Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-4012/12
резолютивная часть решения объявлена 3 сентября 2012 года
мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2012 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (административный орган ) о привлечении Индивидуального предпринимателя Сосновского Сергея Яковлевича (ИНН 143500097805, ОГРН 304143506300477) (лицо, привлекаемое к административной ответственности ) к административной ответственности, с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Бут Н.С. (доверенность от 08.06.12 14АА 0408068), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Семеновой М.М.,
установил:
административный орган на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного органа, получившего согласно расписке от 13.08.12 копию определения суда от 10.08.12.
Административный орган просит привлечь Индивидуального предпринимателя Сосновского Сергея Яковлевича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило отзыв без даты, без номера, поступивший в суд 08.08.12, и просит прекратить административное производство по части 4 статьи 14.1 Кодекса за отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что: не имеется оснований, подтверждающих факт работы водителей более 8 часов; имеется грубое нарушение Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.08, так как с приказом о проверке был ознакомлен только в день проверки.
При этом факты отсутствия сведений в некоторых путевых листах о почтовом адресе, номере телефона, дате и показаниях спидометра (одометра), времени выезда и заезда на место стоянки транспортного средства в отзыве подтверждены, но с указанием, что данные нарушения грубыми не являются.
Сосновский Сергей Яковлевич (ИНН 143500097805, ОГРН 304143506300477) родился 04.02.50 в городе Якутске, зарегистрирован по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, 202 микрорайон, корпус 15, квартира 66; зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.08.95 согласно свидетельству от 03.03.04 серия 14 №000252435, имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, от 06.06.07 №АСС-14-031423.
Ведущим специалистом-экспертом административного органа Тарабукиной Р.Н. составлен со ссылкой на акт от 29.06.12 №359-лиц протокол от 29.06.12 №192 об административном правонарушении, выявленном 19.01.12, в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности и в его присутствии, по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно указанному протоколу лицом, привлекаемым к административной ответственности, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, нарушены условия, предусмотренные указанной выше лицензией на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В указанном протоколе зафиксированы нарушения, а именно:
в путевых листах отсутствуют сведения о собственнике транспортного средства – почтовый адрес, номер телефона, дата и показания спидометра (одометра) при выезде и возврате, запись о проведении послерейсового медицинского осмотра водителя и послерейсового технического осмотра транспортного средства, а именно штамп и подпись с расшифровкой, дата и время выезда и возврата транспортных средств;
водители Шаманов С.В, и Сосновский С.Я. работали на регулярных городских автобусных маршрутах более 8 часов.
В протоколе лицо, привлекаемое к административной ответственности, дало объяснение, о том, что с протоколом и нарушениями ознакомлен.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.06 №637 (действовало до 17.04.12) лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.12 №280 (действует с 17.04.12) лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 29.06.12 №192 составлен уполномоченным должностным лицом административного органа.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3.4 Кодекса предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
Статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования и условия — это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
По условиям осуществления деятельности, указанной в лицензии, владелец лицензии обязан выполнять требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.12 №280 (действует с 17.04.12) лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Согласно пункту 5 данного Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно пункту 4 данного Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (подпункт «а»);
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункты «г» – «и», подпункты «е» и «ж» пункта 4 Положения вступают в силу с 01.01.13, а подпункт «д» пункта 4 утрачивает силу с 01.01.12)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей на дату составления протокола об административном правонарушении от 29.06.12 №192, и в части, имеющей отношение к лицу, привлекаемому к административной ответственности) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (часть 1). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения (часть 2).
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пунктам 6, 7, 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей – Приложения к Приказу Минтранса России от 20.0804 №15 (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.04 №6094):
в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности);
нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов;
водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
В соответствии с частями 1,2 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Согласно пунктам 5, 6, 7, 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.08 №152:
путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона); сведения о транспортном средстве (показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку); сведения о водителе ( фамилия, имя, отчество водителя; дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя);
даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя).
