АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело № А58-4533/2009
06 октября 2009г.
Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2009г., мотивированное решение изготовлено 06 октября 2009г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» к Якутской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 9 763 500 рублей, составив протокол в соответствии с ч. 3 ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей заявителя: не явились, извещены (уведомление № 16052), Якутской таможни: ФИО1 по доверенности от 16.04.2009г. № 03-10/1308, установил:
Открытое акционерное общество Холдинговая компания «Якутуголь» - далее Общество обратилось с заявлением к Якутской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ – далее Таможня о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных при подаче полных таможенных деклараций №№ 10701020/200406/0000249, 10701020/250406/0000263, 10701020/250406/0000264, 10701020/260406/0000267, 10701020/260406/0000268, 10701020/030506/0000276, 10701020/030506/0000277, 10701020/050506/0000280, 10701020/050506/0000281, 10701020/050506/0000282, 10701020/100506/0000291, 10701020/150506/0000306, 10701020/150506/0000307, 10701020/150506/0000308, 10701020/150506/0000309, 10701020/170506/0000315, 10701020/180506/0000324, 10701020/180506/0000325, 10701020/180506/0000326, 10701020/230506/0000339, 10701020/240506/0000341, 10701020/240506/0000340, 10701020/250506/0000344, 10701020/300506/0000349, 10701020/310506/0000357, 10701020/010606/0000370, 10701020/050606/0000377, 10701020/050606/0000378, 10701020/070606/0000395, 10701020/090606/0000402,10701020/090606/0000401, 10701020/140606/0000407, 10701020/150606/0000412, 10701020/160606/0000415, 10701020/160606/0000419, 10701020/230606/0000427, 10701020/270606/0000432, 10701020/270606/0000433, 10701020/290606/0000437, 10701020/290606/0000438, 10701020/300606/0000439, 10701020/040706/0000445, 10701020/040706/0000446, 10701020/040706/0000447, 10701020/040706/0000451, 10701020/040706/0000452, 10701020/050706/0000456, 10701020/060706/0000459, 10701020/060706/0000460, 10701020/060706/0000461, 10701020/060706/0000462, 10701020/100706/0000465, 10701020/100706/0000466, 10701020/110706/0000469, 10701020/120706/0000473, 10701020/120706/0000474, 10701020/110706/0000470, 10701020/140706/0000484, 10701020/140706/0000486, 10701020/180706/0000495, 10701020/200706/0000507, 10701020/190706/0000498, 10701020/190706/0000502, 10701020/190706/0000501, 10701020/240706/0000520, 10701020/260706/0000529, 10701020/260706/0000532, 10701020/270706/0000539, 10701020/310706/0000540, 10701020/310706/0000542, 10701020/310706/0000543, 10701020/310706/0000544, 10701020/310706/0000541, 10701020/010806/0000554, 10701020/010806/0000551, 10701020/010806/0000552, 10701020/010806/0000553, 10701020/030806/0000561, 10701020/070806/0000566, 10701020/150806/0000594, 10701020/150806/0000595, 10701020/150806/0000593, 10701020/150806/0000592, 10701020/160806/0000600, 10701020/160806/0000601, 10701020/160806/0000599, 10701020/160806/0000598, 10701020/160806/0000597, 10701020/180806/0000610, 10701020/220806/0000617, 10701020/220806/0000618, 10701020/220806/0000619,
10701020/220806/0000620, 10701020/220806/0000621, 10701020/280806/0000628, 10701020/280806/0000627, 10701020/300806/0000635, 10701020/040906/0000647, 10701020/040906/0000648, 10701020/040906/0000646, 10701020/050906/0000654, 10701020/060906/0000658, 10701020/060906/0000659, 10701020/140906/0000668, 10701020/140906/0000669, 10701020/180806/0000678, 10701020/200906/0000687, 10701020/200906/0000688, 10701020/200906/0000689, 10701020/210906/0000694, 10701020/220906/0000698, 10701020/220906/0000699, 10701020/260906/0000710, 10701020/260906/0000711, 10701020/280906/0000713, 10701020/280906/0000714, 10701020/280906/0000715, 10701020/290906/0000720, 10701020/290906/0000721, 10701020/021006/0000723,10701020/021006/0000724, 10701020/031006/0000727, 10701020/031006/0000728, 10701020/051006/0000731, 10701020/061006/0000733, 10701020/091006/0000738, 10701020/091006/0000740, 10701020/121006/0000747, 10701020/181006/0000757, 10701020/191006/0000760, 10701020/231006/0000765, 10701020/231006/0000771, 10701020/261006/0000783, 10701020/261006/0000784, 10701020/261006/0000785, 10701020/301006/0000792, 10701020/301006/0000793, 10701020/011106/0000801, 10701020/011106/0000802, 10701020/011106/0000803, 10701020/021106/0000807, 10701020/081106/0000823, 10701020/091106/0000827, 10701020/091106/0000828, 10701020/131106/0000842, 10701020/131106/0000843, 10701020/131106/0000844, 10701020/141106/0000848, 10701020/201106/0000868, 10701020/201106/0000870, 10701020/211106/0000877, 10701020/221106/0000888,
