ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4497/18 от 06.11.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

30 ноября 2018 года

Дело № А58-4497/2018

Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2018.

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Окружной администрации города Якутска(ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании недействительным предписания, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дальний Восток" (ИНН 1435182848, ОГРН 1071435001109), с участием представителей: Администрации – Коба Е.А. по доверенности от 09.01.2018 № 1 (до перерыва), Левиной О.С. по доверенности от 09.01.2018 № 6 (после перерыва); УГСЖН – Николаева А.Б. по доверенности от 29.03.2018; третьего лица – не явились, извещены, установил:

Окружная администрация города Якутска – далее Администрация, заявитель обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) – далее УГСЖН, Управление о признании недействительным предписания от 20.04.2018 № 06-06/16-18 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.

Определением суда от 03.07.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дальний Восток".

В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на то, что объект «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» не относится к объектам транспорта, объект относится к объектам обслуживания автотранспорта, в связи с чем положения подпункта «з» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не распространяются на данный объект; градостроительный план от 13.01.2017 был подготовлен на основании сведений из Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденных нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА (с последними изменениями от 21.12.2016 № 317-НПА), согласно которым минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство не были указаны в таблице «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», а были установлены только минимальные отступы от красных линий; расчет предельных параметров земельного участка при подготовке градостроительного плана не представляется возможным, т.к. градостроительный план был выполнен на основании сведений из Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденных нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА (с последними изменениями от 21.12.2016 № 317-НПА), согласно которым минимальная и максимальная площадь в зоне «Ж-6», на момент выдачи градостроительного плана, не были точно определены в таблице «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», а были определены формулой определения размеров в зависимости от машино-мест.

УГСЖН не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 22.06.2018 № 02-04-6452 (л.д. 30 – 32), отзыве от 25.10.2018 без номера (л.д. 132 – 135).

Третье лицо отзыв на заявление не представило.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

20.10.2016 между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации (Арендодатель) и третьим лицом обществом с ограниченной ответственностью «Дальний Восток» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 09-1/2016-0303, в соответствии с пунктом 1.1 которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов под кадастровым номером 14:36:102034:2559, находящийся по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Курнатовского, площадью 714 кв.м. Согласно пункту 1.2 договора участок предоставляется для использования под многоуровневые гаражи. Срок действия договора устанавливается с 20.10.2016 по 20.04.2019 (пункт 2.1).

На основании заявления ООО «Дальний Восток» от 26.12.2016 № 2443-ДГ подготовлен градостроительный план земельного участка от 13.01.2017 № RU14301000-2017-489-28.

22.02.2018 на основании заявления о выдаче разрешения на строительство ООО «Дальний Восток» выдано разрешение на строительство № 14-RU14301000-29-2018.

19.03.2018 в Управление поступило заявление от гр. Гапеевой Т.М., проживающей по адресу: г. Якутск, ул. Кузьмина, 26/3, кв. 67, на предмет проведения проверки материалов публичных слушаний, на основании которых был выставлен на торги земельный участок с кадастровым номером 14:36:102034:2559; градостроительных планов, на основании которых были выданы разрешения на строительство № 14-RU14301000-212-2017 и № 14-RU14301000-29-2018; проекта компании «Арктис» автомобильной стоянки на 15 мест по ул. Курнатовского.

22.03.2018 в Управление поступило заявление от жильцов жилых домов по адресам: г. Якутск, ул. Кузьмина, 26/3и 26/4 о проведении проверки соответствия выданного разрешения от 22.02.2018 № 14-RU14301000-29-2018 на строительство объекта «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» законодательству о градостроительной деятельности РФ.

22.03.2018 УГСЖН вынесен приказ № 01-10-22 о проведении внеплановой, выездной проверки Администрации на предмет соблюдения установленного порядка выдачи ООО «Дальний Восток» разрешения № 14-RU14301000-29-2018 на строительство объекта капитального строительства «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск», процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка, на основании которого выдано разрешение № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018.

23.03.2018 Прокуратурой Республики Саха (Якутия) вынесено решение № 71-22-18 о согласовании проведения внеплановой проверки, которое направлено в УГСЖН письмом от 26.03.2018 № 71-22-2018.

10.04.2018 УГСЖН направило в адрес Администрации уведомление № 06-06/16-18 о проведении проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.

18.04.2018 УГСЖ составлен акт проверки № 06-06/16-18 соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, в котором установлены следующие нарушения – при проверке соблюдения установленного порядка выдачи разрешения на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018: в нарушение подпункта «з» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдано в отсутствие материалов проектной документации с перечнем мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового административного, финансового, религиозного назначения; при проверке соблюдения установленной формы и порядка заполнения градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017: в нарушение пункта 1 приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», действовавшего на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, на чертеже градостроительного плана земельного участка не отображены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; в нарушение требований приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», действовавшего на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, в пункте 2.2.1 не указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, включая площадь.

