ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4082/20 от 15.09.2020 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

15 сентября 2020 года

Дело № А58-4082/2020

Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2020

Мотивированное решение изготовлено 15.09.2020

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ивашина Д.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.С., в открытом судебном заседании рассмотрел дело по исковому заявлению акционерного общества "Нерюнгринский городской водоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), государственному казенному учреждению "Агентство субсидий" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 4 788 955,39 руб.,

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 5-02-4 (паспорт, копия диплома);

от ГКУ «Агенство субсидий»: ФИО2 по доверенности от 20.07.2020 № 465 (паспорт, копия диплома);

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия): не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Нерюнгринский городской водоканал» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» (далее - Агентство), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о взыскании  за счет средств казны Республики Саха (Якутия) 4 788 955,39 руб. субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги; расходов по уплате государственной пошлины в размере 46 945 руб.

Судом объявлен кратковременный перерыв в судебном заседании до 15 часов 00 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время с участием представителей от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 5-02-4 (паспорт, копия диплома); от ГКУ «Агенство субсидий»: ФИО2 по доверенности от 20.07.2020 № 465 (паспорт, копия диплома); от Министерства: ФИО3 по доверенности от 27.02.2020 № 080 (паспорт, копия диплома).

Исковые требования обоснованы неисполнением ответчиками своих обязательств по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, содержат ссылки на положения бюджетного законодательства о предоставлении субсидий и гражданского законодательства о возмещении убытков и причиненного вреда.

В отзыве на исковое заявление Агентство просят в иске отказать, указывают на пропуск истцом сроков предоставления актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) за 2017 год, что и послужило основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) просила в иске отказать, сослалась на пропуск истцом сроков предоставления  документов для предоставления субсидии.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Между Агентством и истцом были заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 22 марта 2017 года № 68-я (январь - июнь 2017 г.), от 15 сентября 2017 года № 28-и (июль - август 2017 г.), от 14 декабря 2017 года № 131 -с (июль - декабрь 2017 г.) и дополнительные соглашения к ним.

Предметом указанных соглашений является предоставление Агентством истцу бюджетных средств Республики Саха (Якутия) в виде субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС (далее - «субсидии»)

Субсидия предоставляется истцу за поставку населению следующих видов коммунальных ресурсов (услуг):

- холодное водоснабжение (далее - ХВС);

- водоотведение (далее - ВО-КК).

Целью предоставления субсидии является возмещениенедополученных доходов организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

В подтверждение исполнения взятых на себя обязательств истцом представлены акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) за 2017 год.

Истец письмами от 11 декабря 2019 года № 14.1-17-821, от 24 декабря 2019 года                 № 14.1-17-857 в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) просило осуществить финансирование за недополученные доходы в 2017 году по 8 (восьми) товариществам собственников жилья:

- ТСЖ № 1 (ул. Геологов, 41/2);

- ТСЖ «Стерх» (ул. Карла Маркса, 14);

- ТСЖ «Ленина 6» (ул. Ленина, 6);

- ТСЖ «Чурапчинская 44» (ул. Чурапчинская, 44);

- ТСЖ «Геологов 75» (ул. Геологов, 75);

- ТСЖ «Багульник» (ул. Дружбы Народов, 27);

- ТСЖ «Тайга» (ул. Дружбы Народов, 27/1);

- ТСЖ «Аист» (ул. Дружбы Народов, 23).

Однако данные по указанным ТСЖ в подсистему «Биллинговый центр» были интегрированы в октябре 2019 года.

28.02.2020 истец обратился с письмом № 14.1-17-90 к государственному казенному учреждению "Агентство субсидий", содержащим просьбу о предоставлении субсидии за 2017 год, приложил к письму акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) за 2017 год. Письмо было оставлено государственным казенным учреждением "Агентство субсидий" без ответа и удовлетворения.

