ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4334/2021 от 12.01.2022 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

17 января 2022 года

Дело № А58-4334/2021

Резолютивная часть принята 12.01.2022.

Полный текст изготовлен 17.01.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Г. Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Еремеевой Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Янгеология" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности по приему и хранению документов,

в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Конкурсный управляющий акционерного общества "Янгеология" ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском о возложении обязанности по приему и хранению документов АО «Янгеология», подлежащих передаче в муниципальный архив муниципального образования «Верхоянский район», на Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия).

Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Информация о движении дела на официальном сайте арбитражного суда опубликована своевременно.

Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие  сторон.

25.10.2021 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление.

16.11.2021 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии лица, участвующего в деле.

28.12.2021 от истца поступило ходатайство от 27.12.2021 № 226, в котором заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие.

Документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, АО «Янгеология» создано 13.12.2005 путем реорганизации в форме преобразования Ордена "Знак Почета" Государственное унитарное горно-геологическое предприятие Республики Саха (Якутия) "Янгеология", присвоен основной государственный регистрационный номер <***>; юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Верхоянский улус, поселок городского типа Батагай, ул. Октябрьская, дом 6. 

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2019 по делу № А58-10078/2018 акционерное общество «Янгеология» (ИНН <***> ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден член Ассоциации «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» ФИО1 (ИНН <***>). Определением суда от 24.09.2021 срок процедуры конкурсного производства, введенной в отношении АО «Янгеология», продлен до 24.03.2022.

30.01.2020 конкурсный управляющий АО «Янгеология» обратился в Верхоянский муниципальный архив с заявлением исх. № 27 от 30.01.2020 о принятии документов длительного срока хранения по учету кадров АО «Янгеология», обязательных для передачи в органы муниципального архива.

В письме от 12.02.2020 № 132 Администрация муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) сообщила, что при ликвидации негосударственных организаций документы передаются ликвидационной комиссией в упорядоченном состоянии на хранение в муниципальный архив на основании договора. При этом ликвидационная комиссия организует упорядочение архивных документов, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.  Ликвидационная комиссия должна представить в муниципальный архив следующие описи, утвержденные и согласованные Экспертно-проверочной комиссией Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия): опись дел постоянного хранения, опись дел по личному составу, опись дел уволенных работников, опись дел временного хранения.

18.03.2021 конкурсный управляющий АО «Янгеология» обратился с письмом № 41 от 18.03.2021  к главе Администрация муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) о направлении проекта договора на передачу и хранение документов АО «Янгеология», при этом указав на упорядочение подлежащих передаче в архив документов.

В ответном письме от 25.03.2021 № 310 Администрация муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) заявила об отсутствии возможности принять документы в связи с загруженностью архивного хранилища.

В ответ на обращение конкурсного управляющего исх. № 71 от 17.05.2021 Национальный архив Республики Саха (Якутия) письмом от 09.06.2021 исх. № 03-60-1793/2536 сообщил, что описи дел АО «Янгеология» необходимо представить на рассмотрение Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и сдать на хранение в муниципальный архив муниципального образования "Верхоянский район"; из-за отсутствия свободных площадей Национальный архив не принимает документы.

16.06.2021 конкурсный управляющий направил в адрес Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) письмом № 107 от 15.06.2021 исправленные в соответствии с Заключением к описям дел Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) описи дел, предназначенные для сдачи на хранение в муниципальный архив:

1. Опись № 1 дел по личному составу за 1946 -2004гг,

2. Опись № 2 дел по личному составу за 2005 -2020гг,

3. Опись № 3 дел постоянного хранения за 1946 -2020гг.

17.09.2021 конкурсным управляющим направлено в адрес Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) письмо № 183 от 17.09.2021 о принятии следующих документов в муниципальный архив:

1. Опись № 1 дел по личному составу за 1946 -2002гг,

2. Опись № 2 дел по личному составу за 2003 -2004гг,

3. Опись № 3 дел по личному составу за 2005 -2020гг,

4. Опись № 4 дел постоянного хранения за 1991 -2020гг.