10701020/241106/0000891, 10701020/241106/0000892, 10701020/241106/0000893, 10701020/291106/0000900, 10701020/301106/0000904, 10701020/041206/0000917, 10701020/041206/0000918, 10701020/041206/0000919, 10701020/071206/0000932, 10701020/071206/0000933, 10701020/081206/0000944, 10701020/081206/0000945, 10701020/111206/0000952, 10701020/111206/0000955, 10701020/121206/0000959, 10701020/151206/0000972, 10701020/201206/0000984, 10701020/201206/0000985, 10701020/211206/0000990, 10701020/251206/0001000, 10701020/281206/0001005, 10701020/281206/0001006 таможенных сборов в размере 9 763 500 рублей и в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общества обязании Таможню произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов в размере 9 763 500 рублей.
В обоснование заявления Общество ссылается на следующее - в течение 2006 года Общество вывозило в таможенном режиме экспорта каменный битуминозный уголь, при оформлении которого представляло в таможенный орган временные грузовые таможенные декларации и уплатило таможенные сборы всего в размере 1 500 000 рублей, при подаче полных таможенных деклараций на эту же угольную продукцию Общество уплатило таможенные сборы в размере 9 763 500 рублей; в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации № 863 от 28.12.2004г. установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей; положение пункта 7.1. постановления Правительства РФ от 10.03.2009г. № 220 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863» не распространяется на правоотношения по возврату излишне уплаченных таможенных сборов, возникшие в 2006 году; с учетом изложенного Общество считает, что 9 763 500 рублей таможенных сборов являются излишне уплаченными и подлежат возврату на основании части 2 статьи 355, статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможней представлен отзыв на заявление Общества, в котором Таможня возражает против заявленного требования, считает, что при взимании сумм таможенных сборов при подаче полной таможенной декларации таможня руководствовалась пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», в соответствии с которым установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей; в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009г. № 220 сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче временных и полных таможенных деклараций, т.е. таможенные сборы за полные таможенные декларации не являются излишне уплаченными и возврату не подлежат; в соответствии со статьей 357.9 ТК РФ освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление по полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрено.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено.
20.04.2009г. Общество обратилось с заявлением № 1-52-06/5386 (том 1, л.д. 23 – 27) в Таможню о возврате излишне уплаченных авансовых платежей (сборов за таможенное оформление экспорта), внесенных на счет таможенного органа платежными поручениями и исчисленных грузовыми таможенными декларациями в связи с излишней уплатой, принятием постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008г. № 4574/08 и опубликованием письма ФТС России от 25.08.2008г. № 01-11/34707 «О таможенных сборах за таможенное оформление» в размере 9 763 500 рублей.
Таможня письмом от 13.05.2009г. № 06-15/1610 (том 1, л.д. 28) отказала в возврате излишне уплаченных сборов за таможенное оформление, ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009г. № 220, предусматривающие, что таможенные сборы за полные таможенные декларации не являются излишне уплаченными и возврату не подлежат.
