Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
17 января 2022 года | Дело № А58-4334/2021 |
Резолютивная часть принята 12.01.2022.
Полный текст изготовлен 17.01.2022.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Г. Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Еремеевой Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Янгеология" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности по приему и хранению документов,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий акционерного общества "Янгеология" ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском о возложении обязанности по приему и хранению документов АО «Янгеология», подлежащих передаче в муниципальный архив муниципального образования «Верхоянский район», на Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия).
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Информация о движении дела на официальном сайте арбитражного суда опубликована своевременно.
Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие сторон.
25.10.2021 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление.
16.11.2021 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии лица, участвующего в деле.
28.12.2021 от истца поступило ходатайство от 27.12.2021 № 226, в котором заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие.
Документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, АО «Янгеология» создано 13.12.2005 путем реорганизации в форме преобразования Ордена "Знак Почета" Государственное унитарное горно-геологическое предприятие Республики Саха (Якутия) "Янгеология", присвоен основной государственный регистрационный номер <***>; юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Верхоянский улус, поселок городского типа Батагай, ул. Октябрьская, дом 6.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2019 по делу № А58-10078/2018 акционерное общество «Янгеология» (ИНН <***> ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден член Ассоциации «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» ФИО1 (ИНН <***>). Определением суда от 24.09.2021 срок процедуры конкурсного производства, введенной в отношении АО «Янгеология», продлен до 24.03.2022.
30.01.2020 конкурсный управляющий АО «Янгеология» обратился в Верхоянский муниципальный архив с заявлением исх. № 27 от 30.01.2020 о принятии документов длительного срока хранения по учету кадров АО «Янгеология», обязательных для передачи в органы муниципального архива.
В письме от 12.02.2020 № 132 Администрация муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) сообщила, что при ликвидации негосударственных организаций документы передаются ликвидационной комиссией в упорядоченном состоянии на хранение в муниципальный архив на основании договора. При этом ликвидационная комиссия организует упорядочение архивных документов, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства. Ликвидационная комиссия должна представить в муниципальный архив следующие описи, утвержденные и согласованные Экспертно-проверочной комиссией Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия): опись дел постоянного хранения, опись дел по личному составу, опись дел уволенных работников, опись дел временного хранения.
18.03.2021 конкурсный управляющий АО «Янгеология» обратился с письмом № 41 от 18.03.2021 к главе Администрация муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) о направлении проекта договора на передачу и хранение документов АО «Янгеология», при этом указав на упорядочение подлежащих передаче в архив документов.
В ответном письме от 25.03.2021 № 310 Администрация муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) заявила об отсутствии возможности принять документы в связи с загруженностью архивного хранилища.
В ответ на обращение конкурсного управляющего исх. № 71 от 17.05.2021 Национальный архив Республики Саха (Якутия) письмом от 09.06.2021 исх. № 03-60-1793/2536 сообщил, что описи дел АО «Янгеология» необходимо представить на рассмотрение Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и сдать на хранение в муниципальный архив муниципального образования "Верхоянский район"; из-за отсутствия свободных площадей Национальный архив не принимает документы.
16.06.2021 конкурсный управляющий направил в адрес Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) письмом № 107 от 15.06.2021 исправленные в соответствии с Заключением к описям дел Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) описи дел, предназначенные для сдачи на хранение в муниципальный архив:
1. Опись № 1 дел по личному составу за 1946 -2004гг,
2. Опись № 2 дел по личному составу за 2005 -2020гг,
3. Опись № 3 дел постоянного хранения за 1946 -2020гг.
17.09.2021 конкурсным управляющим направлено в адрес Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) письмо № 183 от 17.09.2021 о принятии следующих документов в муниципальный архив:
1. Опись № 1 дел по личному составу за 1946 -2002гг,
2. Опись № 2 дел по личному составу за 2003 -2004гг,
3. Опись № 3 дел по личному составу за 2005 -2020гг,
4. Опись № 4 дел постоянного хранения за 1991 -2020гг.