Истец 10.04.2020 обратился с претензией № 5-02-148 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и государственному казенному учреждению "Агентство субсидий", указав на необходимость предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные  услуги в размере 4 788 955,39 руб. Претензия осталась без ответа и удовлетворения.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием обращения в суд с настоящим иском.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных  законом   субъекта  Российской   Федерации   о  бюджете  субъекта.

Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 №1235-3 №25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение», (далее - Закон №1235-3 №25-V) установлены категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям, который вступил в силу с 01.01.2014.

Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-3 № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года № 112 был утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок предоставления субсидий № 112).

Порядок предоставления субсидий № 112 распространял свое действие на правоотношения, возникшие в период с 16 апреля 2015 года по 27 сентября 2017 года.

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 №112 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги» признано утратившим силу постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 № 310.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок предоставления субсидий № 450-п).

Порядок предоставления субсидий № 450-п распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2017 года.

Таким образом, к соглашению о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 22 марта 2017 года № 68-я (январь - июнь 2017 г.) и дополнительных соглашений к нему применимы нормы Порядка предоставления субсидий № 112.

В соответствии с пунктом 5.4.1 Порядка предоставления субсидий № 112 в подтверждение факта поставки ресурсов (услуг) подписывается акт о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) по утвержденной форме.

Сроки предоставления актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы), организациями, согласно подпункту «а» пункта 5.4.4.1 Порядка предоставления субсидий № 112, - ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Согласно пп. «г» п. 5.3.6. Порядка предоставления субсидий № 112, а  также                     пп. «г» п. 3.16 соглашения от 22 марта 2017 года № 68-я предоставление субсидий прекращается в случаях непредоставления актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) за предыдущие отчетные периоды до 15 декабря текущего финансового года, за исключением периодов судебных разбирательств между участниками правоотношений.

Как следует из материалов дела, истцом акты актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) за январь-декабрь 2017 года были представлены Агентству не ранее 28.02.2020, о чем свидетельствует письмо от 28.02.2020 № 14.1-17-90, направленное истцом ответчику с приложением данных актов.

В связи с указанными обстоятельствами по соглашению от 22 марта 2017 года              № 68-я акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы), представленные истцом за пределами сроков, установленных подпунктом «а» пункта 5.4.4.1 Порядка предоставления субсидий № 112, Агентством правомерно не были приняты к начислению.

 К соглашениям о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 15 сентября 2017 года № 28-и (июль - август 2017 г.), от 14 декабря 2017 года № 131-е (июль - декабрь 2017 г.) и дополнительных соглашений к ним применимы нормы Порядка предоставления субсидий № 450-п.

Согласно подпункту 2.8.1.2 Порядка предоставления субсидий № 450-п, отчетным периодом представления сведений о фактическом начислении является календарный месяц.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.8.5.5 Порядка предоставления субсидий № 450-п, подписанные всеми сторонами акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги) представляются в Агентство в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно п. 2.5.8 Порядка предоставления субсидий № 450-п, пп. «г» п. 3.16 соглашения 15 сентября 2017 года № 28-и, от 14 декабря 2017 года № 131-с предоставление субсидии прекращается, а соглашение расторгается Агентством в одностороннем порядке в случае непредоставления актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные ресурсы (услуги) за предыдущие отчетные периоды до 15 декабря текущего финансового года, за исключением периодов судебных разбирательств между участниками правоотношений.

Как следует из материалов дела, истцом акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) за январь-декабрь 2017 года были представлены Агентству не ранее 28.02.2020, о чем свидетельствует письмо от 28.02.2020 № 14.1-17-90, направленное истцом ответчику с приложением данных актов.

В связи с указанными обстоятельствами представленные истцом в Агентство акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные услуги (ресурсы) за январь-декабрь 2017 года, направленные письмом от 28 февраля 2020 года исх. № 14.1-17-90, правомерно не приняты к начислению в связи с пропуском установленного Порядком предоставления субсидий № 450-п срока их предоставления.

