ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4519/2021 от 21.09.2021 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 сентября 2021 года

Дело № А58-4519/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2021.

Полный текст решения изготовлен 28.09.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435181844, ОГРН 1061435072093) от 24.06.2021 № 592-7 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительным решения от 04.06.2021 №014/07/3-924/2021 по результатам рассмотрения жалобы в части,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260), Общества с ограниченной ответственностью Газоспасательная службы «Газспассервис» (ИНН 1435295714, ОГРН 1151447005599),

при участии в судебном заседании:          

от заявителя – Анисимов Н.Д. по доверенности от 02.08.2021 без номера (паспорт, диплом),

от ответчика – Егорова Л.П. по доверенности от 25.05.2021 № 03/1728 (удостоверение, диплом),

от третьего лица Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» – Иванова М.Н. по доверенности от 28.07.2021 № И00007751 (паспорт, диплом),

от третьего лица Общество с ограниченной ответственностью Газоспасательная службы «Газспассервис» - законный представитель Кутепов А.Н. по паспорту, Томтосова В.Е. по доверенности от 27.09.2021 без номера (паспорт, диплом),

У С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 24.06.2021 № 592-7 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании недействительным решения от 04.06.2021 №014/07/3-924/2021 по результатам рассмотрения жалобы в части.

В обоснование своего требования заявитель ссылается на неправомерное установление дополнительного требования о наличии:

свидетельства Министерства энергетики РФ на право ведения: газоспасательных работ; поисково-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 5.2 Приложения № 1);

лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (пункт 5.4 приложения № 1);

квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных Министерством энергетики РФ спасателей (пункт 5.6 приложения № 1);

свидетельства на право аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (пункт 5.2 Приложения № 1).

Заявитель считает, что пункты 5.2, 5.4 и 5.6 приложения № 1 документации о закупке заказчика, организатора закупки необоснованные.

Управление представило отзыв от 29.07.2021 № 03/2745, просит в удовлетворении требования отказать, доводы заявителя не находят своего подтверждения и признаются необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.

Определением суда от 09.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго»).

ПАО «Якутскэнерго» представило возражение от 30.07.2021 № 119/3430, просит отказать в удовлетворении заявления.

Определением суда от 03/082021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Общество с ограниченной ответственностью Газоспасательная службы «Газспассервис» (далее - ООО «Газспассервис»).

ООО «Газспассервис» представило письменные пояснения от 20.09.2021, полагает решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Из материалов дела судом установлено.

Заказчик, организатор закупки ПАО «Якутскэнерго» объявил конкурс в электронной форме на «лот № 36901-ЭКСП БЕЗ-2021-ЯЭ «Обслуживание опасных объектов, на которых осуществляется транспортировка, хранение, использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» (извещение № 32110248011).

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.12.2019 № 300, и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23.

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru и сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru сведений Управлением установлено, что пунктом 5 приложения № 1 установлены оспоренные заявителем дополнительные к установленным в документации о закупке требования к участникам закупки:

о наличии свидетельства Министерства энергетики РФ на право ведения: газоспасательных работ; поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением  пожаров; работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 5.2 приложения № 1);

о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (пункт 5.4 приложения № 1);

о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных в Министерстве энергетики РФ спасателей (пункт 5.6 приложения № 1).

18.05.2021 исх. № 763-7 заявитель обратился в Управление на действия ПАО «Якутскэнерго», полагая, что при проведении конкурса в электронной форме на обслуживание опасных объектов, на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой установлены требования, ограничивающие конкуренцию.

04.06.2021 Комиссией Управления вынесена резолютивная часть решения, в которой жалобу заявителя признали обоснованной по всем пунктам жалобы.

Решение Управления направлено заявителю 17.06.2021 за вх. № 971.

14.06.2021 на электронной площадке размещено уведомление о внесении изменений в извещении о закупке и документации о закупке по конкурсу в электронной форме, в которой ПАО «Якутскэнерго» внесло изменения в части подпункта 5.5 пункта 5 раздела 8 приложения № 1 технического требования о наличии договора (соглашения или план взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией  по предписанию Управления от 04.06.2021 № 014/07/3-924/2021.

В этой связи 14.06. 2021 за исх.№ 527/1-7 в адрес Управления заявитель направил письмо о разъяснении в части противоречия резолютивной части решения Управления к предписанию Управления от 04.06.2021 № 0 14/07/3-924/2021 (ответ не поступил).