20.04.2018 УГСЖН выдано Администрации предписание № 06-06/16-18 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, в соответствии с которым в срок до 31.05.2018 предписано принять меры по устранению нарушений в соответствии с частью 4 статьи 7, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - отменить в порядке самоконтроля разрешение на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018 объекта капитального строительства – «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» и градостроительный план земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017; в срок до 00.0.2018 в соответствии с п. 1 ч. 4ст. 8.1 ГрК РФ направить в УГСЖН извещение об исполнении настоящего предписания, а также документы, подтверждающие исполнение предписания.

Администрация, не согласившись с предписанием, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.

Суд, рассмотрев материалы дела, доводы Администрации, возражения УГСЖН, выслушав представителей Администрации и УГСЖН, приходит к следующим выводам.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 «Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)» утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее Положение)

Согласно пункту 1.1 Положения Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что основными задачами Управления в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности является предупреждение, выявление и пресечение допущенных органами местного самоуправления, их руководителями, должностными лицами нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения Управление в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности организует и проводит проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; осуществляет контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков; за соблюдением установленного порядка выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 3.7.8. Положения Управление при осуществлении контроля и надзора в установленных сферах выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

С учетом изложенного, оспариваемое предписание выдано Управлением в пределах его компетенции в установленном законом порядке по результатам проведения внеплановой проверки, проведение которой согласовано с органами прокуратуры.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются в том числе перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (подпункт «з» пункта 3).

Из материалов дела следует, что УГСЖН при проведении проверки были запрошены у Администрации документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка выдачи разрешения на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018.

Актом проверки от 18.04.2018 № 06-06/16-18 подтверждается, что Администрацией не были представлены УГСЖН в числе документов, подтверждающих соблюдение установленного порядка выдачи разрешения на строительство № 14-RU14301000-29-2018 от 22.02.2018, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (подпункт «з» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ).

Как следует из заявления и возражений на отзыв Администрация считает, что объект капитального строительства «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» не относится к объектам транспорта (что подчеркнуто УГСЖН в акте проверки от 18.04.2018), а относится к объектам обслуживания автотранспорта, в связи с чем положения подпункта «з» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ не распространяются на данный объект капитального строительства.

Судом отклоняется указанный довод Администрации по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов).

Согласно пункту 357 раздела XI «Объекты транспорта» Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, все помещения для стоянки и площадки открытого хранения транспортных средств (кроме индивидуального) отнесены к объектам транспорта.

Аналогичное отнесение стоянок к объектам транспортной инфраструктуры содержится в разделе XI «Объекты транспортной инфраструктуры» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

Кроме того, согласно примечанию к пункту 1 раздела 2 «ГОСТ Р 51929 2002. Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» под объектами жилищно-коммунальногоназначения понимают объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов (зеленые насаждения, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки и др.), а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции из различных материалов, размещенные на придомовой территории.

Таким образом, суд считает, что все стоянки автотранспортных средств одновременно относятся к категории объектов транспорта и коммунально-бытового назначения, в отношении которых требуется разработка мероприятий но обеспечению доступности инвалидов.

Требования по разработке проектной документации объектов капитального строительства регулируются Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФот 16.02.2008 № 87.

В соответствии с пунктом 27 Положения проектная документация объектов непроизводственного назначения, том числе транспорта и коммунально-бытового назначения, должна содержать раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» предусматривающий:

в текстовой части: а) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в пункте 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия.

в графической части: г) схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы), на котором расположены объекты, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, с указанием путей перемещения инвалидов; д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.

Таким образом, суд считает, что проектная документация автостоянки, как объекта капитального строительства категории непроизводственного назначения, должна предусматривать раздел мероприятий по обеспечению доступа инвалидов.

В соответствии с нормами СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, при строительстве автостоянок предъявляются следующие обязательные требования:

-разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером 6,0 х 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м. Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к автомашине должна быть не менее 2,5 м (пункт 4.2.4);

-места для автомашин инвалидов на креслах-колясках в многоуровневых автостоянках рекомендуется размещать у выхода на первом этаже или около лифтов. Высота свободного пространства от плоскости (пола) автостоянки до низа перекрывающих конструкций и другие конструктивные размеры следует принимать по СП 113.13330 (пункт 4.2.5);

-в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации (пункт 5);

-в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (пункт 5.1.1).

Данный свод правил предназначен для разработки проектных решений стоянок автотранспортных средств, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, равные условия жизнедеятельности наравне с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна), то есть с соблюдением требований доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (вспомогательные средства-пандусы, поручни, ручки, рычаги, штанги и т.д.) в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

Пункты 4.2.4 и 5.1.1 СП 59.13330.2012 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,

Материалами дела подтверждается, что при получении разрешения на строительство застройщик ООО «Дальний Восток» не представил в составе материалов проектной документации раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» в составе текстовой и графической частей.

