М
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
24 августа 2023 года
Дело № А58-4022/2023
Резолютивная часть решения объявлена 17.08.2023
Мотивированное решение изготовлено 24.08.2023
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Артамоновой Л. И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сапожниковой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)(ИНН <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "Усть-Янский национальный наслег" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 602 727,84 рублей,
при участии в судебном заседании представителя истца – ФИО1 по доверенности от 16.01.2023 № 02/0524-236-01 (личность установлена по паспорту, диплом), в отсутствии ответчика,
УСТАНОВИЛ:
03.05.2023 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "Усть-Янский национальный наслег" о взыскании 602 727,84 рублей.
Ответчик на судебное заседание не явился, определение суда не исполнил, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке, а также публично путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В материалы дела 16.08.2023 через электронный сервис «Мой арбитр» от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела доказательства вручения копии искового заявления ответчику.
Суд в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщил к материалам дела поступившие документы.
Представитель истца дал пояснения суду, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 970 утверждена государственная программа «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развития электроэнергетики на 2012-2019 годы».
В соответствии с частью 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Одной из подпрограмм указанной государственной программы является «Благоустройство частных домов в Республике Саха (Якутия)» (далее - подпрограмма).
В проверяемом периоде в подпрограмму Указами Главы Республики Саха (Якутия) от 05.08.2014 № 2808, от 14.08.2015 № 639, от 16.11.2016 № 1517 внесены изменения в части наименования подпрограммы, установления ответственного исполнителя, цели, задач, целевых индикаторов, сроков реализации, финансового обеспечения.
С учётом внесённых изменений ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство), соисполнителями Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), АКБ «Алмазэргиэнбанк» (АО).
При реализации мероприятий подпрограммы Министерство руководствовалось следующими нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия):
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.07. 2011 № 306 «Об утверждении порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия)» (далее - Порядок от 18.07.2011 № 306);
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.11.2012 № 517 «О Порядке предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий муниципальным образованиям на реализацию Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры» (далее - Порядок от 26.11.2012 №517);
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2015 № 385 «О Порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры») (далее - Порядок от 28.10.2015 № 385).
В соответствии с пунктом 22 Порядка от 28.10.2015 г. № 385, контроль целевого использования субсидии и соблюдения муниципальным образованием условий предоставления субсидии осуществляется Министерством и органами финансового контроля Республики Саха (Якутия) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2017 год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 28.12.2016 № 35-1, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 20.12.2016 ГС № 981 проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективного и целевого использования средств государственного бюджета РС (Я), направленных на реализацию подпрограммы «Благоустройство частных домов в Республике Саха (Якутия)» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012-2019 годы».
В рамках контрольного мероприятия проведена проверка процесса распределения и предоставления главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств государственной поддержки на реализацию мероприятий благоустройства частных домов получателям, фактическое расходование, составление и предоставление отчетности получателями, осуществление контроля уполномоченными органами, за период 2014-2016 гг.
Так в рамках программы, Муниципальному образованию «Усть-Янский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) по «Соглашению о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии муниципальному образованию «Усть-Янский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) на реализацию Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры» от 07.07.2014 №36 (далее Соглашение от 07.07.2014 №36), предусмотрено 8 590 700 рублей на строительство тепловых сетей в с.Усть-Янск.
Подпрограммой госпрограммы в редакции от 14.08.2015 предусмотрено финансирование строительства тепловых сетей с.Усть - Янск протяженностью 2 475 м. на 25 врезок к жилым домам 22 433,5 тыс. рублей (с учетом возврата неиспользованных остатков 2014 года 16 420,01 тыс. рублей), из них в 2014 году строительство сетей протяженностью 1 691 м на 8 320,59 тыс. рублей, в 2015 году строительство сетей протяженностью 784 м на 25 врезок к жилым домам на сумму 13 842,8 тыс. рублей.
Подпрограммой госпрограммы в редакции от 16.11.2016 предусмотрено финансирование строительства тепловых сетей с. Усть - Янск за проверяемый период 36 276,3 тыс. рублей (с учетом возврата неиспользованных остатков 2014 и 2015 годов 16 420,01 тыс. рублей), при этом в действующей редакции госпрограммы не установлены параметры и объемы подключения частных домов.
В нарушение пункта 3.2.4. Соглашения 07.07.2014 № 36 МО «Усть-Янский национальный наслег» не представлена проектно- сметная документация строительства. В обоснование начальной максимальной цены контракта в пункте 14 аукционной документации принят сметный расчет по локальной смете № 6.
