ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4574/08 от 26.08.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело № А58-4574/2008

29 августа 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2008г., решение в полном объеме изготовлено 29 августа 2008г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н.,   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Северо-Восточного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к Обществу с ограниченной ответственностью «Викинг» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей Управления: Вакуленчик И. Н. по доверенности от 03.07.2008г. № 10/723, ООО: Матов Л. А. по доверенности от 20.07.2008г. без номера, установил:

Северо-Восточное Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – административный орган обратился с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Викинг» - далее Общество о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Изучив материалы дела, суд установил.

Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Викинг» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2005г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), имеет свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 14 № 001075687, имеет лицензию серии ВВТ-1 № 013657 от 24.11.2006г. со сроком действия до 23 ноября 2011 г.

Как следует из материалов дела, 14-15.07.2008г. в соответствии с приказом начальника Северо-Восточного Управления Государственного морского и речного надзора от 11.07.2008г. № 01-04/118 начальником отдела лицензировании и регистрации судом Вакуленчик Т. Н. проведена проверка ООО СК «Викинг» на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности – перевозка внутренним водным транспортом грузов на основании лицензии.

В ходе проверки установлено:

- отсутствует договор страхования жизни и здоровья членов экипажа судов при выполнении ими служебных обязанностей;

- отсутствует договор с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов;

- отсутствует План ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН), соответствующий требованиям приказа МЧС России от 28.12.2004г. № 621;

- отсутствует документ о повышении квалификации лица, ответственного за перевозку грузов внутренним водным транспортом;

Начальником отдела лицензирования и регистрации судов Управления Вакуленчик И. Н. составлен протокол об административном правонарушении № 030л от 18.07.2008г. в отношении ООО СК «Викинг», в котором зафиксированы указанные выше выявленные нарушения.

Согласно протоколу законный представитель общества Мазяр В. А. от объяснений отказался.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ООО СК «Викинг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного наказания.

Обществом представлен отзыв на заявление от 25.08.2008г. № 63, в котором общество указало на то, что ими устранены все недостатки в сроки указанные в предписании, за исключением тех, на устранение которых был предоставлен более длительный срок. Крое того, по мнению, общества формально в действиях ООО СК «Викинг» содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, учитывая, что данные действия не повлекли за собой какого-либо вреда и наступления тяжких последствий и существенно не нарушают охраняемых законом интересов, выявленное правонарушение подпадает под понятие малозначительности, и на основании указанного общество просит отказать в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Протокол об административном правонарушении № 030л от 18.07.2008г. составлен должностным лицом Северо-Восточного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении № 030л от 18.07.2008г. составлен уполномоченным должностным лицом.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

По условиям осуществления деятельности, указанной в лицензии, владелец лицензии обязан выполнять требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

В соответствии подпунктом 59 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка внутренним водным транспортом грузов подлежит лицензированию.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 490 (далее – Положение), лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, являются соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания судов по внутренним водным путям, правил перевозки грузов на внутреннем водном транспорте и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта в Российской Федерации предусмотрено, что судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «г» пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, является, в том числе наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей.

Согласно части 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта в Российской Федерации бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства осуществляют диспетчерское регулирование движения судов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Пунктом 2 Положения о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. N 55, зарегистрировано в Минюсте 08.07.2002г. № 3551, установлено, что диспетчерское регулирование движения судов обеспечивается диспетчерскими службами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (далее - ГБУВПиС), федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" (далее - ФГУП "КиМ") в необходимом для судовладельцев объеме и осуществляется в соответствии с настоящим Положением и на основании договоров, заключаемых между ГБУВПиС (ФГУП "КиМ") и судовладельцами.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Положения лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, является, в том числе наличие договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов.

Согласно части 1, 2 статьи 39 Кодекса внутреннего водного транспорта в Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.

Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности.

Подпунктом «и» пункта 2 Положения установлена обязанность наличия у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также: копии документов о среднем или высшем профессиональном образовании, повышении квалификации и стаже работы по соответствующей специальности лица, ответственного за перевозки грузов.

Материалами дела установлено, что указанные выше нарушения лицензионных требований, установленных названными нормами права в области осуществляемого обществом вида деятельности - перевозки внутренним водным транспортом грузов, действительно имели место, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а именно: актом от 14-15.07.2008г. № 62-В, протоколом об административном правонарушении № 030л от 18.07.2008 года.

Тем самым, ООО СК «Викинг» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Судом отклоняется довод общества о малозначительности совершенного административного правонарушения в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Факт нарушения условий лицензирования образует объективную сторону указанного правонарушения и в совокупности с иными элементами состава правонарушения является основанием для привлечения лица к административной ответственности. При этом добровольное устранение выявленных правонарушений в ходе проверки не свидетельствует о малозначительности правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не является основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд с учетом вышеуказанных норм права приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении ООО «Судоходная компания «Викинг» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Викинг», находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, 14, офис 14, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией ФНС № 5 по Республике Саха (Якутия) согласно свидетельству серии 14 № 001075687 от 01.07.2005г., к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Зачислить сумму административного штрафа (Наименование получателя платежа: УФК по РС (Я) (Северо-Восточное Управление Госморречнадзора); ИНН 1435158193; КПП 143501001; КБК 10611690040040000140; ОКАТО 98401000000; Номер счета получателя платежа: 40101810100000010002; Наименование банка: ГРКЦ НБ РС(Я) Банка России г. Якутск; БИК 049805001).

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней в арбитражный апелляционный суд.

Судья А.Н. Устинова