Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
19 августа 2019 года | Дело № А58-4071/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 12.08.2019
Мотивированное решение изготовлено 19.08.2019
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>),
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2,
о признании недействительными распоряжений от 05.02.2019 № 257 зр, от 07.02.2019 № 267зр,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО3, представителя по доверенности от 22.04.2019;
от заинтересованного лица - ФИО4, представителя по доверенности от 26.12.2018;
с участием третьего лицо – ФИО2;
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее заявитель, предприниматель ФИО1) обратилась в арбитражный суд с заявлениями к Окружной администрации города Якутска (далее заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным распоряжения от 05.02.2019 №257зр «Об отмене распоряжения первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 14.05.2018 №1469/1зр «О предоставлении ФИО1, ФИО2 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» и о признании недействительным распоряжения 07.02.2019 № 267зр «Об отмене распоряжения первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 14.05.2018 № 1469/1зр «О предоставлении ФИО1, ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров».
Определением суда от 21.05.2019 дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
По мнению заявителя, оспариваемые распоряжения Администрации от 05.02.2019 №257зр, от 07.02.2019 № 267зр не соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ, нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 15.02.2013 № 53-НПА «О публичных слушаниях в городском округе «город Якутск» и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Заинтересованным лицом представлен отзыв о несогласии с заявленными требованиями.
В судебном заседание представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просил в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо поддержало позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Установлено по делу, что 05.02.2019 Заместителем главы городского округа город Якутск принято распоряжение № 257зр, которым было отменено распоряжение первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 14 мая 2018 года № 1469/1 зр «О предоставлении ФИО1, ФИО2 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».
07.02.2019 Заместителем главы городского округа город Якутск принято распоряжение № 257зр, которым было отменено распоряжение первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 14 мая 2018 года № 1465/1 зр «О предоставлении ФИО1, ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров».
Из пояснительных записок к оспариваемым распоряжениям следует, что при принятии распоряжений от 14.05.2018 №№ 1469/1зр и 1465/1 зр, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 14:36:105004:110 было допущено нарушения п.1 ст.5 Градостроительного кодекса РФ, выразившееся в ненадлежащем оповещении граждан о проведении публичных слушаний.
Не согласившись с указанными распоряжениями от 05.02.2019 и 07.02.2019, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.
По общему правилу застройка земельного участка осуществляется при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (статьи 263, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Кодекса).
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу изложенного соответствие земельного участка условно разрешенному виду использования предполагает исполнение лицом, которое намеревается использовать участок в соответствии с таким видом, обязанности по получению в установленном порядке разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
При этом порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из основных принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ), и включающий в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
В соответствии с Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги " Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" от 22 февраля 2013 года N 23п, (далее - Административный регламент) определен стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и установлены сроки, последовательность административных процедур (действий) при предоставлении данной муниципальной услуги.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо отказ в предоставлении такого разрешения.
В рамках предоставления муниципальной услуги осуществляются следующие административные процедуры (в редакции на 14.05.2018):
1) прием заявления о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
2) направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и иные организации для получения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
3) рассмотрение документов и назначение публичных слушаний;
4) организация и проведение публичных слушаний;
5) принятие решения главы администрации о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения;
6) направление результата муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 3.18 Административного регламента (в редакции на 14.05.2018) сотрудник Учреждения в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявления направляет служебное письмо главам территориальных органов управления городского округа "город Якутск" о размещении сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства:
правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Результатом административной процедуры по рассмотрению документов и назначению публичных слушаний является рассмотрение заявления Комиссией и утверждения распоряжения о назначении публичных слушаний.
Основанием для начала административной процедуры по организации и проведению публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства является назначение публичных слушаний.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 53-НПА "О публичных слушаниях в городском округе "город Якутск".
Опубликование распоряжения о проведении публичных слушаний осуществляется в официальных источниках средств массовой информации в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей городского округа "город Якутск" о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 13 рабочих дней.
После проведения публичных слушаний секретарь Комиссии по результатам осуществляет подготовку протокола и заключения публичных слушаний в двух экземплярах в течение 2 рабочих дней. Заключение публичных слушаний подлежит опубликованию в газете "Эхо столицы", официальном сайте Окружной администрации www.якутск.рф.