Рассмотрев жалобу заявителя, решением Управления от 04.06.2021 жалоба заявителя признана обоснованной в части подпункта 5.5 пункта 5 раздела 8 приложения № 1 технического требования о наличии договора (соглашения или план взаимодействия) на аварийно–диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения в части пунктов 5.2, 5.4, 5.6 приложения № 1 документации о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Раздел 3 документации устанавливает требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3.1 документации установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки:

пункт 3.1.3 полный перечень обязательных требований к участникам указан в Приложении № 3 к настоящей документации о закупке (подраздел 10.1).

пункт 3.1.4 помимо обязательных требований к участникам, в приложении № 3 к документации о закупке могут быть установлены специальные требования (подраздел 10.2), исходя из предмета закупки, которым также должны соответствовать участники.

пункт 3.1.5 помимо обязательных и специальных требований к участникам, в приложении № 3 к настоящей документации о закупке могут быть установлены квалификационные требования (подраздел 10.3), которым должны соответствовать участники.

Согласно подразделу 10.2 «Специальные требования к участникам» специальные требования к участникам (наличие специальных допусков, лицензий и прочих разрешительных документов, в том числе подтверждающих членство в саморегулируемых организациях, и т.д. установленных в соответствии с законодательством РФ и касающихся исполнения обязательств по предмету договора; иные дополнительные требования к участнику и/или изготовителю товара, являющегося предметом закупки) установлены исходя из предмета закупки в Технических требованиях заказчика (приложение № 1 к настоящей документации о закупке), раздел «требования к участникам».

Соответствие участника специальным требованиям определяется на основании прилагаемого к заявке перечня документов, подтверждающих соответствие участника установленным специальным требованиям (в случае их установления), который указан в технических требованиях заказчика (приложение № 1 к настоящей документации о закупке).

Согласно подразделу 10.3. квалификационные требования, требования к наличию опыта / МТР / кадровых ресурсов установлены исходя из предмета закупки в технических требованиях заказчика (приложение №1 к настоящей документации о закупке), раздел «требования к участникам» соответствие участника установленным квалификационным требованиям подтверждается следующими документами:

-справка о выполнении аналогичных по характеру и объему поставки продукции договоров, по установленной в документации о закупке форме - справка об опыте участника (форма 8) (подраздел 7.8), включая обязательные приложения к ней.

-справка о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения договора, по установленной в документации о закупке форме - справка о материально-технических ресурсах (форма 9) (подраздел 7.9), включая обязательные приложения к ней.

-справка о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения договора, по установленной в документации о закупке форме - справка о кадровых ресурсах (форма 10) (подраздел 7.10), включая обязательные приложения к ней.

Перечень дополнительных документов, подтверждающих соответствие участника установленным квалификационным требованиям [в случае их установления] помимо вышеупомянутых справок, указан в технических требованиях заказчика (приложение № 1 к настоящей документации о закупке).

В случае отсутствия в технических требованиях заказчика (приложение № 1 кнастоящей документации о закупке) соответствующих квалификационных требований, указанные выше справки не заполняются и не предоставляются участниками в составе заявки.

Приложением № 1 технические требования по обслуживанию опасных объектов ПАО «Якутскэнерго, на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» документации о закупке (далее - приложение № 1) предусмотрены дополнительные требования к участникам.

Пунктом 5 приложения № 1 установлены оспоренные заявителем дополнительные к установленным в документации о закупке требования к участникам следующего содержания:

«Для выполнения работ по обслуживанию опасных объектов Заказчика на основании нормативных правовых актов Исполнитель должен соответствовать следующим основным критериям:

5.2. Иметь свидетельство Министерства энергетики Российской Федерации на право ведения: газоспасательных работ; поисково-спасательных работ; аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, (с 01.09.2021, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов»). Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Исполнителем в составе своей заявки гарантийного письма о получении соответствующего свидетельства.

5.4. Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления исполнителем в составе своей заявки копии соответствующей лицензии.

5.5 Договор (соглашение или план взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией. Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления исполнителем в составе своей заявки копии договора (соглашения или плана взаимодействия).