При этом в исковом заявлении истец признал, что утверждение актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) состоялось только 27.02.2020 и направление их ответчику 28.02.2020 связано с тем, что восемь председателей товариществ собственников жилья отказывались предоставлять требуемые для формирования актов документы в 2017 году.

В соответствии с. п. 5.4.5. Порядка предоставления субсидий № 112, п. 2.8.6. Порядка предоставления субсидий № 450-п основанием начисления субсидии является акт подписанный истцом, лицом, осуществляющим начисление платы населению (ТСЖ, управляющие организации) и муниципальным образованием.

Согласно вышеуказанных положений законодательства в случае уклонения или немотивированного отказа в подписании акта истец имел право представить такой акт без подписи с доказательствами получения данным лицом акта.

Указанные требования ответчиком исполнены не были.

Согласно п. 5.3.6. Порядка предоставления субсидий № 112, пп. «г» п. 2.5.8. Порядка предоставления субсидий № 450-п непредоставление актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные ресурсы (услуги) за предыдущие отчетные периоды до 15 декабря текущего финансового года, за исключением периодов судебных разбирательств между участниками правоотношений.

Аналогичные положения содержатся в п. 3.16 соглашения от 22 марта 2017 года                № 68-я., п. 3.16 соглашения от 15 сентября 2017 года № 28-и п. 7.5.4. соглашения от 14 декабря 2017 года № 131 –с.

Следовательно, в случае невозможности своевременного предоставления актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) истец должен был обратиться в суд к товариществам собственников жилья, не предоставившим необходимые сведения, с требованием о предоставлении таких сведений, что, в свою очередь, явилось бы основанием для приостановления, но не прекращения выплаты субсидии со стороны Агентства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что недополученные доходы истца по указанным 8 (восьми) ТСЖ вследствие непредоставления сведений о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги) в срок, установленный Порядками предоставления субсидий, не может быть расценен как вред, причиненный истцу действием (бездействием) государственных органов.

Довод истца о том, что п.п. 2.8.11.7, 2.8.11.7(1),2.8.11.7(2) Порядка предоставления субсидий № 450-п, признанные недействующими определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30.06.2020 № 66а-430/2020, позволяют ему подать акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) позже сроков, предусмотренных в Порядке предоставления субсидий № 450-п, соглашении от 22 марта 2017 года № 68-я, соглашении от 14 декабря 2017 года № 131 -с судом отклоняется как необоснованный.

Систематическое толкование п.п. 2.8.11.7, 2.8.11.7(1),2.8.11.7(2) Порядка предоставления субсидий № 450-п указывает на то обстоятельство, что они распространяли свое действие на случаи расхождения в данных по предоставленным сведениям по отдельным домам, когда такие сведения ранее были предоставлены.

Предметом настоящего судебного разбирательства является взыскание  за счет средств казны Республики Саха (Якутия) субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги в связи с несвоевременным предоставлением истцом сведений, которые им ранее не представлялись.

Суд также  отмечает, что при разрешении настоящего спора к правоотношениям сторон подлежит применению бюджетное законодательство, которое представлено Бюджетным кодексом РФ, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 №1235-3 №25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение», Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года № 112, Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п. В указанных обстоятельствах нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности к спорным правоотношениям применению не подлежат.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами суд приходит выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

При этом суд отмечает, что истец не лишен возможности защиты нарушенных прав иным способом, в том числе путем предъявления исковых требований о взыскании убытков к товариществам собственников жилья, которые своевременно не предоставили документы, требуемые для составления актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) в 2017 году.

При обращении в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском истец платежным поручением от 28.05.2020 № 1873 уплатил государственную пошлину в размере 46 945 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом изложенного, поскольку истцу полностью отказано в удовлетворении требований, то судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной истцом при обращении в арбитражный суд, возмещению ответчиком не подлежат.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                            Д.И. Ивашин