На основании заключения о результатах публичных слушаний Комиссия в течение 1 рабочего дня осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (далее - рекомендации Комиссии), а также подготовку проекта разрешения о предоставлении условно - разрешенного вида использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с учетом рекомендаций Комиссии.
Результатом административной процедуры по организации и проведению публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства является подготовка рекомендаций Комиссии и подготовка проекта решения главы или уполномоченного первого заместителя главы Окружной администрации города Якутска.
Проект разрешения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения подлежит согласованию со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в соответствии с регламентом Окружной администрации города Якутска и подписывается главой либо уполномоченным первым заместителем главы Окружной администрации города Якутска, в срок не превышающий 3 календарных дня.
Решение главы Окружной администрации города Якутска о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном регламентом Окружной администрации города Якутска.
Решение первого заместителя главы городского округа "город Якутск" - отказать в условно разрешенном виде использования земельного участка или объекта капитального строительства, выносится в случае отрицательного результата публичных слушаний.
Решение о предоставлении разрешения или отказе выносится в форме распоряжения первого заместителя главы городского округа "город Якутск".
Распоряжение о предоставлении разрешения должно содержать следующие сведения: основания принятия решения; наименование заявителя; условно разрешенный вид использования земельного участка; основания отказа в предоставлении разрешения.
В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента выдача распоряжения является конечным результатом выполнения муниципальной услуги.
Статьей 38 ГрК РФ установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства определяются градостроительным регламентом, устанавливаемым применительно к конкретной территориальной зоне.
В соответствии с частью 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 ГрК РФ).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 ГрК РФ).
По правилам части 4 статьи 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Кодекса, с учетом положений статьи 39 Кодекса.
В силу части 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7 статьи 40 ГрК РФ).
В соответствии с Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства" от 22.02.2013 № 21п (далее - Административный регламент) определен стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и установлены сроки, последовательность административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - муниципальная услуга).
В соответствии с пунктом 1.2. Административного регламента муниципальная услуга предоставляется физическим и юридическим лицам, являющимся правообладателями земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, заинтересованным в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Администрация в лице Департамента градостроительной политики (пункт 2.2).
Результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем:
- разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства в виде распоряжения;
- мотивированного отказа в выдаче разрешения в виде распоряжения (пункт 2.4).
Пунктом 3.1 (в редакции на 14.05.2018) предусмотрено, что в рамках предоставления муниципальной услуги осуществляются следующие административные процедуры:
1) прием заявления о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
2) направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и иные организации для получения документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
3) рассмотрение документов и назначение публичных слушаний;
4) организация и проведение публичных слушаний;
5) принятие решения главы администрации о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения;
6) направление результата муниципальной услуги.
Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению документов и назначению публичных слушаний является поступление полного комплекта документов в Учреждение для предоставления муниципальной услуги.
Секретарь Комиссии в течение 7 рабочих дней со дня выхода распоряжения о назначении публичных слушаний направляет служебное письмо главам территориальных органов управления городского округа "город Якутск" о размещении сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу разрешения на отклонение от предельных параметров размеренного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешения на отклонение от предельных параметров размеренного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешения на отклонение от предельных параметров размеренного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешения на отклонение от предельных параметров размеренного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Результатом административной процедуры по рассмотрению документов и назначению публичных слушаний является рассмотрение заявления Комиссией и утверждения распоряжения о назначении публичных слушаний.
Срок выполнения административной процедуры по рассмотрению документов и назначению публичных слушаний - не более 10 рабочих дней.
Опубликование распоряжения о проведении публичных слушаний осуществляется в официальных источниках средств массовой информации в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.
В соответствии с пунктом 3.26 срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей городского округа "город Якутск" о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 15 рабочих дней.
После проведения публичных слушаний секретарь Комиссии по результатам осуществляет подготовку протокола, заключения публичных слушаний в двух экземплярах в течение 3 рабочих дней, а также проект распоряжения по предоставлению либо отказу в предоставлении разрешения на основании рекомендаций указанных в протоколе и заключении публичных слушаний. Заключение публичных слушаний подлежит опубликованию в газете "Эхо столицы", официальном сайте Окружной администрации www.якутск.рф.