Указанные письма конкурсного управляющего оставлены без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. По мнению истца, документы по предмету спора подлежат принятию в муниципальный архив на безвозмездной основе.
Ответчик с иском не согласился, заявив, что документыАО «Янгеология» не являются муниципальной собственностью, а также указав на загруженность архивного хранилищамуниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия).
Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалы дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий при проведении процедуры конкурсного производства обязан, в том числе передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом об архивном деле.
В соответствии со статьей 3 Закона об архивном деле под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (пункт 2); документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3); документом Архивного фонда Российской Федерации признается архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению (пункт 4).
Состав Архивного фонда Российской Федерации определен в статье 5 Закона об архивном деле.
Из положений статей 7, 8, 9 Закона об архивном деле следует, что архивные документы могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, относятся к частной собственности.
В части 8 статьи 23 Закона об архивном деле предусмотрено, что при ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
На основании пункта 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.
Таким образом, прием и хранение вышеперечисленных документов ликвидируемых негосударственных организаций осуществляется как государственными, так и муниципальными архивами.
На обращение истца в Национальный архив Республики Саха (Якутия) ему рекомендовано обратиться в муниципальный архив Муниципального образования «Верхоянский район», при этом указано в связи с отсутствием свободных площадей Национальный архив Республики Саха (Якутия) не принимает документы (письмо от 09.06.2021 № 03-60-1793/2536).
Национальный архив Республики Саха (Якутия) технически не может обеспечить хранение всего массива документов по личному составу ликвидируемых государственных организаций, дислоцированных в разных районах Республики Саха (Якутия).
В силу части 4 статьи 4 Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом о местном самоуправлении.
Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств (часть 5 статьи 4 Закона об архивном деле).
Подпункт 22 статьи 16 Закона о местном самоуправлении относит к вопросам местного значения городского округа формирование и содержание муниципального архива.
В соответствии с Положением об Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) основной задачей администрации является обеспечений функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования для решения вопросов местного значения муниципального образования и направленных на создание нормальных условий для жизнедеятельности населения муниципального образования.
Администрация формирует и содержит муниципальный архив, включая хранение архивных фондов поселений (пункт 3.20 Положения).
Согласно исторической справке, размещенной в сети «Интернет» (https://yakutsk.bezformata.com/listnews/yanskoj-geologorazvedochnoj/51946033/): «История компании началась в 40-х годах прошлого века. Тогда в составе Янского горнопромышленного управления треста «Дальстрой» был создан специализированный геологоразведочный отдел. В этот период в регионе наблюдался постоянный рост геологоразведочных работ.
В 1947 году на базе отдела было сформировано Янское районное геологоразведочное управление (ЯнРайГРУ), которое в 1963 году после реорганизации получило новое наименование - Янская геологоразведочная экспедиция (ЯнГРЭ).
В 1993 году, в период формирования современного российского государства, ЯнГРЭ было преобразовано в государственное унитарное горно-геологическое предприятие «Янгеология» (ГУГГП «Янгеология»).».
Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.
Исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, с учетом территориального нахождения ликвидированного государственного предприятие с момента его создания в 1940-х годах на территории Верхоянского района, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, суд признает допустимым возложение обязанности по приему и хранению документов по личному составу за период с 1946 г. по 2020 г. и, дел постоянного хранения за период с 1991 г. по 2020 г. на Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации).
На основании изложенного, в целях соблюдения прав и законных интересов бывших работников общества на получении соответствующей информации (статья 18 Конституции РФ), исковые требования конкурсного управляющего подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика об отсутствии у него помещений судом не принимаются с учетом позиции высшей судебной инстанции, изложенной в определении от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927.
При подаче искового заявления истцом в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. платежным поручением № 137 от 20.08.2021.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
обязать Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) в течение месяца с даты вступления решения в законную силу принять для архивного хранения документы акционерного общества "Янгеология" по личному составу работников общества за период с 1946 г. по 2020 г., дела для постоянного хранения за период с 1991 г. по 2020г.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества "Янгеология" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья | Г.Л. Николаева |