Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
24 июля 2017 года | Дело № А58-4098/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2017 года, полный текст решения изготовлен 24 июля 2017 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Сунтарского района Республики Саха (Якутия) от 15.06.2017 к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Яковлеву Яну Александровичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием представителя прокурора – Илларионова М.А. по доверенности от 31.03.2017 № 38-11-2017, ИП Яковлев Я.А. – не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Сунтарского района Республики Саха (Якутия) (далее – прокурор) обратился с заявлением от 15.06.2017 к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (далее – предприниматель), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
На основании указанной нормы Кодекса, принимая во внимание отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, относительно рассмотрения дела, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Предприниматель отзыв на заявление прокурора не представил.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.03.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Саха (Якутия), имеет ОГРНИП <***>, дата рождения: 06.04.1986, место рождения: с. Усун-Кюель Сунтарского района Якутской АССР, место жительства: Республика Саха (Якутия), <...>.
Прокуратурой Сунтарского района по представленным материалам из Прокуратуры Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и лицензирования.
В ходе проверки установлено, что в период времени 16.03.2017 по 04.04.2017 индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров по маршруту с.Сунтар-Якутск-с.Сунтар на автомашине марки «Тойота-Хайс» с регистрационным знаком <***>, переоборудованным на 10 посадочных мест, принадлежащим ему на праве собственности, по указанному маршруту в неделю совершает 1 рейс с пассажирами в количестве от 08-10 человек, тариф составляет 3 000 рублей в среднем доход за месяц составляет около 60 000 рублей, при этом лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, не имеет.
15.06.2016 заместителем прокурора Сунтарского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя, в котором зафиксировано выявленное нарушение, квалифицировано прокурором как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Согласно статье 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьями 23, 27 Закона N 2202-1 установлен перечень полномочий прокуроров включает права беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступивших в органы прокуратуры материалам и обращениям; возбуждать производство об административном правонарушении.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27 этого закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 2 статьи 22 указанного закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
С учетом приведенных норм, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.06.2017 вынесено прокурором Сунтарского района в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1).
Согласно объяснениям и подписи предпринимателя, с постановлением предприниматель ознакомлен, права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателю разъяснены, копия постановления вручена 15.06.2017, то есть в день его вынесения, что подтверждается ее личной подписью на постановлении.
Таким образом, суд считает, что нарушений при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором не допущено.
Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Таким образом, предприниматель, фактически осуществляя перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, обязан иметь специальное разрешение (лицензию) для законного осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается предпринимателем, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек по маршруту с.Сунтар-Якутск-с.Сунтар, на момент проведения проверки лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, не имеет, что свидетельствует о нарушении предпринимателем требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Следовательно, обнаруженное при проверке осуществление лицом, привлекаемым к административной ответственности, предпринимательской деятельности правонарушение является осуществлением предпринимательской деятельности без обязательного специального разрешения (лицензии), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Суд не усматривает в действиях предпринимателя действий в состоянии крайней необходимости.
Статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1).
Из объяснений предпринимателя следует, что ФИО1 знал о необходимости получения лицензии для осуществления перевозок пассажиров, занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров время с даты постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя, однако не получил лицензию ввиду сдачи паспорта транспортного средства в ГИБДД на переоборудование.
Таким образом, правонарушение совершено умышленно.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
При определении размера наказания суд, руководствуясь частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая в соответствии с частью 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве смягчающих обстоятельств: отсутствие сведений о наличии отягчающих обстоятельств, совершение административного правонарушения впервые, признание вины, считает необходимым назначить штраф в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 (дата рождения: 06.04.1986, место рождения: с. Усун-Кюель Сунтарского района Якутской АССР, место жительства: Республика Саха (Якутия), <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 16.03.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Саха (Якутия), ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: Управление Федерального Казначейства РС (Я) (Прокуратура Республики Саха (Якутия)) ИНН <***> КПП 143501001 Отделение – НБ РС (Я) г. Якутск БИК 049805001 ОКВЭД 75.23.32 ОКТМО 98701000 ОГРН <***> л/с <***> расчетный счет <***> КБК 41511690010016000140 УИН 00000000000000000///.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова