ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4389/18 от 27.09.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

12 октября 2018 года

          Дело № А58-4389/2018

Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2018.

Мотивированное решение изготовлено 12.10.2018.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола помощником судьи Мохначевской Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк"в лице Якутского регионального филиала ( ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительными решения и предписания, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ЭТП» (ИНН 1655218458, ОГРН 1111690052099), антимонопольного органа – общества с ограниченной ответственностью «Сервис» (ИНН 2722048608, ОГРН 1152722003994), с участием представителей: заявителя – Ефимова Г.П. по доверенности от 23.10.2018 № 242, УФАС – Лаврентьева И.А. по доверенности от 28.05.2018 № 02/2216, третьих лиц – не явились, извещены, установил:

акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"в лице Якутского регионального филиала – далее заявитель, Россельхозбанк обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) – далее УФАС, антимонопольный орган о признании недействительными решения от 01.03.2018 по жалобе № 02-27/18.1-18, предписания от 01.03.2018 по жалобе № 02-27/18.1-18.

Определением суда от 05.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сервис».

Определением суда от 26.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЭТП».

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что у ООО «Сервис» отсутствовало право на обжалование действий заказчика и антимонопольный орган должен был в порядке части 11 статьи 3 Закона о закупках оставить жалобу ООО «Сервис» без рассмотрения, т.к. общество обратилось в УФАС лишь 19.02.2018, а прием заявок завершен 13.02.2018; третье лицо – ООО «ЭТП» подтвердило, что ООО «Сервис» не предпринимало попыток подать заявку на участие в запросе котировок № 31806102928 на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд заявителя; ООО «Сервис» не реализовало право, предусмотренное Положением о закупках, а именно не направило заказчику запрос о разъяснении котировочной документации в отношении сроков окончания подачи заявок на участие в закупке до момента его наступления; жалоба ООО «Сервис» была подписана директором ФИО3, вместе с тем, какие-либо документы, подтверждающие его полномочия, к жалобе не были приложены, в связи с чем УФАС должен был по правилам пункта 2 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции возвратить жалобу обществу.

УФАС не согласен с заявленными требованиями заявителя по основаниям, указанным в отзыве на заявление (том 1, л.д. 102 – 105).

Третьими лицами отзывы на заявление Россельхозбанка не представлены.

Судом установлены обстоятельства дела.

06.02.2018 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке в сети Интернет http://etprf.ruопубликовано извещение № 31806102928 на проведение запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Якутского регионального филиала акционерного общества «Россельхозбанк».

В извещении, размещенном на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке в сети Интернет http://etprf.ru указаны дата и время окончания подачи котировочных заявок – 13.02.2018 в 00:00 (МСК).  

В котировочной документации, утвержденной конкурсной комиссией Якутского регионального филиала АО «Россельхозбанк» (протокол № 10 от 06.02.2018), указаны дата и время окончания подачи котировочных заявок – 13.02.2018 в 05:00 (время московское), 11:00 (время местное).    

19.02.2018 ООО «Сервис» обратилось в Управление ФАС по Хабаровскому краю с жалобой на действия (бездействие) заказчика и электронной торговой площадки – по мнению заявителя, заказчиком нарушена часть 8 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ, а именно сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (время окончания подачи котировочных заявок в извещении, размещенном на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке в сети Интернет http://etprf.ru 13.02.2018 в 00:00 (МСК), а в котировочной документации 13.02.2018 в 05:00 (время московское), 11:00 (время местное).    

22.02.2018 Управление ФАС по Хабаровскому краю в связи с тем, что филиал заказчика закупки находится на территории Республики Саха (Якутия) направило жалобу для рассмотрения по существу в Управление ФАС по Республике Саха (Якутия).

26.02.2018 Управление Фас по Республике Саха (Якутия) направило ООО «Сервис» и Якутскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» уведомление о поступлении жалобы № 02-27/18.1-18 и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу с указанием даты и времени рассмотрения жалобы 01.03.2018 в 14 час. 30 мин. 

01.03.2018 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сервис» Комиссией Якутского УФАС вынесено решение № 02-27/18.1-18, которым жалоба признана обоснованной, о выдаче Якутскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» предписания, направленного на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, о направлении материалов жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства. 

01.03.2018 Комиссией Якутского УФАС выдано Якутскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» предписание по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сервис» № 02-27/18.1-18, которым Якутскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» предписано в течение 5 рабочих дней с момента получения предписания совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, а именно аннулировать запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Якутского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 31806102928).