5.6. Исполнитель должен иметь собственный или привлекаемый (оформленный в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации или привлекаемый по трудовым либо гражданско-правовым договорам) квалифицированный персонал в количестве не менее 30 аттестованных в Министерстве энергетики Российской Федерации спасателей. Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления исполнителем в составе своей заявки сведений о кадровых ресурсах по форме «справки о кадровых ресурсах», приведённой в документации о закупке», с приложением копий подтверждающих документов.

Приложение № 2 «Перечень опасных объектов заказчика, подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию хранения и использования нефтепродуктов», на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» документации о закупке (далее - Приложение № 2) содержит перечень опасных производственных объектов ПАО «Якутскэнерго».

Довод заявителя о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии свидетельства Министерства энергетики Российской Федерации на право ведения: газоспасательных работ; поисково-спасательных работ» аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 5.2 Приложения № 1) является необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Предметом рассматриваемого конкурса в электронной форме является обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой.

Пунктами 7.1 - 7.7 раздела 7 технических требований документации о закупке установлен перечень отвечающих потребностям заказчика, организатора закупки следующих услуг:

- поддержание в постоянной готовности сил и средств ПАСФ;

-разработка и планирование профилактических мероприятий по обслуживанию, предусматривающих осуществление осмотров технологического оборудования, систем оповещения и связи, проверка наличия СИЗ, средств пожаротушения;

- выполнение профилактических мероприятий по предотвращению аварий, разливов нефти, на опасном объекте, в том числе информирование об инновационных технологиях, позволяющих снизить риск аварий разливов нефтепродуктов, утечек газа;

- выполнение работ по согласованию планов ЛАРН и планов мероприятий последствий аварий на опасных объектах;

- представление акта выполненных работ с подписью ответственного лица;

- проведение занятий и практических тренировок (учений) с персоналом объектов,

- выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, разливов нефтепродуктов и утечек газа на опасном объекте.

Документация о закупке содержит приложение 1 к техническому требованию, которым определен «Перечень объектов заказчика подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию использования природного газа»: Якутская ГРЭС, Якутская ТЭЦ, Якутская ГРЭС 2, Вилюйская ДЭС.

Приложение № 2 к техническому требованию «Перечень опасных объектов Заказчика, подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию хранения и использования нефтепродуктов», на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» Технических требований Документации о закупке (далее - приложение №2) содержит перечень 18 опасных производственных объектов ПАО «Якутскэнерго», в которых имеются резервуары с дизтопливом.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-с касательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) устанавливается наличие их аттестации. Обязательной аттестации подлежат все без исключения аварийно-спасательные службы независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности и их возможности ограничиваются видами работ, на которые они аттестованы.

Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, являются постоянно действующие аттестационные комиссии. Полномочия названных комиссий установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным Приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102, в соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 которого аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» - Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

Согласно свидетельству о регистрации от 29.12.2020 № А73-00217, выданным Ленским управлением Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору, перечисленные в приложении № 2 технического требования документации о закупке опасные производственные объекты (далее - ОПО), имеют регистрационный номер и установленный класс опасности.

Указанные в приложении № 2 ОПО внесены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 №592.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты ПАО Якутскэнерго» относятся к опасным производственным объектам и находятся в ведении Минэнерго России.

Таким образом, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти - Минэнерго России, и документация о закупке содержит аттестационные требования к участнику такой закупки.

При таких обстоятельствах, установление заказчиком требование о наличии у участника, закупки свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ, является правомерным.

Между тем, заявитель в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, прошло первичную аттестацию в территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия) (свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 10.10.2020 серия 02852 № 0-910-00569).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.07.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» заявитель аттестован на следующие виды работ: поисково-спасательные, газоспасательные, работы по ликвидации (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидации (локализации) на суше разливов нефти и нефтепродуктов (до 5000 тонн), проводить химическую и радиационную разведку и контроль в зонах заражения (загрязнения).

Следовательно, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти - Минэнерго России, и закупочная документация содержит аттестационные требования к участнику закупки, которым не соответствовала имеющаяся у заявителя аттестация.

Управление считает, что организатор торгов в соответствии со своими потребностями может избрать ту форму аттестации, которая соответствует требованиям подлежащего охране объекта, и выбор заказчиком формы в рамках, установленных пунктом 5 Положения об аттестации, является верным в случае соответствия вида аттестации виду охраняемого объекта.

Соответственно, требование общества к участникам закупки о наличии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданного комиссией органа исполнительной власти, в сфере деятельности которого находится опасный объект, и предоставление в составе заявки копии свидетельства об аттестации в отраслевой комиссии Минэнерго России не противоречит законодательству.

