Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
23 октября 2015года
Дело № А58-4116/2015
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2015 года.
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 28.07.2015 № 09-10/490 к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным приказа от 26.06.2015 № 435 о проведении внеплановой документарной проверки, действий по проведению внеплановой документарной проверки, с участием представителя заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.10.2015, Управление – не явились, извещены, установил:
Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) – далее Департамент, заявитель, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 28.07.2015 № 09-10/490 к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – далее Управление, о признании недействительным приказа от 26.06.2015 № 435 о проведении внеплановой документарной проверки, действий по проведению внеплановой документарной проверки.
В обоснование своего требования заявитель указывает, что является исполнительным органом государственной власти, созданным Республикой Саха (Якутия) для осуществления полномочий Республики Саха (Якутия) и отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, на основании статьи 2 Конституционного закона РС (Я) от 19.06.2007 458-З № 929-Ш «О системе исполнительных органов государственной власти РС (Я)», Указа Президента РС (Я) от 14.05.2011 № 640, деятельность исполнительных органов государственной власти не является объектом проверки, проводимой уполномоченными органами в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, согласно дополнению к заявлению от 25.09.2015 № 09.10/607 Департамент считает, что в нарушение подпункта 6 пункта 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 09.07.2012 № 204 в оспариваемом приказе не указаны сроки проведения мероприятий по государственного контролю (надзору).
Управление представило отзыв от 09.10.2015 № 01/2696, просит в удовлетворении заявленного требования отказать в силу наличия полномочий на вынесение оспариваемого приказа.
Из материалов дела следует.
Первичная плановая проверка Департамента была проведена согласно согласованного Генеральной прокуратурой РФ плана контрольно-надзорной деятельности на 2015 год, по результатам которой составлен акт проверки от 19.05.2015 № 72-инс, выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 10.04.2015 № 13-инс. Указанное предписание не было обжаловано.
22.06.2015 Управлением издан приказ № 435 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении заявителя с целью осуществления государственного контроля за исполнением юридическим лицом требований ранее выданного предписания от 10.04.2015 № 13-инс об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек. Пунктом 8 приказа установлено, что правовым основанием проведения проверки является, в том числе Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По результатам проверки 03.07.2015 составлен акт проверки № 98-инс с выводом о том, что заявитель не в полном объеме выполнил ранее выданное предписание от 14.04.2015 № 13-инс, выполнены пункты 5, 12, 13 предписания.
Не согласившись с вынесенным приказом и действиями по проведению внеплановой документарной проверки в отношении заявителя, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки, проведенной в отношении Департамента согласно плану контрольной надзорной деятельности на 2015 год, согласованной с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Управлением составлен акт проверки от 19.05.2015 № 72-инс и выдано предписание от 10.04.2015 № 13-инс об устранении выявленных нарушений, которые по существу не оспариваются стороной и в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются установленным.
Частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ установлены следующие основания для проведения внеплановой проверки:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из содержания приказа от 22.06.2015 № 435 о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица следует, что приказ издан с целью осуществления государственного контроля за исполнением юридическим лицом требований ранее выданного предписания от 10.04.2015 № 13-инс об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек, следовательно, основанием проверки вынесения приказа явился пункт 1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Подпунктом "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" предусмотрено, что основными функциями в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта являются, в том числе осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения.
Согласно подпунктам «б», «п» пункта 4, пункту 5 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 № 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет, проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее - предписания), и проверяет их исполнение. Государственный транспортный инспектор кроме полномочий, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 6.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Ространснадзора от 12.07.2013 № АК-790фс, Управление осуществляет свою деятельность непосредственно под руководством Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.
Следовательно, при проведении проверки Департамента Управление действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации.
Департамент создан Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29.12.2006 № 3131 «О создании Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)».
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 № 522 Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) переименован в Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).
Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия Республики Саха (Якутия) в области лесных отношений и полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные Республике Саха (Якутия) (п. 3 Указа).
В пункте 1.1. Положения о Департаменте по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 № 522 также предусмотрено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений Республики Саха (Якутия), федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Между тем, проанализировав положения постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта", Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", суд считает, что Управление наделено полномочиями по проверке органов государственной власти по отнесенным к его компетенции вопросам.
Приказом Минтранса России от 09.07.2012 № 204 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.
Подпунктом 6 пункта 19 указанного Административного регламента предусмотрено, что в распоряжении о проведении проверки указываются сроки проведения и перечень мероприятий по государственному контролю (надзору), необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
В пункте 7 оспариваемого приказа содержится информация: «Срок проведения проверки: не более 15 часов. К проведению проверки приступить с 25.06.2015. Проверку окончить не позднее 03.07.2015». Исходя из указанного, подпункт 6 пункта 19 Административного регламента, Управлением соблюден.
По совокупности изложенных обстоятельств, суд считает, что Управление, обладая полномочиями на издание оспариваемого приказа, также наделено полномочиями и по проведению проверки на основании данного приказа (совершать действия по проверке).
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акт, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд в соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Оценив доводы заявителя и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказ и действия органа по контролю являются законными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) от 28.07.2015 № 09-10/490 к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным приказа от 22.06.2015 № 435 о проведении внеплановой документарной проверки, действий по проведению внеплановой документарной проверки на основании приказа от 22.06.2015 № 435 отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
А.Н. Устинова