ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4539/13 от 15.11.2013 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-4539/2013

18 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2013 года.

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Валявка В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чолбон-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа от 07.06.2013 № 5477-ДИЗО/2013 в предоставлении земельного участка,

при участии представителе лиц, участвующих в деле: заявителя: ФИО1 по доверенности от 07.11.2013; заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 20.05.2013,

с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10ч.30м. 11.11.2013 по 14ч.30м. 15.11.2013, после окончания перерыва дело продолжено в том же составе суда, с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Чолбон-Инвест» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее – Департамент) о признании незаконным отказа от 07.06.2013 № 5477-ДИЗО/2013 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> (далее – земельный участок) по основаниям, изложенным в заявлении, в дополнении к заявлению.

Администрация представила отзыв с изложением доводов возражения. Судом установлены обстоятельства дела.

ООО «Чолбон-Инвест» зарегистрирован в качестве юридического лица 30.01.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Якутску Республики Саха (Якутия) за государственным регистрационным номером 1041402026380.

16.04.2013 через МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) Общество обратилось в адрес Департамента с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства гаражных боксов без предварительного согласования места размещения, зарегистрированным за № 138699.

Письмом от 07.06.2013 № 5477-ДИЗО/13 Департамент отказал в предоставлении земельного участка под гаражные боксы по причине несоответствия видам разрешенного использования земельного участка и минимальным размера земельного участка в зоне среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки Ж-5, установленных Правилами землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденных Решением Окружного совета г. Якутска от 25.07.2007 №РОС-51-9 (сведения ИСОГД № 07-232 от 26.04.2013); также указал, что на испрашиваемом земельном участке расположены выстроенные гаражи, теплотрасса.

Не согласившись с отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив и проанализировав доказательства по делу в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 № 137 до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности не требуется.

В соответствии с п.2 ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничен осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством.

В соответствии с п.1 ст. 44 Устава Городского округа «Город Якутск», утвержденного Решением Окружного совета от 25.06.2007 №РОС-51-1, в Окружной Администрации могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), осуществляющие свою деятельность самостоятельно в соответствии с принципами единоначалия и на основе положений, утверждаемых Главой округа.

Пунктом 1.1. Положения «О департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутка», утвержденного решением Якутской городской Думы от 21.03.2011 № РЯГД-43-1, на Департамент имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска возложены полномочия управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск».

Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Как пояснила представитель Общества, ООО «Чолбон-Инвест» является застройщиком-заказчиком объекта капитального строительства «25-ти квартирный жилой дом в 92 квартале г. Якутска», при этом соответствующих доказательств не представлено (договор подряда, совместной деятельности и т.п). Разрешение на строительство данного объекта выдано ГКУ РС(Я) «Якутское лесничество». По пояснению представителя Общества в связи с тем, что земельный участок принадлежит Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Подтверждающие данное обстоятельство документы также не представлены.

Судом установлено, материалами дела подтверждено (решения Якутского городского суда), сторонами не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке расположены гаражные боксы, построенные Обществом с привлечением средств дольщиков-граждан в соответствии с договорами участия в долевом строительстве объекта. Якутским городским судом отказано в исках дольщиков-граждан о признании права собственности на гаражный бокс, в связи с отсутствием какой-либо разрешительной документации на строительство гаража и ввод его в эксплуатацию, на пользование земельным участком под гараж.

В части нахождения на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенных гаражных боксов, Общество полагает, что данный факт не должен ограничивать оборотоспособность земельного участка и не должен влечь запрет на выбор земельного участка.

Между тем, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской федерации (далее – ЗК РФ) определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ на: - основные, - условно разрешенные и вспомогательные.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).

Пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляются исключительно на торгах.

В соответствии со статьей 7 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 № 50-НПА «О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «город Якутск», предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах, за исключением:

1) предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;

2) предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, указанным в пунктах 5 - 6 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;

3) предоставление земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;

4) предоставление государственной компании "Российские автомобильные дороги" в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, государственная собственность на которые не разграничена;

5) предоставление в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

6) передача земельных участков, сформированных, но не закрепленных за гражданами или юридическими лицами, в аренду на основании заявления гражданина или юридического лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);

7) предоставление земельных участков гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании их заявлений, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации);

8) предоставление в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе для жилищного строительства;

9) предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилого дома из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется в первоочередном порядке;

10) лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на бесплатное предоставление земельных участков.

Общество не относится ни к одной категории вышеуказанных лиц, обладающих правом предоставления земельного участка без проведения торгов, в связи с чем, обратилось о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.

Как установлено, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-5 зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (Решение окружного Совета г.Якутска от 25.06.2007 №РОС-51-9), где гаражи являются вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.2 «а»).

Между тем, в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и от 29.05.2012 N 12919/11 сформулировано следующее.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).

Выбор в качестве основного и единственного вспомогательного вида разрешенного использования из числа указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, не допустим.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Евсеева Е. А.