По результатам осуществления закупки путем электронного аукциона с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (протокол №0116300023114000006 от 18.08.2014) Администрацией МО «Усть-Янский национальный наслег» (далее Заказчик), в лице Главы ФИО2, заключен муниципальный контракт от 29.08.2014 № 03- ЭА с ОАО «Теплоэнергосервис» (далее подрядчик), в лице генерального директора ФИО3, на строительство тепловых сетей в с Усть-Янск на сумму 8 590 700 рублей.
В соответствии с пунктом 1.4. муниципального контракта срок выполнения работ - до 01.11.2014.
В указанном муниципальном контракте не определены параметры подключения жилых домов к котельным теплоснабжающих организаций, установленные в Приложении № 3 к подпрограмме.
Субсидия в сумме 2 577 210 рублей или 30% от суммы контракта направлена МЖКХ и Э РС (Я) платежным поручением от 18.11.2014 № 789.
Аванс в соответствии с условиями муниципального контракта в сумме 2 577 210 рублей перечислен МО «Усть-Янский национальный наслег» получателю ОАО «Теплоэнергосервис» платежным поручением от 12.12.2014 № 503.
Муниципальный контракт от 29.08.2014 № 03-ЭА расторгнут по соглашению сторон 02.10.2015, актом о приемке выполненных работ от 01.10.2015 № 2 заказчиком приняты работы по контракту на сумму 5 825 030,38 рублей. Наименование работ и единица измерения в акте о приемке выполненных работ не соответствуют техническому заданию к контракту, проверке не представлены иные расчеты объема фактически выполненных работ относительно технического задания, в результате исполнение контракта на 67,8%, определенного пунктом 3 Соглашения о расторжении контракта от 02.10.2015 года, проверкой не подтверждается. При этом в нарушение статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сторонами МО «УстьЯнский национальный наслег» приняты и подрядчиком - ООО «Теплоэнергосервис» сданы виды и объемы работ, не предусмотренные муниципальным контрактом на сумму 602 727,84 рублей (приложение № 2 Заключение по проведению независимой экспертизы согласно технического задания к государственному контракту № 16 от 21.03.2017 стр. 15) по расчёту эксперта. В результате МО «Усть-Янский национальный наслег» допущено направление средств бюджета РС (Я) в сумме 602 727,84 рублей (платежным поручением от 12.12.2014 №503, платежным поручением от 07.10.2016 № 440) в целях, не соответствующих пункту 1.2. Муниципального контракта от 02.10.2015 № 03-ЭА.
Истец считает, что в соответствии с пунктом 17 Порядка от 26.11.2014 № 517 субсидия в сумме 602 727,84 рублей, использованная не по целевому назначению подлежит возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Республики Саха (Якутия) утвержден Акт контрольного мероприятия «Проверка эффективного и целевого использования средств государственного бюджета РС (Я), направленных на реализацию подпрограммы «Благоустройство частных домов в Республике Саха (Якутия)» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012-2019 годы» от 17 апреля 2017 года № 02-34/64 (далее - Акт).
В адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), внесено представление от 29 мая 2017 года № 01/1-35/50 об обеспечении возврата в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы субсидий, использованных не по целевому назначению в размере 602 727,84 рублей МО «Усть-Янский национальный наслег».
В целях исполнения вышеуказанного представления, истцом в адрес ответчика направлено требование от 30.11.2022 г. № 02/05-10639-01, о возврате суммы субсидий, использованных не по целевому назначению в размере 602 727,84 рубля.
Данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил, в связи с чем, суд в порядке части 4 статьи 131 АПК РФ рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации регулирует и определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете, при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Мерой ответственности за нецелевое использование получателем указанных средств является их изъятие.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств (абзац 2 части 4 статьи 69.2 Кодекса).
В силу положений подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Факт получения государственной поддержки в виде субсидии подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Итоги проверки (Акт контрольного мероприятия от 17 апреля 2017 года № 02-34/64 и требование от 30.11.2022 г. № 02/05-10639-01) не были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) в порядке, установленной главой 24 АПК РФ, и являются легитимными.
В силу статей 9, 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ доказательств наличия правовых оснований для удержания спорной суммы ответчиком не представлено.
Денежные средства в размере 602 727,84 руб. получены ответчиком в нарушение целей, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств и в соответствии со статьей 306.4 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в заявленном размере.
В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
С учетом результатов рассмотрения дела, государственная пошлина в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ответчика. Однако в данном деле стороны в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Усть-Янский национальный наслег" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)(ИНН <***>, ОГРН <***>) 602 727,84 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
Артамонова Л. И.