Данную позицию третьи лица подтверждают со ссылкой на определение Верховного Суда РФ от 31.03.2017 № 301-ЭС17-1766.

Довод заявителя о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности (пункт 5.4 Приложения № l), является необоснованным по следующим основаниям.

Как указано ранее предметом закупки является обслуживание опасных объектов, на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой

Пунктом 7.7 технических требований закупочной документации в составе выполняемых работ при возникновении аварии, утечки газа или разлива нефтепродуктов предусматривается выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, разливов нефтепродуктов и утечек газа на опасном объекте.

Согласно перечню ОПО, указанных в приложении № 2, заказчик обладает 18 опасными производственными объектами, где размещены резервуары с нефтепродуктами (дизельное топливо и ГСМ) с величиной суммарного максимального объема резервуаров на одном таком объекте от 60-68 до 20 000-30 ООО м3.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Абзац 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 (далее - Правила № 2451) определяется понятие «ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов» - комплекс работ, проводимых при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов и направленных на локализацию разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил № 2451 расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - в течение 6 часов.

Представленные заказчиком, организатором закупки в материалы дела план ЛАРН Якутской ГРЭС и план ЛАРН Якутской ТЭЦ предусматривают в ходе локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов обязанность аварийно-спасательного формирования (далее - АСФ) локализовать разлив нефти и нефтепродуктов путем проведения комплекса мероприятий,направленных на прекращение распространения разлитой или выливающейся нефти (разлитых или выливающихся нефтепродуктов) на поверхности грунта, проводимых путем установки заграждений, специальных бонов, а также при необходимости проведения земляных работ.

После проведения работ по локализации разлив нефти и нефтепродуктов и до истечения, установленного 6 часового периода для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти нефтепродуктов, на АСФ возлагается обязанность приступить к сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, обеспечить прекращение действия характерных опасных факторов,в целях исключения возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь.

При этом, в составе мер по ликвидации последствий предусмотрены мероприятия по сбору разлитой нефти, организация временного хранения собранной нефти и отходов, организация мероприятий их утилизации и меры по реабилитации загрязненных территорий.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в настоящем Федеральном законе определены следующие основные понятия:

-«сбор отходов» - прием отходов в целях, их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение

-«транспортирование отходов» - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;

-«обезвреживание отходов» - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности относится к лицензионному виду деятельности.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», установлены классы опасности для окружающей среды отходов.

В соответствии с приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» перечисленные в приказе Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 отходы относятся к III-IV классам опасности.

Таким образом, услуги (работы), образующие предмет закупки - выполнение аварийно-спасательным формированием мероприятий (работ) по локализации разлива нефти и нефтепродуктов максимальным объемом до 30 000 м3, мероприятий (работ) по сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, а также мероприятий (работ) по транспортированию образовавшихся при ликвидации загрязнений окружающей среды отходов III-IV классов опасности к месту сбора таких отходов функционально и технически взаимосвязаны, требования к услугам (работам) сформированы с учетом потребностей заказчика, организатора закупки в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика, организатора в данных работах (услугах).

Довод заявителя о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных Министерством энергетики Российской Федерации спасателей (пункт 5.6 Приложения № l) является необоснованным по следующим основаниям.

Протоколом Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей № 2 от 22.04.2021 утверждены Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

Указанные Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя и аттестуемыми к проведению аттестации на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Методические рекомендации разработаны Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - Положение о проведении аттестации) [1], Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя [6] (далее - Положение об АК), Требованиями к составу и оснащению АСС и (или) АСФ, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов |2] (далее - Требования к составу и оснащению АСС (АСФ) и с учетом Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации [3] (далее - Правила ЛРН) (пункт 1.1 Методических рекомендаций).

Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее - ЛРН на территории), относятся к видам аварийно-спасательных работ (далее-АСР) [2, 3] (пункт 1.2).

Методические рекомендации также определяют порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб и формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Приложением Б Методических рекомендаций установлены рекомендации по определению соответствия состава и структуры АСС (АСФ), возложенным на нее (него) задачам по ЛРН на территории.

