Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск
06 августа 2018 года
Дело № А58-4045/2018
Резолютивная часть решения принята 26.07.2018
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2018
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кайдаш Н.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2018 № 1/15.14-2018/139 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2018,
установил:
Администрация муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2018 № 1/15.14-2018/139 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2018 № 1/15.14-2018/139.
Определением арбитражного суда от 28.05.2018 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Министерство финансов с требованием администрации не согласилось по основаниям, указанным в отзыве.
26.07.2018 судом принято решение путем подписания резолютивной части в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26.07.2018.
28.07.2018 от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.
Учитывая поступление заявления о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения спора.
На основании плана контрольной деятельности Министерства на 2018 год, приказа Министерства от 20.03.2018 № 01-04/0350 «О назначении выездной проверки в Муниципальном районе «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) и в поселениях Мирнинского района Республики Саха (Якутия) за период 2016-2017 годы» Министерством проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), по результатам которой составлен акт проверки от 20.04.2018.
В акте проверки установлено, что между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (Минстрой РС (Я)) и муниципальным образованием «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (Муниципальное образование) заключено соглашение от 14.07.2016 №5-ГП/16-МС о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы» за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели в 2016 году.
Согласно пункту 1.1 соглашения Минстрой РС (Я) обязуется предоставить в 2016 году бюджету муниципального образования субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы из средств республиканского бюджета в размере 6 725 780,68 рублей, а муниципальное образование обязуется использовать субсидию по целевому назначению, обеспечить софинансирование Подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования в размере 16 120 800,00 рублей, а также обеспечить выполнение условий соглашения.
Согласно пункту 3.2.13 соглашения муниципальное образование обязуется осуществлять контроль и обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках соглашения.
На основании распоряжения Главы МО «Мирнинский район» РС (Я) от 28.12.2016 №1022 на счет молодой семьи в Мирининском отделении Якутского отделения № 8603 ОАО «Сбербанк России» участнику подпрограммы 2016 года ФИО1 перечислены средства субсидий из республиканского бюджета на приобретение жилья в размере 192 165,16 рублей.
ФИО1 приобретена 1-комнатная квартира, находящаяся по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>. Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серия МС-16 № 000049 от 28.09.2016 состав молодой семьи-участника подпрограммы 2016 года - 3 человека: ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 – ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Приобретенное жилое помещение оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
Постановлением Главы МО «Садынский национальный эвенкийский наслег» от 17.11.2016 №19-1 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 04.06.2015 № 14/016/001/2015-1591 ФИО1 принадлежала на праве собственности квартира площадью 71.6 кв.м. по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, дата государственной регистрации – 24.12.2003. Ограничений (обременений) права не зарегистрировано. 03.07.2013 – право собственности прекращено.
Постановлением главы МО «Садынский национальный эвенкийский наслег» от 01.07.2014 № без номера молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
20.04.2018 руководителем второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина РС (Я) ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 1/15.14-2018/139, в котором указаны нарушения, установленные проверкой,
- в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 (б) и п. 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», п. 1.1 и п. 3.2.13 Соглашения от 14.07.2016 №5-ГП/16-МС в 2016 году администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 192 165,16 рублей, выразившееся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья ФИО1, которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, тем самым администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в присутствии и.о. главы администрации ФИО5, им даны объяснения к протоколу.
Определением от 26.04.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении № 1/15.14-2018/139 от 22.04.2018 в отношении администрации по статье 15.14 КоАП РФ назначено на 07.05.2018 в 15 час. 00 мин., определение получено главой администрации ФИО6
Постановлением № 1/15.14-2018/139 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 1/15.14-2018/139 от 20.04.2018, вынесенным 07.05.2017 зам. министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО7 в отсутствие представителя администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 609 рублей.
Администрация, не согласившись с данным постановлением, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 42 Закона РС (Я) от 05.02.2013 1280-З № 111-V « О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я) бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля РС (Я), к которым относятся Счетная палата РС (Я), Министерство финансов РС (Я), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой РС (Я) и Правительством РС (Я), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом РФ и настоящим Законом.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2013 № 315, Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики РС (Я) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти РС (Я), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения.
Указанное также содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в РС (Я), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557.
Согласно пункту 3.53 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов РС (Я) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
В соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557 руководитель исполнительного органа государственной власти РС (Я), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово бюджетной сфере.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов РС (Я) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н, министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов РС (Я)» заместителем министра финансов РС (Я) является ФИО7
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557 руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности исполнительного органа государственной власти РС (Я), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, составляют протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Министерства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2.10 Положения о втором отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового надзора Министерства финансов РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) ФИО8 30.12.2015, второй отдел бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Должностным регламентом руководителя второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я), государственного гражданского служащего РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) ФИО8 23.03.2015, руководитель отдела осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления не допущено, гарантии, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Статья 15.14. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктами 6(б) и 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, проживающая в РС(Я) и соответствующая следующему условию: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Порядка; под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ суд считает, что действия молодой семьи по отчуждению квартиры, принадлежавшей им на праве собственности, привели к ухудшению жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу статьи 53 ЖК РФ исключало возможность признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2017 году.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6(б) и п. 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», п. 1.1 и п. 3.2.13 Соглашения от 14.07.2016 № 5-ГП/16-МС в 2016 году администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 192 165,16 рублей, выразившееся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья ФИО1, которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 27 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) формируют список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, на основании списка молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из местного бюджета на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 40 Порядка для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы, заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, предусмотренные подпунктами «б» - «д» пункта 20 Порядка в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами «а» - «д» пункта 2 Порядка.
Согласно пункту 20 Порядка для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты, в соответствии с подпунктами «а» - «д» пункта 2 Порядка, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием
даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых
помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы,
позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной
(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной
выплаты.
Согласно пункту 16 Порядка формирование списка молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет орган местного самоуправления муниципального района (городского округа).
В соответствии с пунктом 42 Порядка орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 40 Порядка.
Согласно пункту 43 Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 40 Порядка срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Порядка, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 48 Порядка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией нарушен пункт 3.2.13 Соглашения от 14.07.2016 №5-ГП/16-МС, который обязывает муниципальное образование осуществлять контроль и обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках соглашения.
Учитывая изложенное, суд считает, что администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В силу указанного, суд считает, что Минфином в оспариваемом постановлении отражены противоправные действия администрации, охватываемые диспозицией статьи 15.14 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (пункт 16).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1).
Минфином установлено, что администрация не приняла достаточных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния администрации по статье 15.14 КоАП РФ, и в ее действиях имеется состав указанного административного правонарушения.
Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 КоАП РФ не пропущена.
Мера наказания (административный штраф) определена административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной статьи 15.14 КоАП РФ, в минимальном размере - 5 процентов от суммы 192 165,16 рублей, полученных из государственного бюджета РС (Я), использованных не по целевому назначению.
Оценив характер правонарушения, суд не установил обстоятельств его совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Доводы администрации подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
По совокупности изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления администрации.
Руководствуясь статьями 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2018 № 1/15.14-2018/139 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2018 № 1/15.14-2018/139, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья
Н. И. Кайдаш