ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4614/13 от 17.10.2013 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-4614/2013

21 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2013

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2013

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Немытышевой Н.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой К.Ш., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105) к обществу с ограниченной ответственностью «Сана олох» (ИНН 1415007735, ОГРН 1021400729041) о взыскании 322 000 рублей.

при участии: от истца- по доверенности Михайлов Г.Н.; от ответчика- не явился, извещен.

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением от 06.08.2013 № 020-СД к обществу с ограниченной ответственностью "Сана олох" о взыскании 322 000 рублей.

Ответчик на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.

Истцом возражений по рассмотрению дела в отсутствии ответчика не заявлено.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Истец заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании.

Суд ходатайство удовлетворил, в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 октября 2013 г в 09 часов 00 минут.

После перерыва судебное заедание продолжено в 09 часов 00 минут 17 октября 2013 г., в том же составе суда при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой К.Ш.

На судебное заседание явились представители: от истца: по доверенности Михайлов Г.Н., от ответчика: не явился, извещен.

Истец заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств по делу.

Суд в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщает данные доказательства в материалы дела.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Порядком предоставления в 2010 году субсидий из государственного бюджета РС (Я) по основным направлениям сельскохозяйственного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам, полученным в российских кредитных (не кредитных) организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в рамках реализации республиканской целевой программы «Социально-экономическое развитие села РС (Я) на 2009-2011 годы», утвержденным постановлением Правительства РС (Я) от 27.03.2010 №148 (далее- Порядок); приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) от 07.04.2010 №138 «Об утверждении объемов бюджетных ассигнований на возмещение части затрат по производству продовольственного картофеля, овощей открытого грунта в 2010 году», ответчику предоставлена государственная помощь в виде субсидии в размере 322 000 рублей.

13.04.2010 Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) заключило соглашение с получателем субсидии обществом с ограниченной ответственностью «Сана олох».

Предмет соглашения – предоставление субсидии на возмещение части затрат на производство зерновых культур; производство продовольственного картофеля; овощей открытого грунта; посев кормовых культур, в том числе однолетних и многолетних кормовых культур для заготовки силоса, сенажа и зеленой массы; восстановление неиспользуемых пашен; коренное (поверхностное) улучшение сенокосных угодий. (пункт 1.1. соглашения).

Пунктами 2.1.2., 2.1.3. соглашения установлена обязанность ответчика предоставлять справки-расчеты по формам и в сроки, утвержденные приказом Министерства; соответствующие отчеты о достижении значений плановых заданий на 2010 год, указанных в пункте 1.1. соглашения, по формам и в сроки, утвержденные Министерством.

Пунктом 2.1.3. соглашения установлено, что ответчик осуществляет возврат перечисленных субсидий в республиканский бюджет в случае: невыполнения производственных показателей на 2010 год; несоблюдения других обязательств, предусмотренных соглашением.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и условиями соглашения (пункт 4.2. соглашения).

В нарушение указанного соглашения ответчик не представил отчет, документы, подтверждающие целевое использование денежных средств.

12.04.2013 истец обратился к ответчику с претензией 05-2477/20 о возврате денежных средств добровольно.

Ответчик возврат субсидии не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании 322 000 рублей.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Ответчик отзыв по иску, а также доказательства погашения долга не представил, в связи с чем суд в соответствии с частью 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства РС (Я) от 27.03.2010 № 148 утвержден Порядок предоставления в 2010 году субсидий из государственного бюджета РС (Я) по основным направлениям сельскохозяйственного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам, полученным в российских кредитных (некредитных) организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в рамках реализации республиканской целевой программы «Социально-экономическое развитие села РС (Я) на 2009-2011 годы» (далее- Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка, Порядок устанавливает порядок и условия предоставления в 2010 году субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с разработанным комплексом мер по основным направлениям сельскохозяйственного производства: а) животноводство; б) растениеводство; в) табунное коневодство; г) традиционные отрасли Севера; д) сельскохозяйственная потребительская кооперация; е) снижение рисков в сельском хозяйстве.

Истец платежным поручением от 20.04.2010 №797 перечислил на расчетный счет ответчика денежные средства в размере 322 000 рублей.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в целях возмещения затрат на производство товаров.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно пункту 3.7 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств обязано обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также осуществлять контроль в сфере своей деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств.

Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие той части бюджетных средств, которая используется юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.

Пунктами 14, 15 Порядка установлено, что при выявлении нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, а также факта неправомерного получения субсидий субсидии подлежат возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При невозврате субсидий в течение 30 календарных дней с момента получения соответствующего требования Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в судебном порядке. Министерство отвечает за соблюдение порядка предоставления субсидии и за целевое использование бюджетных средств.

Как установлено частью 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Ответчик сумму долга не оспорил, доказательства возврата денежных средств не представил, доказательств наличия расходов, соответствующих целям и порядку предоставления субсидии не предоставил.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

С учетом результатов рассмотрения дела, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 9440 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сана олох» (ИНН 1415007735, ОГРН 1021400729041) в пользу министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105) 322 000 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сана олох» (ИНН 1415007735, ОГРН 1021400729041) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9 440 рублей 00 копеек.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Немытышева Н. Д.