Пунктом Б.1 Приложения Б «Рекомендации по определению соответствия состава и структуры АСС (АСФ), возложенным на нее (него) задачам по ЛРН на территории» Методических рекомендаций предусмотрено, что количество спасателей АСС (АСФ) установлено требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ) [2] и в соответствии с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов составляет, не менее:

-до 500 тонн - 8 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 6 человек;            i

-до 1 ООО тонн - 12 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 9 человек;

-до 5 ООО тонн - 22 спасателя, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 17 человек;

-свыше 5 ООО тонн - 30 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН территории 23 человека

Приложением №2 установлен перечень опасных объектов заказчика, подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию хранения и использования нефтепродуктов.

Из приложения № 2 к техническим требованиям, заказчик располагает опасными производственными объектами с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов, превышающими 5 000 тонн.

Необходимое заказчику количество спасателей АСС (АСФ) согласно установленных требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ) и в соответствии с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов составляет не менее 30 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 23 человека.

При таких обстоятельствах, установленное заказчиком требование о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных Министерством энергетики Российской Федерации спасателей (пункт 5.6 Приложения №1), не противоречит законодательству.

Доводы заявителя о неправомерности установления требований о наличии свидетельства на право аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, основаны на неправильном толковании нормы закона.

Согласно свидетельству о регистрации от 29.12.2020 № А73-00217, выданному Ленским управлением Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору, перечисленные в Приложении № 2 технического требования документации о закупке опасные производственные объекты (далее - ОПО), имеют регистрационный номер и установленный класс опасности.

Указанные в Приложении № 2 ОПО внесены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 592.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты ПАО Якутскэнерго» относятся к опасным производственным объектам и находятся в ведении Минэнерго России.

Таким образом, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти - Минэнерго России, и документация о закупке содержит аттестационные требования к участнику такой закупки.

При таких обстоятельствах, установление Заказчиком требование о наличии у участника закупки Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ не противоречит законодательству.

Между тем, заявитель в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, прошло первичную аттестацию в территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия) (свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 10.10.2020 серия 028.52 № 0-910-00569).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.07.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» заявитель аттестован на следующие виды работ: поисково-спасательные, газоспасательные, работы по ликвидации (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидации (локализации) на суше разливов нефти и нефтепродуктов (до 5000 тонн),'проводить химическую и радиационную разведку и контроль в зонах заражения (загрязнения).

Следовательно, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти - Минэнерго России, и закупочная документация содержит аттестационные требования к участнику закупки, которым не соответствовала имеющаяся у заявителя аттестация.

Непосредственного запрета на объединение товаров в один лот при проведении закупок Закона о закупках не содержит. Объединение ПАО «Якутскэнерго» в один лот различных товаров, работ, услуг само по себе не является нарушением основополагающих принципов Закона о закупках. На опасных производственных объектах ПАО «Якутскэнерго» хранится дизельное топливо более 1 000 т.

Из Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что дизельное топливо относится к горючим веществам, которое способно самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть.

Следовательно, при проведении работ по локализации и ликвидации разлива дизельного топлива возможно его возгорание, поэтому аварийно-спасательная служба производящая данные работы должна также иметь лицензию на аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Данные виды работ учтены в плане ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ПЛАРН) объектов.

Сейсмичность Якутии составляет 6-8 баллов. При земных толчках 8 баллов возможны разрушения на объекте как газопроводов, так и емкостей с дизельным топливом. Значит, аварийно-спасательная служба должна будет проводить комплекс аварийно-спасательных работ: газоспасательные работы, поисково-спасательные работы, работы по локализации и ликвидации разлива дизельного топлива.

В ПЛАРН на аварийно-спасательную службу, выполняющую работы по локализации и ликвидации разлива дизельного топлива возложено сбор разлипшегося дизельного топлива и его транспортировка до места утилизации. Данные виды работ относятся к лицензируемой деятельности.

Таким образом, объединение в один лот аварийно-спасательных работ: газоспасательных работ, поисково-спасательных работ, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов включены, исходя из обеспечения достижения максимальной эффективности при проведении аварийно-спасательных работ, недопущения возникновения вторичных факторов возникновения распространения аварийной ситуации на объектах общества.

Позднее получение оспариваемого решения не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного, судом не установлено несоответствие выводов Управления закону или иному ненормативному акту, нарушение прав и законных интересов заявителя не доказано.

Заявителем платежным поручением от 23.06.2021 № 1104 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.

На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать с отнесением расходов по уплате госпошлины на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в удовлетворении требования отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                        Р.И. Эверстова