Следовательно, административный орган, исходя из акта проверки от 29.06.12 №359-лиц, полагает, что работа водителей Шаманова С.В. и Сосновского С.Я. на регулярных городских автобусных маршрутах более 8 часов, является нарушением лицом, привлекаемым к административной ответственности, требований статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», влекущее последствие, предусмотренное частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью перевозимых граждан, а значит, представляет собой грубое нарушение лицензионных требований согласно подпункту «з» пункта 4, пункта 5 указанного Положения.
В силу приведенных норм права, суд считает, что ненадлежащее оформление путевого листа не является грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частями 1-4 статьи 1.5 Кодекса:
лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье;
неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Между тем, никаких доказательств, подтверждающих факты работы водителей Шаманова С.В. и Сосновского С.Я. на регулярных городских автобусных маршрутах более 8 часов в день, административный орган в акте проверки от 29.06.12 №359-лиц, протоколе об административном правонарушении от 29.06.12 №192 не указал и суду не представил.
Как уже указано выше лицо, привлекаемое к административной ответственности, отрицает, что водители Шаманов С.В. и Сосновский С.Я. работали на регулярных городских автобусных маршрутах более 8 часов в день.
Следовательно, у суда имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении того, что водители Шаманов С.В. и Сосновский С.Я. работали на регулярных городских автобусных маршрутах более 8 часов в день.
В случае если бы такие доказательства были установлены актом проверки от 29.06.12 №359-лиц и представлены в суд, то они и данный акт проверки подлежали бы признанию судом не имеющими доказательственной силы в соответствии с частью 12 статьи 9, подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и, исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как с приказом административного органа о проведении плановой документарной проверки от 22.06.12 №593 лицо, привлекаемое к административной ответственности, было ознакомлено 25.06.12, то есть согласно акту проверки от 29.06.12 №359-лиц – в первый день проверки, а не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Таким образом, оснований для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса не имеется.
Между тем, факт осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, деятельности с нарушением лицензионных требований, что выразилось в ненадлежащем оформлении путевых листов, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.06.12 №192, путевыми листами от 20.06.12 №93, от 21.06.12 №94, от 23.06.12 №№95, 96, отзывом лица, привлекаемого к административной ответственности.
Следовательно, обнаруженные деяния лица, привлекаемого к административной ответственности, при осуществлении предпринимательской деятельности являются нарушением установленных лицензионных требований и условий.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.04 №10 в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
На основании изложенных обстоятельств и приведенных норм права суд приходит к выводам о том, что имелись:
событие административных правонарушений, то есть совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, противоправного виновного деяния в виде осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
факт виновного совершения по неосторожности административного правонарушения в виде нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
полномочия ведущего специалиста-эксперта административного органа Тарабукиной Р.Н. на составление протокола об административном правонарушении от 29.06.12 №192;
основание для составления протокола об административном правонарушении от 29.06.12 №192, выразившееся в обнаружении государственным должностным лицом автодорожного надзора достаточных данных, указывающих на наличие события административных правонарушений, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд считает, что:
совершения лицом противоправных виновных деяний, за которые предусмотрена ответственность частью 3 статьи 14.1 Кодекса, свидетельствуют о наличии достаточного основания для привлечения к административной ответственности;
заявление подлежит удовлетворению с изменением квалификации;
индивидуального предпринимателя Сосновского Сергея Яковлевича следует привлечь на основании статьи 3.4, части 3 статьи 14.1 Кодекса к административной ответственности в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
привлечь индивидуального предпринимателя Сосновского Сергея Яковлевича (ИНН 143500097805, ОГРН 304143506300477, родился 04.02.50 в городе Якутске, зарегистрирован по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, 202 микрорайон, корпус 15, квартира 66; зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.08.95 согласно свидетельству от 03.03.04 серия 14 №000252435) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в 4 арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья В. В. Столбов