ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-447/2021 от 02.03.2021 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

10 марта 2021 года

Дело № А58-447/2021

Резолютивная часть решения объявлена 02.03.2021

Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковлековым В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол № 07П-21/01 об административном правонарушении от 26.01.2021),

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21 ноября 2020 г. №01-32/33; от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 18 февраля 2021 г. №208;

установил:

Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее заявитель, Управление Ростехнадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (далее Пенсионный фонд, УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия)) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Определением суда от 29.01.2021 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, указав, что собранным административным материалом доказан факт (событие) совершения Пенсионным фондом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, а также доказана вина  в его совершении.

Представитель УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) в судебном заседании требования признал, представил отзыв, просил суд с учетом смягчающих вину обстоятельств, назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией вменяемой статьи, либо предупреждение. Просил учесть, что на момент рассмотрения дела часть нарушений устранена.

   Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.

Как установлено материалами дела, Ленским управлением Ростехнадзора в период с 19.01.2021 по 25.01.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) на основании распоряжения Ленского управления Ростехнадзора от 11.01.2021№ РП-400-2-О.  Целью данной проверки являлось осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011г. № 824, на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Ленского управления   Федеральной   службы   по   экологическому,   технологическому и атомному надзору на 2021 год, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В ходе проверки было выявлено следующее: УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) эксплуатируются опасные объекты - лифты пассажирские в количестве двух единиц, установленные в здании: УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия), расположенные по адресу: <...> допускается эксплуатация пассажирских лифтов со следующими нарушениями:

1.Не обеспечена надлежащая организация работ по проведению технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов, учетные №№ 739я; 740я, а именно: отсутствует оценка соответствия лифтов отработавших нормативный срок службы (25 лет). Нарушен подпункт 3.4, пункт 3 Статьи 4 TP ТС № 011/2011; подпункт е), пункт 4 Постановление Правительства РФ № 743 от 24.06.2017г.

2.Не обеспечена надлежащая организация работ по проведению технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов, учетный № 739я, а именно: в шахте лифта размещены предметы не связанные с использованием и содержанием объекта (мусор в приямке). Нарушен подпункт 3.1, пункт 3 Статьи 4 TP ТС № 011/2011; подпункт м), пункт 4 Постановление Правительства РФ № 743 от 24.06.2017г.

3.Не обеспечена надлежащая организация работ по проведению технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов, учетный № 740я, а именно: вентиляционное отверстие в шахте лифта не закрыто решеткой. Нарушен подпункт 3.1, пункт 3 Статьи 4ТР ТС № 011/2011.

4.Не обеспечена надлежащая организация работ по проведению технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов, учетный №740я, а именно: в машинном помещении находится оборудование, не относящееся к лифту (обогреватель электрический). Нарушен подпункт 3.1, пункт 3 Статьи 4 TP ТС № 011/2011; подпункт м), пункт 4 Постановление Правительства РФ № 743 от 24.06.2017г. и руководство (инструкция) по эксплуатации объекта.

5.Не обеспечена надлежащая организация работ по проведению технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов, учетный № 739я, а именно: в шахте лифта имеется провал в стене. Нарушен подпункт 3.1, пункт 3 статьи 4 TP ТС № 011/2011; монтажный чертеж и паспорт лифта; подпункт 5.2.3, пункт 5.2 статьи 5 ГОСТ Р 53780-2010 от 14.10.2010г.

6.Не обеспечена надлежащая организация работ по проведению технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов, учетные №№ 739я, 740я, а именно: отсутствует сопроводительная документация (руководство (инструкция) по эксплуатации). Нарушен пункт 3 Статьи 3 TP ТС № 011/2011.

Указанные нарушения зафиксированы в акте от 25.01.2021 №РП-400-2-о.

26.01.2021 инспектором Управления Ростехнадзора в отношении Пенсионного фонда, в   присутствии его представителя ФИО2 (доверенность от 09.11.2020) составлен Протокол об административном правонарушении №07П-21/01, выявленное правонарушение квалифицировано по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

В соответствии со ст.28.3 КоАП РФ и ст.202 АПК РФ Управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) к административной ответственности, предусмотренной по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Исходя из положений  статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по экологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, приказа от 27.10.2017 №454 от  «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому и атомному надзору и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом компетентного органа.

Протокол об административном правонарушении от 26.01.2021 составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции, при составлении протокола об административном правонарушении административным органом соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса, Фонду предоставлены гарантии, предусмотренные Кодексом, протокол составлен в присутствии его представителя с соблюдением положений статей 28.2, 28.4 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Как следует из материалов дела, административный орган выявил факт нарушения УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) при эксплуатации лифтов требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе актом проверки от 25.01.2021, протоколом об административном правонарушении от 26.01.2021, другими имеющимися в материалах дела доказательствами, и не опровергаются лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт принятия УПФР исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований в области обеспечения безопасности при эксплуатации лифтов, что свидетельствует о виновности юридического лица.

УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) не доказало, что вмененное правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеназванных требований законодательства Российской Федерации в области технического регулирования.

Арбитражный суд соглашается с выводом административного органа о наличии и доказанности в действиях (бездействии) УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент принятия судом решения о привлечении предпринимателя к административной ответственности, не истек.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, характер допущенных УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) нарушений требований Технических регламентов Таможенного союза, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

При назначении УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) наказания суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (часть 3).

Согласно материалам дела, УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия)  является некоммерческой организацией, совершило правонарушение впервые. Доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинение имущественного ущерба в материалы дела не представлено. Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает возможным применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначить Пенсионному фонду административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Привлечь Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

                      Клишина Ю. Ю.