На основании заключения о результатах публичных слушаний Комиссия в течение 1 рабочего дня осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров размеренного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (далее - рекомендации Комиссии), а также подготовку проекта разрешения о предоставлении отклонение от предельных параметров размеренного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с учетом рекомендаций Комиссии.
Результатом административной процедуры по организации и проведению публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров размеренного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является подготовка рекомендаций Комиссии и подготовка проекта решения главы или уполномоченного первого заместителя главы Окружной администрации города Якутска.
Проект разрешения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения подлежит согласованию со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в соответствии с регламентом Окружной администрации города Якутска и подписывается главой либо уполномоченным первым заместителем главы Окружной администрации города Якутска, в срок не превышающий 4 рабочих дней.
Решение главы Окружной администрации города Якутска о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном регламентом Окружной администрации города Якутска.
Результатом административной процедуры является принятие решения главы либо уполномоченного первогозаместителя главы Окружной администрации города Якутска о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения.
Решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в выдачи такого разрешения принимается главой Окружной администрации города Якутска на основании рекомендаций Комиссии.
Рекомендации Комиссии об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должны содержать все причины, послужившие основанием таких рекомендаций. Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства испрашивается для объектов капитального строительства, не соответствует градостроительному регламенту и (или) повлечет нарушение требований технических регламентов, прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности;
2) участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства представили обоснованные предложения и замечания, в которых возражают о предоставлении заявителю испрашиваемого разрешения.
Таким образом, основанием для начала вышеуказанных административных процедур по организации и проведению публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров строительства является назначение публичных слушаний.
В соответствии со статьей 5.1. ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся публичные слушания.
Участниками публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
В период размещения в соответствии с п. 2 ч. 4 и п. 2 ч. 5 ст. 5.1. ГрК РФ проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции такого проекта участники публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта.
Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 ст. 5.1. ГрК РФ, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.
Согласно части 18 статьи 5.1 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются, в т.ч. все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний (п.5 в.18).
В пункте 2.1 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О указано, что будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
На территории городского округа "город Якутск" применяется Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 53-НПА "О публичных слушаниях в городском округе "город Якутск", принятый решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-11 (далее - Нормативный правовой акт N 53-НПА).
При этом статьей 20 Нормативного правового акта N 53-НПА предусмотрено, что слушания по проектам муниципальных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности (в том числе, по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства) проводятся в сроки в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 НПА №53 публичные слушания, общественные обсуждения (далее - слушания, обсуждения) являются формой участия населения городского округа "город Якутск" в осуществлении местного самоуправления.
Согласно ст.2 НПА №53 на слушания должны выноситься вопросы по проекту генерального плана, проекту правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проекту правил благоустройства территории городского округа, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся обсуждения или слушания, порядок организации и проведения которых определяется настоящим нормативным правовым актом с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Слушания, обсуждения проводятся на всей территории городского округа, за исключением случаев, установленных законодательством (ст.5).
В соответствии со ст.10 НПА №53 решение о назначении слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через 10 дней со дня его принятия.
Проект муниципального правового акта, вынесенный на слушания, подлежит официальному опубликованию (обнародованию), за исключением следующих случаев:
1) если он был опубликован ранее;
2) если его содержание полностью изложено в решении о назначении слушаний;
3) иных случаев, предусмотренных настоящим нормативным правовым актом.
Проект муниципального правового акта, вынесенный на слушания, публикуется вместе с решением о назначении слушаний. В случае, указанном в пункте 1 части 2 настоящей статьи, вместе с решением о назначении слушаний публикуются сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта, выносимого на слушания.
Жители городского округа оповещаются о слушаниях через средства массовой информации не позднее чем за 7 дней до времени проведения слушаний.
Оповещение о слушаниях должно содержать следующую информацию:
1) наименование проекта муниципального правового акт, выносимого на слушания;
2) инициатор проведения слушаний;
3) время и место проведения слушаний;
4) порядок предварительного ознакомления с проектом муниципального правового акта, выносимого на слушания;
5) уполномоченный орган, его место нахождения;
6) территория (границы территории) проведения слушаний;
7) порядок и сроки приема предложений и замечаний (в письменном или электронном виде) по проекту муниципального правового акта.
