ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4599/10 от 12.08.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А58-4599/10

г.Якутск 12.08.2010 г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Бадлуевой Е.Б., при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Томпонского района к Муниципальному унитарному предприятию «Томпофарм»

о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

при участии: от заявителя: Хайровой М.С. – доверенность от 06.07.2010 №38-1-2010, МУП «Томпофарм» извещено о времени и месте заседания 27.07.2010 уведомлением №16779,

установил:

Прокурор Томпонского района обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Томпофарм» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Муниципальное унитарное предприятие «Томпофарм» отзыв на заявление не представило.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Муниципальное унитарное предприятие «Томпофарм» является юридическим лицом, зарегистрированным 16.03.1998 Представительством территориального органа юстиции Российской Федерации – Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) в Томпонском улусе согласно свидетельству о государственной регистрации №ГП-83, присвоен основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации 1021400861052, имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности №99-02-011729 от 21.09.2006 со сроком действия до 21.09.2011 с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами и списков ПККН (Постоянный комитет по контролю наркотиков), выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 21.04.2005 сроком до 21.04.2010.

Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности в аптеке, расположенной по адресу: п.Хандыга, ул. Г.Кудрявого, д.32 с привлечением главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в Томпонском районе Волковой Е.Е.;

29.06.2010 по результатам рассмотрения материалов проверки прокурором вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении МУП «Томпофарм», в котором зафиксировано:

МУП «Томпофарм» осуществляет деятельность на основании лицензии №99-02-011729 от 21.09.2006 без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами и списков ПККН (Постоянный комитет по контролю наркотиков);

- в нарушение пункта 3.19 Отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации лекарственных средств в аптечных организациях). Основные положения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 №80 не проведена проверка в установленные сроки гигрометра психометрического типа ВИТ. Согласно техническому паспорту Мб.2.844.000ПС межпроверочный интервал прибора составляет не более 2 лет. Последняя дата проверки – 16.06.2008 года.

- в нарушение пункта 3.20 Отраслевого стандарта в аптечном пункте, находящемся в здании поликлиники МЛПУ Томпонская ЦРБ, на стеллажах, полках, шкафах отсутствуют стеллажные карты с указанием лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения; при установке шкафов, стеллажей в зоне хранения лекарственных препаратов расстояние между полом не соблюдается. Шкафы установлены на полу без учета требуемого расстояния не менее 0,25 м.

- - в нарушение пункта 3.5. Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек), утвержденных приказом Министерства здравоохранения от 21.10.1997 №309 целостность покрытия стен в моечной местами нарушения, наблюдаются трещины, облупление краски;

- в нарушение пункта 6.9 Инструкции в аптеке не предусмотрено помещение для приема пищи и отдыха персонала, гардеробной с индивидуальными шкафами на 100% списочного состава для раздельного хранения верхней, домашней и санитарной одежды;

- в нарушение пункта 3.12 Инструкции в предбокснике, асептической, в моечной, ассистентской отсутствуют воздушные электросушилки;

- в нарушение пункта 6.7 Инструкции в 2010 году занятия по вопросам личной гигиены, производственной санитарии, техники безопасности не проводилт=ись. В журнале отметки проведения занятий отсутствуют.

- выявлен факт отсутствия следующих наркотических анальгетиков и анальгетиков смешанного типа – бупренорфин, морфин+наркотин+папаверина гидрохлорид +кодеин+тебаин; ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства – кодеин+напроксен+метамилол натрий+кофеин+фенобарбитал; средства для лечения подагры – аллопуринол; антипсихотические средства – флуфеназин, хлорпротиксен; противогрибковые средства – интраконазол; средства, влияющие на сердечно-сосудичстую систему – ментола растров в метилизовалерате; противоаретмические средства – этацизин; гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему (кортизон); средства для лечения аденомы простаты альфузозин; миотические средства и средства для лечения глаукомы – проксодолол, этамзилат.

Указанные лекарственные средства включены в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медпомощи, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.04.2005 №312 в нарушение части 8 статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах».

Предпринимателем Борисовой С.И. даны объяснения от 29.06.2010.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Дело рассматривается в порядке, установленном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В части 4 статьи 14.1 КоАП установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании), к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона о лекарственных средствах и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В соответствии с пунктом 8 статьи 32 Закона о лекарственных средствах аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 утвержден минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом N 312.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" Положения о лицензировании.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" N 10 от 02.06.2004, в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствие с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Постановлением административного органа о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.06.10, без номера, установлено и лицом, привлекаемым к административной ответственности не оспаривается и не опровергается, что в аптеке, принадлежащей лицу, привлекаемому к административной ответственности, не был обеспечен минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, в виду отсутствия лекарственных средств, перечисленных в названном постановлении.

Следовательно, установленные административным органом обстоятельства свидетельствуют о совершении лицом, привлекаемым к административной ответственности, противоправного деяния, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Факт административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).

Постановление о возбуждении дела от 29.06.2010 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлено при участии законного представителя МУП «Томпофарм» Чекуровой М.М., представителю его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, разъяснены, копия постановления вручена, что подтверждается подписью Чекуровой М.М.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Данное определение вины юридического лица может быть применено только к юридическому лицу.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.

Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, предприниматель не принимал всех от нее зависящих мер для обеспечения наличия в аптечном пункте минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, перечисленных в Приказе N 312, в том числе лекарственных средств наркотических анальгетиков и анальгетиков смешанного типа – бупренорфин, морфин+наркотин+папаверина гидрохлорид +кодеин+тебаин; ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства – кодеин+напроксен+метамилол натрий+кофеин+фенобарбитал; средства для лечения подагры – аллопуринол; антипсихотические средства – флуфеназин, хлорпротиксен; противогрибковые средства – интраконазол; средства, влияющие на сердечно-сосудичстую систему – ментола растров в метилизовалерате; противоаретмические средства – этацизин; гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему (кортизон); средства для лечения аденомы простаты альфузозин; миотические средства и средства для лечения глаукомы – проксодолол, этамзилат.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вина предприятия подтверждается материалами дела, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что предприятием не выполнены надлежаще все организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции для получения лицензии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении МУП «Томпофарм» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей.

Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Муниципальное унитарное предприятие «Томпофарм» (зарегистрировано в качестве юридического лица 16.03.1998 Представительством территориального органа юстиции Российской Федерации – Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) в Томпонском улусе согласно свидетельству о государственной регистрации №ГП-83, присвоен основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации 1021400861052),

к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810100000010002, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) г.Якутск, БИК 049805001, получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (Прокуратура Республики Саха (Якутия), ИНН получателя: 1435058287, КПП получателя 143501001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 98401000000.

Предложить уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу и представить суду документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа.

Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита),

в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (г.Иркутск).

Судья Е.Б.Бадлуева