Материалами дела подтверждается перечисление по платежным поручениям № 221 от 19.01.2006г., № 689 от 07.02.2006г., № 532 от 24.03.2006г., № 80 от 20.04.2006г., № 843 от 06.05.2006г., № 223 от 20.06.2006г., № 911 от 19.07.2006г., № 998 от 08.08.2006г., № 991 от 13.09.2006г., № 494 от 05.10.2006г., № 118 от 03.11.2006г., № 5 от 12.12.2006г. денежных средств в размере 15 975 341 рублей в качестве предоплаты в счет предстоящих сборов за таможенное оформление экспорта.
Из материалов дела следует, что Общество в течение 2006 года вывозило в таможенном режиме экспорта каменный битуминозный уголь, при оформлении которого представило в таможенный орган временные грузовые таможенные декларации, уплатив в качестве предоплаты в счет предстоящих сборов за таможенное оформление экспорта. После вывоза товаров декларантом представлены полные периодические таможенные декларации и уплачены таможенные сборы за таможенное оформление.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.6 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статьей 137 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрен упрощенный порядок декларирования российских товаров, который применяется по желанию декларанта, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, к которым в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 318 Кодекса отнесены таможенные сборы.
На основании статьи 138 Таможенного кодекса РФ составляющими элементами такого порядка является периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации и декларирование после убытия российских товаров путем подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации (пункты 1 и 2).
Таким образом, при применении упрощенного порядка декларирования таможенным законодательством предусмотрено два самостоятельных акта декларирования товаров.
Учитывая, что уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, следует сделать вывод о том, что за каждый факт декларирования требуется уплата таможенных сборов как необходимого условия совершения в отношении декларанта должностными лицами таможенных органов юридически значимых действий по таможенному оформлению товаров.
Следовательно, Общество при декларировании в упрощенном порядке обязано предоставить как временную таможенную декларацию, так и полную таможенную декларацию и за каждый факт декларирования Общество обязано уплачивать таможенный сбор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100000 рублей.
Ставки таможенных сборов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», пунктом 7 которого установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Толкование данного пункта в системной связи с вышеприведенными нормами Таможенного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не является повторной подачей таможенной декларации, когда таможенные сборы уплачиваются в размере 500 рублей.
Последующее введение постановлением Правительства РФ от 10.03.2009г. № 220 пункта 7.1 в постановление № 863 не изменяет содержание установленной законом обязанности по уплате таможенного сбора за таможенное оформление товаров при периодическом временном декларировании, а лишь конкретизирует ее в связи с разными подходами в толковании этой обязанности.
Уплата таможенных сборов при подаче временной и при подаче полной таможенных деклараций не может толковаться как их двойная уплата.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2006г. № ГКПИ06-495 при рассмотрении гражданского дела по заявлению ЗАО ПКФ "Кубаньвтормет" о признании недействующим пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004г. № 863 установлено отсутствие предусмотренных законом оснований для признания его недействующим. Довод заявителя о двойной оплате таможенного сбора признан необоснованным.
Учитывая, что оспариваемый пункт постановления отношения, связанные с оплатой таможенного сбора при оформлении полной таможенной декларации, не регулирует и каких-либо положений, противоречащих таможенному законодательству Российской Федерации по данному вопросу, не содержит, суд отклонил довод заявителя о том, что именно данным пунктом в указанном случае установлена не соответствующая требованиям закона двойная оплата таможенного сбора, и оставил заявление ЗАО ПКФ "Кубаньвтормет" без удовлетворения.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определением от 03.09.2006г. № КАС06-267 указанное решение оставила без изменения.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что Общество, уплатив таможенные сборы при декларировании товаров по временным таможенным декларациям и при декларировании товаров по полным таможенным декларациям исполнило установленную статьей 127 Таможенного кодекса РФ обязанность по уплате таможенных платежей в полном объеме и в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.
На основании изложенного суд считает, что факт излишней уплаты таможенных платежей Обществом отсутствует, отказ Таможни в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций при применении периодического временного декларирования российских товаров в сумме 9 763 500 рублей соответствует закону, не нарушает права и законные интересы декларанта – Общества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Общества о возврате излишне уплаченных налогов в размере 9 763 500 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Судья А.Н. Устинова