ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-45/08 от 06.03.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-45/2008

06 марта 2008 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Судоходная компания «Якутск» (заявитель) к Управлению Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) (заинтересованное лицо) о признании недействительными постановления от 28.12.2007 года по делу № 548 и предписания от 28.12.2007 года № 548, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились представители: заявителя - Кононов В.Ю. по доверенности от 19.11.2007 года; заинтересованного лица - Федоров С.Ю. по доверенности от 01.02.2008 года.

В судебном заседании, назначенным на 03 марта 2008 года объявлялся перерыв на 06 марта 2008 года. После перерыва судебное заседание продолжено 06 марта 2008 года в 16 часов 15 минут с участием представителя заявителя. Представитель заинтересованного лица после перерыва на судебное заседание не явился, извещен.

От заинтересованного лица поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с направлением специалиста, участвующего в деле, на внеплановую проверку за проведением землеустройства в поселок Жатай.

При этом к ходатайству не приложены доказательства в подтверждение направления специалиста, участвующего в деле, на внеплановую проверку за проведением землеустройства в поселок Жатай.

В связи с чем, суд, руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным отказать в удовлетворении заявленного ходатайства и рассмотреть дело по существу.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными постановления от 28.12.2007 года по делу № 548 и предписания от 28.12.2007 года № 548.

Заявлением от 04 марта 2008 года заявитель уточнил требование и просит признать незаконным и отменить постановление от 28.12.2007 года по делу № 548.

Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает уточнение заявленного требования, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Таким образом, по существу рассматриваются требования заявителя к заинтересованному лицу о признании незаконным и отмене постановления от 28.12.2007 года по делу № 548 и о признании недействительным предписания от 28.12.2007 года.

Заявленные требования заявитель обосновывает следующим:

в нарушение статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ООО СК «Якутск» и без уведомления о месте и времени рассмотрения дела;

в нарушение статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалами проверки не установлены обстоятельства наличия события административного правонарушения, не установлено лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), не установлена виновность лица в совершении административного правонарушения;

в нарушение статей 25.4, 28.2 протокол об административном правонарушении от 27.12.2007 года составлен без участия законного представителя.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, возражения мотивированы тем, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности и выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 и параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

27 декабря 2007 года главным государственным инспектором по использованию и охране земель города Якутска вынесено распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства № 548 в отношении заявителя.

27 декабря 2007 года заместителем главного инспектора по использованию и охране земель города Якутска составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства в отношении заявителя.

Проведенной проверкой установлено использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю по адресу г. Якутск, ул. Новопортовская, 1.

27 декабря 2007 года заместителем главного инспектора по использованию и охране земель города Якутска составлен протокол об административном правонарушении. В протоколе указано событие административного правонарушения «на земельном участке, расположенном по адресу г. Якутск, ул. Новопортовская, 1 земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов».

Протокол составлен в присутствии представителя заявителя по доверенности Рустамовой Т.В. Объяснение отобрано у Рустамовой Т.В., права и обязанности также разъяснены ей.

Рустамова Т.В. представляла интересы заявителя при составлении протокола по общей доверенности от 03.09.2007 года (л.д. 32).

При этом заинтересованным лицом не представлены доказательства извещения законного представителя ООО СК «Якутск» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

27 декабря 2007 года заместителем главного инспектора по использованию и охране земель города Якутска вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Названным постановлением рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.12.2007 года в 14 час. 00 мин. Определение вручено Рустамовой Т.В.

28 декабря 2007 года главный государственный инспектор по использованию и охране земель города Якутска вынес постановление о назначении административного наказания по делу № 548.

Названным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 10.000 рублей.

Также заинтересованным лицом выдано заявителю предписание от 28.12.2007 года по делу № 548 об устранении нарушения земельного законодательства. Заявителю предписано устранить допущенные нарушения в срок до 28.02.2008 года.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с статьей 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители; главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, дело об административном правонарушении рассмотрено также уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Между тем в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не указано в чем выразилось использование земельного участка, в какой период времени использовался земельный участок и не идентифицирован земельный участок, который использовался заявителем. Не указаны обстоятельства и нормы права, на основании которых заявитель был бы обязан оформить правоустанавливающие документы на землю.

Следовательно, заинтересованным лицом не доказан факт совершения административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частями 3,4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При этом законным представителем юридического лица, являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч.2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Между тем заинтересованное лицо не представило доказательства извещения законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя по общей доверенности.

Указанное процессуальное нарушение является существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенных норм права и обстоятельств дела суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 28.12.2007 года по делу № 548 о назначении административного наказания.

Оспариваемое предписание вынесено на основании материалов дела об административном правонарушении № 548.

Требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28.12.2007 года по делу № 548 признаны судом обоснованными.

Следовательно, оспариваемое предписание в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным, поскольку нарушение земельного законодательства в установленном законом порядке заинтересованным лицом не было установлено, предписание незаконно возлагает обязанность на заявителя совершить определенные действия по устранению нарушения земельного законодательства, тем самым нарушает его права и законные интересы.

На основании изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы заинтересованного лица подлежат отклонению по основаниям изложенным выше.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) от 28 декабря 2007 года по делу № 548, принятое в городе Якутске, о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу с ограниченной ответственностью СК «Якутск».

Признать недействительным предписание об устранении нарушения земельного законодательства Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) от 28 декабря 2007 года по делу № 548.

Взыскать с Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) в доход федерального бюджета 2.000 рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано.

Судья: В.В. Шевелев