Россельхозбанк, не согласившись с выводами антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительными решения и предписания от 01.03.2018 по результатам рассмотрения жалобы № 02-27/18.1-18.   

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, возражения антимонопольного органа и третьего лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Федерального закона.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ в полномочия антимонопольного органа включены право выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание вынесены в пределах полномочий антимонопольного органа.   

Из материалов дела следует, что действительно в извещении, размещенном на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке в сети Интернет http://etprf.ru указаны дата и время окончания подачи котировочных заявок – 13.02.2018 в 00:00 (МСК), а в котировочной документации, утвержденной конкурсной комиссией Якутского регионального филиала АО «Россельхозбанк» (протокол № 10 от 06.02.2018), указаны дата и время окончания подачи котировочных заявок – 13.02.2018 в 05:00 (время московское), 11:00 (время местное).    

Данное обстоятельство не оспаривается заявителем, заявитель считает, что у ООО «Сервис» отсутствовало право на обжалование действий заказчика и антимонопольный орган должен был в порядке части 11 статьи 3 Закона о закупках оставить жалобу ООО «Сервис» без рассмотрения; жалоба ООО «Сервис» была подписана директором ФИО3, вместе с тем, какие-либо документы, подтверждающие его полномочия, к жалобе не были приложены, в связи с чем УФАС должен был по правилам пункта 2 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции возвратить жалобу обществу.

Доводы заявителя подлежат отклонению судом.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В указанной норме перечислены основания обжалования действий заказчика в административном порядке, которые соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Как разъяснил Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 16.05.2018, при разрешении споров судам необходимо учитывать, что законодатель расширил перечень оснований для обращения в антимонопольный орган - начиная с 31.12.2017 положения части 10 статьи 3 Закона изложены в новой редакции, установленной Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ) обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, при осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Следовательно, при рассмотрении жалоб, поданных 31.12.2017 и позднее, антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом необходимо учитывать, что, согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из содержания оспариваемого решения и жалобы ООО «Сервис» (по мнению заявителя жалобы, заказчиком нарушена часть 8 статьи 4 Закона о закупках, устанавливающей, что сведения, содержащиеся в извещении о закупке должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке), антимонопольный орган рассмотрел жалобу в рамках доводов жалобы, каких либо иных нарушений в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалобы не установил, при этом, антимонопольным органом сделан вывод о нарушении заказчиком пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии полномочий у Якутского УФАС по рассмотрению жалобы по существу.

Частью 8 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено требование о необходимости подписания жалобы заявителем или его представителем и приложения к жалобе документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя на ее подписание.

Как следует из материалов дела, жалоба ООО «Сервис» была подана по электронной почте, жалоба подписана директором ООО «Сервис» ФИО3

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

В силу пункта 2 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в случае, если жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Материалами дела подтверждается, что жалоба подписана электронной цифровой подписью директора заявителя, подпись владельца ЭЦП проверена, в связи с чем у УФАС не было оснований для возвращения жалобы.   

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение УФАС соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. 

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в полномочия антимонопольного органа включены право выдачи организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Предписание от 01.03.2018, выданное по результатам рассмотрения жалобы № 02-27/187.1-18 вынесено антимонопольным органом в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", направлено на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки – в  течение пяти рабочих дней с момента получения предписания аннулировать запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Якутского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 31806102928).

С учетом признания оспариваемого решения законным и обоснованным, суд приходит к выводу также и о законности предписания антимонопольного органа.

Более того, материалами дела подтверждается, что заявителем оспариваемое предписание исполнено. Банк направил в адрес антимонопольного органа письмо от 20.03.2018 № 060-27-23/56 о том, что во исполнение предписания 06.03.2018 конкурсной комиссией филиала банка принято решение о проведении мероприятий по аннулированию запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд филиала (извещение № 31806102928) – 19.03.2018 решением Центральной конкурсной  комиссии АО «Россельхозбанк» в План закупки продукции АО «Россельхозбанк» на 2018 год внесены изменения в части аннулирования закупки по строке № 932.           

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Россельхозбанка полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  

                                                          Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Якутского регионального филиала к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными решения от 01.03.2018 по жалобе № 02-27/18.1-18, предписания от 01.03.2018 по жалобе № 02-27/18.1-18 отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

    Судья                                                                                                  А.Н. Устинова