Более того, отсутствие в проектной документации специальных условий для маломобильных групп населения, в частности требований к стоянкам для инвалидов, путям эвакуации и перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, препятствует их безопасному пользованию многоуровневой автостоянкой, создает вероятность угрозы причинения вреда жизни и здоровью инвалидов при возникновении чрезвычайных ситуаций, что не отвечает требованиям законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в силу императивных требований СП 59.13330.2012, в отношении объекта «Многоуровневая автостоянка на 15 мест по ул. Курнатовского г. Якутск» должны быть реализованы специальные мероприятия для инвалидов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильнымтранспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно данной статье, на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Следовательно, указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Из заявления гр. Гапеевой Т.М. от 22.03.2018 следует, что согласно схеме планировочной организации земельного участка гаражи на 15 боксов планируются построить на расстоянии 10 метров от жилого дома по ул. Кузьмина 26/4, территория между домами по ул. Кузьмина 26/3 и 26/4, по сути, является придомовой территорией указанных домов, а также является естественным проходом для домов: по ул. Кузьмина 26/3, 28/3, 26В, 26Б, 26А, 30/3 к остановке «Курнатовского» (маршруты автобусов №№ 2, 3, 5, 14), к магазину «В десятку» за продуктами первой необходимости, к школе № 30, детсаду «Теремок», поликлинике № 2 (детскому и взрослому отделению).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в непосредственной близости к строящейся автостоянке расположены объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, школа, детский сад, поликлиника, продуктовый магазин), предполагающие массовое пребывание граждан, в том числе и маломобильных групп населения, нуждающихся в услугах автостоянок, в связи с чем, при строительстве таких автостоянок возникает обязанность по обеспечению условий для маломобильных групп населения.

Суд считает, что Администрацией допущено грубое нарушение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в выдаче разрешения на строительство в отсутствие в проектной документации объекта капитального строительства перечня мероприятий по обеспечению доступа для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.

Довод Администрации о применении в данном случае Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, подлежит отклонению, поскольку подпункт «з» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предъявляет требования к проектной документации объектов капитального строительства, а не к виду разрешенного использования земельных участков.

Из материалов дела следует, что УГСЖН при проведении проверки установлено, что при проверке соблюдения установленной формы и порядка заполнения градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017: в нарушение пункта 1 приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», действовавшего на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, на чертеже градостроительного плана земельного участка не отображены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство и в пункте 2.2.1 не указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, включая площадь.

Довод Администрации о том, что вышеуказанные нарушения вызваны тем, что градостроительный план земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017 был подготовлен на основании сведений из Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», согласно которым на момент выдачи градостроительного плана земельного участка сведения о минимальном отступе от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, и предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, включая площадь, не предусматривались, судом отклоняется.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

При этом, согласно части 5 данной статьи форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 № 400/пр и действовавшей на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017, предусмотрено, что на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство. При этом, в примечании к данной графе указано, что сведения заполняются на земельные участки, на которые градостроительный регламент распространяется/не распространяется.

Правила землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденные нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, включают в себя градостроительные регламенты городского округа «город Якутск».

Суд считает, что отсутствие в Правилах землепользования и застройки ГО «город Якутск» (в редакции, действовавших на момент выдачи градостроительного плана земельного участка № RU14301000-2017-489-28 от 13.01.2017) сведений о минимальном отступе от границ земельного участка автостоянок, не освобождает от заполнения формы градостроительного плана земельного участка, поскольку действие градостроительных регламентов г. Якутска не распространяется на земельные участки, предназначенные под строительство закрытых автостоянок, так как правила землепользования и застройки не содержат норм, связанных со строительством таких объектов.

Таким образом, из системного анализа положений статьи 44 ГрК РФ и формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 № 400/пр, следует, что в отношении многоуровневой автостоянки закрытого типа заполнение пунктов 1 и 2.2.1 градостроительного плана земельного участка требуетсядаже при отсутствии в градостроительном регламенте сведений о минимальном отступе от границ земельного участка.

В целом из содержания вышеуказанных положений не следует, что заполнение указанных сведений в ГПЗУ не требуется при отсутствии в градостроительном регламенте сведений о минимальном отступе от границ земельного участка.

По совокупности изложенных обстоятельств, суд считает, что выданное Администрации по результатам внеплановой проверки предписание от 20.04.2018 № 06-06/16-18 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для заявителя нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акт, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд в соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Отсутствие хотя бы одного из условий, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Как было указано выше, отсутствие доказательств нарушения оспариваемым актом прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований Окружной администрации города Якутска к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 20.04.2018 № 06-06/16-18 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

А.Н. Устинова