Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск , 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
01 октября 2015 года | Дело № А58-4023/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2015
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2015.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи
Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В. (до перерыва), помощником судьи Николаевой К.С. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Бубякина Алексея Витальевича ( ИНН 143517582060) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146) о признании незаконными действий, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - гаражно-строительного потребительского кооператива «50 квартал», с участием Бубякина А.В. по паспорту, представителя МРИ – Ядреева В.С. по доверенности от 27.01.2015 № 08-24/001744, третьего лица – не явились, извещены (почтовое уведомление № 677000 89 04451 7), установил:
ФИО1 – далее заявитель, ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) – далее Инспекция о признании незаконными действий, выразившихся в оставлении без рассмотрения документов, представленных в регистрирующий орган, изложенных в письме от 10.07.2015 № 08-26/016784.
Судом установлены обстоятельства дела.
Решением исполнительного комитета Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970 № 7/139 «Об отводе земельных участков предприятиям и организациям» утвержден отвод земельного участка Правлению гаражно-строительного кооператива под строительство индивидуальных гаражей на 40 боксов в квартале 50 в каменном варианте, решено площадь земельного участка установить по выкопировке (л.д. 18).
Вышеуказанным решением зарегистрирован устав гаражно-строительного кооператива «50 квартал» (приложение № 1 к решению Якутского горисполкома от 02.04.1970 № 7/139), в соответствии с пунктом 1.1 которого кооператив создан на основании решения № 7/139 исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970, кооператив приобретает права юридического лица с момента регистрации его Устава в Якутском горисполкоме, кооператив пользуется печатью и угловым штампом с обозначением своего наименования. Устав утвержден решением собрания учредителей № 1 от 03.04.1970 (копия представлена в суд 07.09.2015).
23.03.2015 заявитель, избранный председателем ГСПК «50 квартал» на общем собрании членов Кооператива от 20.03.2015 (протокол № 1-ОС), обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р17001 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 01.07.2002, на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в целях дальнейшего получения документов и регистрации имущества Кооператива в Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) (л.д. 16).
30.03.2015 Инспекцией было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 14 – 15).
Заявитель, не согласившись с решением Инспекции, 13.05.2015 обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 12.05.2015 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, взыскании морального вреда в размере 20 000 рублей.
Определением суда от 18.05.2015 заявление от 12.05.2015 принято к производству арбитражного суда, указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне заявителя привлечен гаражно-строительный потребительский кооператив «50 квартал».
Определением суда от 19.06.2015 заявление ФИО1 оставлено без рассмотрения в связи с не соблюдением заявителем досудебного порядка обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящий регистрационный орган, предусмотренного Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Заявитель 11.06.2015 обратился с жалобой на решение Инспекции от 30.03.2015 в Управление ФНС по Республике Саха (Якутия) (л.д. 26).
Решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) от 02.07.2015 № 12-20/07390 (л.д. 21 – 23) решение Инспекции от 30.03.2015 № 1172А об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года, ГСПК «50 квартал».
10.07.2015 по результатам повторного рассмотрения заявления ФИО1 Инспекция направила заявителю письмо № 08-26/016784, из содержания которого следует, что Инспекция считает, что правом на подачу сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 (форма № Р17001) обладают только юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке; в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о постановке на налоговый учет ГСПК «50 квартал», созданном в 1970 году; согласно действовавшим с 1991 года нормативно-правовым актам, юридическое лицо, прошедшее процедуру государственной регистрации подлежало обязательной постановке на налоговый учет по месту нахождения организации с присвоением ИНН, ГСПК «50 квартал» ИНН не присваивался; решение № 7/139 от 02.04.1970 по сути утвердило отвод земельного участка Правлению ГСК, при этом в решении не содержится ни точного наименования юридического лица, ни адреса юридического лица, ни перечня учредителей юридического лица; порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утвержден постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 441; документы и ведения о регистрации ГСПК «50 квартал» из регистрационных органов в Инспекцию не передавались; с учетом изложенного Инспекция оставила без рассмотрения документы, представленные в регистрирующий орган – сообщение по форме № Р17001, копию решения Исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970 № 7/139.