Указанные письма конкурсного управляющего оставлены без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. По мнению истца, документы по предмету спора подлежат принятию в муниципальный архив на безвозмездной основе.

Ответчик с иском не согласился, заявив, что документыАО «Янгеология» не являются муниципальной собственностью, а также указав на загруженность архивного хранилищамуниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия).

Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалы дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий при проведении процедуры конкурсного производства обязан, в том числе передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом об архивном деле.

В соответствии со статьей 3 Закона об архивном деле под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (пункт 2); документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3); документом Архивного фонда Российской Федерации признается архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению (пункт 4).

Состав Архивного фонда Российской Федерации определен в статье 5 Закона об архивном деле.

Из положений статей 7, 8, 9 Закона об архивном деле следует, что архивные документы могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, относятся к частной собственности.

В части 8 статьи 23 Закона об архивном деле предусмотрено, что при ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

На основании пункта 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

Таким образом, прием и хранение вышеперечисленных документов ликвидируемых негосударственных организаций осуществляется как государственными, так и муниципальными архивами.

На обращение истца в Национальный архив Республики Саха (Якутия) ему рекомендовано обратиться в муниципальный архив Муниципального образования «Верхоянский район», при этом указано в связи с отсутствием свободных площадей Национальный архив Республики Саха (Якутия) не принимает документы (письмо от 09.06.2021 № 03-60-1793/2536).

Национальный архив Республики Саха (Якутия) технически не может обеспечить хранение всего массива документов по личному составу ликвидируемых государственных организаций, дислоцированных в разных районах Республики Саха (Якутия).

В силу части 4 статьи 4 Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом о местном самоуправлении.

Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств (часть 5 статьи 4 Закона об архивном деле).

Подпункт 22 статьи 16 Закона о местном самоуправлении относит к вопросам местного значения городского округа формирование и содержание муниципального архива.

В соответствии с Положением об Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) основной задачей администрации является обеспечений функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования для решения вопросов местного значения муниципального образования и направленных на создание нормальных условий для жизнедеятельности населения муниципального образования.

Администрация формирует и содержит муниципальный архив, включая хранение архивных фондов поселений (пункт 3.20 Положения).

Согласно исторической справке, размещенной в сети «Интернет» (https://yakutsk.bezformata.com/listnews/yanskoj-geologorazvedochnoj/51946033/): «История компании началась в 40-х годах прошлого века. Тогда в составе Янского горнопромышленного управления треста «Дальстрой» был создан специализированный геологоразведочный отдел. В этот период в регионе наблюдался постоянный рост геологоразведочных работ.

В 1947 году на базе отдела было сформировано Янское районное геологоразведочное управление (ЯнРайГРУ), которое в 1963 году после реорганизации получило новое наименование - Янская геологоразведочная экспедиция (ЯнГРЭ).

В 1993 году, в период формирования современного российского государства, ЯнГРЭ было преобразовано в государственное унитарное горно-геологическое предприятие «Янгеология» (ГУГГП «Янгеология»).».

Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.

Исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, с учетом территориального нахождения ликвидированного государственного предприятие с момента его создания в 1940-х годах на территории Верхоянского района, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, суд признает допустимым возложение обязанности по приему и хранению документов по личному составу за период с 1946 г. по 2020 г. и, дел постоянного хранения за период с 1991 г. по 2020 г. на Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации).

На основании изложенного, в целях соблюдения прав и законных интересов бывших работников общества на получении соответствующей информации (статья 18 Конституции РФ), исковые требования конкурсного управляющего подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии у него помещений судом не принимаются с учетом позиции высшей судебной инстанции, изложенной в определении от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927.

При подаче искового заявления истцом в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. платежным поручением № 137 от 20.08.2021.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

обязать Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) в течение месяца с даты вступления решения в законную силу принять для архивного хранения документы акционерного общества "Янгеология" по личному составу работников общества за период с 1946 г. по 2020 г., дела для постоянного хранения за период с 1991 г. по 2020г.

Взыскать с Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества "Янгеология" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

Г.Л. Николаева