Информация о слушаниях и проект муниципального правового акта, выносимый на слушания, размещаются на официальном сайте Окружной администрации города Якутска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также направляется в Якутскую городскую Думу.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером: 14:36:105004:110, площадью 140 кв., расположенный по адресу: <...>, на землях населенных пунктов, с разрешенным видом использования «Общественное питание», принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО1, ФИО2.
Отмененное распоряжение от 14.05.2018 № 1465/1зр о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров было принято в соответствии с результатами проведенных 25.04.2018 публичных слушаний, вынесенного заключения № 58, протокола № 7.
Отмененное распоряжение от 14.05.2018 № 1469/1 зр о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было принято в соответствии с результатами проведенных 25.04.2018 публичных слушаний, вынесенного заключения № 66, протокола № 7.
Как усматривается из материалов дела, процедура принятия и утверждения обоих отмененных актов органом местного самоуправления, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проектам, соблюдена.
Так, в соответствии с частью 21 статьи 5.1. ГрК РФ на основании протокола публичных слушаний от 28.05.2018 №7 организатором публичных слушаний подготовлены заключения №№58 и 66 о результатах публичных слушаний, утвержденные заместителем председателя комиссии, члены комиссии присутствовали на публичных слушаниях, заключение содержит обоснование к рекомендации. Как видно из представленных заключений в ходе слушаний возражений и предложений не поступило, оснований для отказа в ходе проведения публичных слушаний выявлено не было.
Публичные слушания были проведены 25.04.2018 в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, с соблюдением установленных требований НПА№53.
Распоряжение о назначении публичных слушаний вынесено от 13.04.2018 № 1128/1 зр, в установленном законом порядке было опубликовано в соответствии с утвержденным Положением "О порядке опубликования муниципальных правовых актов главы городского округа "город Якутск" и Окружной администрации города Якутска", распоряжение OA г. Якутска от 30.12.2013 № 2539р.
Таким образом, суд не может согласиться с выводами заинтересованного лица о нарушения порядка оповещения о проведении публичных слушаний со ссылкой на п.1 ст.5.1 ГрК РФ, поскольку они опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (Определения от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О, от 29.01.2015 N 140-О).
В этой связи, решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены.
Вместе с тем, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04.
Таким образом, по смыслу приведенных положений муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля в случаях, если они приняты с нарушением действующего законодательства и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности, при этом, акт отменяющий ранее принятый, должен соответствовать закону и содержать обоснование принятого решения.
Вместе с тем, оценивая основания для отмены, приведенные в пояснительной записке к оспариваемым распоряжениям от 05.02.2019 и 07.02.2019, суд отмечает, что в записке не содержится конкретного мотивированного обоснования нарушения норм Градостроительного закона допущенного при оповещении граждан, при этом факт соблюдения требований НПА№53, административных регламентов №№21-п и 23-п подтверждается материалами дела, и надлежащим образом не опровергнут.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для отмены распоряжений от 14.05.2018 № № 1465/1 зр , 1469/1 зр у Администрации не имелось.
Суд считает, что реализация Администрацией полномочий, установленных пунктом 1 статьи 48 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не может ставиться в зависимость исключительно от ее усмотрения и основываться только на формальном праве отмены ранее принятого ненормативного правового акта.
В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ Администрацией в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что отмененные распоряжения от 14.05.2018 не соответствовали Градостроительному кодексу Российской Федерации или иным нормативным правовым актам, а оспариваемые распоряжения напротив, соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов общества.
С учетом того, что в результате принятия оспариваемых распоряжений Администрацией нарушены требования закона, что безусловно, приводит к нарушению имущественных прав заявителя и его законных интересов, требования подлежат удовлетворению
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С заинтересованного лица в пользу предпринимателя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать недействительными распоряжение заместителя главы городского округа «Город Якутск» от 05.02.2019 №257зр «Об отмене распоряжения первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 14.05.2018 №1469/1зр «О предоставлении ФИО1, ФИО2 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», распоряжение от 07.02.2019 № 267зр «Об отмене распоряжения первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 14.05.2018 № 1469/1зр «О предоставлении ФИО1, ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров», как несоответствующие Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Окружную администрацию города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину по чекам-ордерам от 15.04.2019 №№ 31, 33 в размере 5400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья | Клишина Ю. Ю. |