Заявитель, не согласившись с указанным письмом Инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором оспаривает действия Инспекции, выразившиеся в оставлении без рассмотрения документов, представленных в регистрирующий орган по основаниям – внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 01.07.2002, не является отдельным актом государственной регистрации юридического лица, что подтверждается решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия); Кооператив был создан 02.04.1970 решением Исполкома Якутского городского Совета народных депутатов за № 7/139, кооператив приобрел права юридического лица при вынесении решения о его создании Советом народных депутатов и регистрации его устава; постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 441 был определен порядок передачи регистрационных дел в МНС РФ, пунктом 4 которого определено, что Управления МНС РФ по субъектам РФ запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации; представление документов о ГСПК «50 квартал» не обязанность Кооператива, а обязанность органа, ранее осуществлявшего государственную регистрацию; у юридического лица, созданного до 01.07.2002, возникает только право подать сообщение по форме № Р17001; Инспекция неправомерно считает, что ГСПК должен был получить ИНН, но не ссылается на какой либо нормативно-правовой акт; более того, предоставление сведений об ИНН/КПП не является необходимым в силу части 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ.
Инспекция с заявлением не согласна по основаниям, изложенным в отзыве от 15.09.2015 № 08-24/023178 (представлен в суд 15.09.2015).
Изучив материалы дела, доводы заявителя и возражения Инспекции, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из вышеуказанных положений процессуального закона следует, что для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в том числе, в виде возложения каких-либо обязанностей).
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения о наименовании, организационно-правовой форме, адресе, способе образования юридического лица, об учредителях предприятия, а также сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица.
Невыполнение юридическим лицом, зарегистрированным до вступления данного Закона в силу, обязанности по представлению в налоговый орган сведений по установленной форме является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (т.е. налогового органа).
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства подачи Инспекцией заявления о ликвидации Кооператива и принятия судом решения о ликвидации данного юридического лица.
Следовательно, Кооператив фактически статус юридического лица в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не утратил.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждена Форма № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Из материалов дела следует, что Кооператив был зарегистрирован в качестве юридического лица решением исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся № 7/139 от 02.04.1970, указанным решением был зарегистрирован Устав Кооператива – приложение № 1 к решению от 02.04.1970 № 7/139.
Из пункта 1.1 Устава следует, что Кооператив создан на основании решения № 7/139 исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970 и Кооператив с момента регистрации его Устава в Якутском горисполкоме приобретает права юридического лица.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что регистрация Кооператива в качестве юридического лица произведена 02.04.1970 в соответствии с положениями постановления Совета министров РСФСР от 24.09.1960 № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев», действовавшего на момент создания Кооператива.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, Кооператив до настоящего времени является действующим юридическим лицом, при этом сведения о Кооперативе не внесены в ЕГРЮЛ в соответствии с действующим с 01 июля 2002 года Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, Кооператив не состоит на налоговом учете и соответственно ему не присвоены ИНН и КПП.
В связи с введением в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» Правительством РФ было принято постановление от 19.06.2002 № 441 «Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
В соответствии с пунктами 2 – 4 Порядка передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" на основании запросов регистрирующих органов; Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации; на основании поступивших запросов органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, формируют на бумажном и (или) электронном носителе и передают управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации по следующим категориям: а) ликвидированные юридические лица; б) юридические лица, которые находятся в процессе ликвидации; в) иные юридические лица.
Инспекция считает, что в связи с тем, что сведения о Кооперативе как о юридическом лице отсутствуют в ЕГРЮЛ, невозможно внести сведения о Кооперативе, как юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года, на основании сообщения по форме № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Между тем, нормами постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 441 «Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» не предусмотрено обязанности юридического лица представления необходимых документов, доказывающих факт государственной регистрации Кооператива как юридического лица.
Таким образом, суд считает, что Инспекция как регистрирующий орган, либо вышестоящий орган (Управление) должна была обратиться в органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, за получением сведений о юридических лицах, зарегистрированных до 1 июля 2002 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель правомерно обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р17001 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 01.07.2002, на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что влечет за собой признание оспариваемых действий Инспекции незаконными, требование заявителя о признании незаконными оспариваемых действий подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая тот факт, что отказ в государственной регистрации сведений о юридическом лице препятствует дальнейшему осуществлению деятельности Кооператива по его эксплуатации, а также вывод суда о незаконности оспариваемых действий, суд считает необходимым восстановить нарушенные права и законные интересы Кооператива, обязав Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года, о гаражно-строительном потребительском кооперативе «50 квартал» на основании сообщения по форме № Р17001 от 23.03.2015.
Из материалов дела следует, что заявителем при обращении в арбитражный суд была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу, которых принять судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), выразившиеся в оставлении без рассмотрения документов, представленных в регистрирующий орган, выраженные в письме от 10.07.2015 № 08-26/016784, проверенные на соответствие Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», признать незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года, о гаражно-строительном потребительском кооперативе «50 квартал» на основании сообщения по форме № Р17001 от 23.03.2015.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1 (ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова