пп. 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 100 и того, что использование социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников, то есть несоответствие требованиям пункта 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, а также пункта 2 (1) Порядка предоставления социальных выплат № 100 может быть выявлено после выдачи свидетельства.

Следовательно, использование в качестве социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 203 670,56 рублей является несоответствующим Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, Порядку предоставления социальных выплат № 100.

Заявитель не согласен с суждением Управления о том, что молодая семья Гавриловых фактически не проживала на территории РС (Я) не может быть объективным, поскольку место регистрации гражданина может отличаться от места постоянного (фактического) проживания.

Ссылаясь на часть 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, на пункт 6 Порядка предоставления социальных выплат № 100, и справку Администрации МО «Поселок Ленинский», в котором указано, что Гаврилова Е.С., зарегистрирована и проживает в пос. Лебединый, Алданского района, улица Октябрьская, дом 2А, квартира 4, состав семьи – муж, Гаврилов Д.А., заявитель указывает на то, что отсутствие регистрации Гаврилова Д.А. на территории РС (Я) не свидетельствует о том, что семья Гавриловых была включена в списки необоснованно.

Но в ходе проверки не представлены доказательства подтверждающие факт постоянного (фактического) проживания и регистрация Гаврилова Д.А. на территории РС (Я), фактически зарегистрирован по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с.Белый Яр, улица Мира, дом 16В, квартира 51. В заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты указан этот же адрес.

Закрытый перечень оснований для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия, установленный пунктом 24 Порядка предоставления социальных выплат № 100, и перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, установленный пунктом 43 Порядка предоставления социальных выплат № 100, выплаты являются закрытыми и такое основание, как приобретение жилого помещения у близких родственников не содержит, в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали основания, во-первых выяснять родственные отношения продавца и покупателя жилого помещения, и во-вторых, отказать в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и не осуществить выплату по выданному свидетельству.

Управление, ссылаясь на пункты 31, 33 Правил предоставления социальных выплат № 1050, обоснованно возражает о том, что заявитель при проверке заявления о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семьи Гаврилова обязан был установить факт проживания одного из супругов за пределами РС (Я), поскольку проверкой установлено, что супруги фактически проживали и работали в городе Новосибирске, так в справках о доходах за 2019 год формы 2-НДФЛ от 14.11.2019 указано место работы:

Гаврилов Д.А. – ООО «Новосибирскстройкомплект-проект» (далее ООО «НСК-ПРОЕКТ»); Гаврилова Е.С. – АО «ЭННОВА».

В Выписке из ЕГРЮЛ у указанных юридических лиц отсутствуют сведения о филиалах и представительствах, находящихся на территории РС (Я).

Согласно пункту 6 Порядка предоставления социальных выплат № 100 молодая семья должна проживать на территории РС (Я), тем самым не предусмотрено наличие регистрации одного из супругов за пределами РС (Я), в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.

Кроме этого, проверкой установлено, что семья Гавриловых, в том числе, использовала социальную выплату в размере 253 764,00 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 122 085,86 рублей, на приобретение жилого помещения у близких родственников, а именно у родителей Гавриловой Е.С.

При таких обстоятельствах, семья Гавриловых не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 Порядка предоставления социальных выплат № 100.

Довод заявителя о том, что договор купли-продажи покупатель предоставляет в банк, а не в орган местного самоуправления, в связи с чем, у Администрации отсутствовали правовые основания для неосуществления выплаты по полученной от банка заявке, не соответствуют Правилам предоставления социальных выплат № 1050.

Следовательно, использование в качестве социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 122 088,40 рублей является несоответствующим Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат № 1050, Порядку предоставления социальных выплат № 100.

В ходе проверки установлено допущение нарушения, выразившегося в неправомерном использовании средств социальной выплаты, допущенные Администрацией, как получателем и распорядителем средств бюджета муниципального образования. Выявленное нарушение является устраняемым, вследствие чего Управлением обоснованно выдано представление.

Таким образом, указанное впояснении к заявлению от 25.10.2021 требованиео том, что по результатам проверки Управление не вправе требовать от заявителя возврата средств федерального бюджета в сумме 325 756,42 рублей в отношении получателей социальной выплаты семьи Войлошникова А.Д. и семьи Гавриловой Е.С. не основано на норме права, несоответствие оспариваемого акта Бюджетному кодексу РФ, закону и иным нормативным актам заявителем не доказано, нарушение прав и законных интересов заявителя судом не установлено.

На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать. Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, в удовлетворении требования отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Р.И. Эверстова