Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
27 сентября 2018 года
Дело № А58-4693/2018
Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2018.
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2018.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола помощником судьи Мохначевской Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)(ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления, с участием представителей: Администрации – ФИО1 по доверенности от 05.06.2018, Минфина – ФИО2 по доверенности от 25.07.2018 № 16-1-33/5-1306, ФИО3 по доверенности от 18.09.2018 № 16-1-33/5-1544 (после перерыва), установил:
Администрация муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) – далее Администрация, заявитель обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2018 № 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 № 1/15.14-2018/189.
В обоснование своего требования заявитель указывает, что субсидия была предоставлена на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи; организация и проведение республиканского мероприятия «Ысыах молодежи» является частью подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в республике Саха (Якутия) на 2014 – 2019 годы»; средства использованы по целевому назначению на достижение целей государственной (муниципальной) программы по патриотическому воспитанию молодежи; получателем субсидии обеспечено достижение установленных значений показателей результативности предоставления субсидии; Администрация не нарушила статью 38 Бюджетного кодекса РФ, тем самым, отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.14 КоАП РФ; субъективная сторона правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ характеризуется только умыслом, в данном случае со стороны Администрации какой-либо умысел отсутствовал; в случае, если имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, то совершенное правонарушение может быть признано малозначительным в порядке, предусмотренном статьей 2.9 КоАП РФ.
Минфин не согласен с требованием Администрации по основаниям, указанным в отзыве от 06.07.2018 № 16-1-33/5-1159 (л.д. 149).
Суд установлены следующие обстоятельства.
На основании Плана контрольной деятельности Министерства на 2018 год, приказа Министерства от 20.03.2018 № 01-04/0350 «О назначении выездной проверки в Муниципальном районе «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) и в поселениях Мирнинского района Республики Саха (Якутия) за период 2016-2017 годы» Министерством проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), по результатам которой составлен акт проверки от 20.04.2018.
В акте проверки (раздел «Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 214 – 2019 годы» подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи») установлено, что между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Минмолодежи РС (Я)) и Администрацией муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (Администрация) заключено Соглашение от 08.05.2017 № 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО «Мирнинский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 2 148 214 рублей.
Согласно пункту 1.2 Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении Администрацией условий – финансовое обеспечение за счет средств местного бюджета на 32017 год в размере не менее 450 000 рублей; наличие нормативного правового акта муниципального района, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия; наличие муниципальной программы (подпрограммы0 в области молодежной политики, мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.
Согласно пункту 2.2.3 Соглашения Администрация обеспечивает достижение значений показателей результативности предоставления субсидии – степень выполнения программных (подпрограммных) мероприятий с учетом охвата количества молодежи 800 человек; доля средств, освоенных по состоянию на 01 января очередного финансового года 80 %; обеспечение софинансирования организации работы по патриотическому воспитанию молодежи на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи 20 %.
Платежным поручением от 19.05.2017 № 434 поступила субсидия в размере 2 148 214 рублей, кассовые расходы составили 2 148 214 рублей или 100 %.
Кассовые расходы местного бюджета составили 695 000 рублей.
Постановлением Главы МО «Мирнинский район» РС (Я) от 30.12.2016 № 1601 утверждено Положение о конкурсе на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, в соответствии с которым Администрация 10.05.2017 и повторно 20.05.2017 направила в адрес руководителей муниципальных учреждений, общественных организаций и объединений района письма о проведении 01.06.2017 конкурсного отбора мероприятий, проведение которых будет проходить в рамках Республиканского праздника Ысыах молодежи-2017.
Согласно Протоколу работы Конкурсной комиссии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи без даты без номера в адрес администрации поступила и принята к рассмотрению конкурсной комиссией одна заявка от муниципального казенного учреждения «Межпоселенческое управление культуры» МО «Мирнинский район» РС (Я), которое было признано победителем конкурсного отбора на проведение мероприятий в рамках Республиканского национального праздника «Ысыах молодежи» в Мирнинском районе.
На основании постановления Главы МО «Мирнинский район» РС (Я) от 13.06.2017 № 0818 произведено уменьшение бюджетных ассигнований по лицевому счету Администрации на 2 843 214 рублей и увеличение бюджетных ассигнований по лицевому счету МКУ «Межпоселенческое управление культуры» в размере 2 843 214 рублей.
Учреждением произведены расходы на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи-2017 на общую сумму 2 843 214 рублей, в том числе:
-приобретение мягкого инвентаря (бандана-платок - 1000 штук, рубашка Поло - 60 штук, кепка с логотипом - 60 штук) на сумму 255 500 рублей согласно муниципальному контракту с ООО «Награда» от 01.06.2017 № 31-33, счету от 09.06.2017 № 933 и товарной накладной от 21.06.2017 № 966. Платежным поручением от 30.06.2017 № 1518 оплата произведена в сумме 255 500 рублей;
-приобретение сувенирной продукции (пакет с логотипом из материала ПВД -1000 штук, силиконовые браслеты с логотипом - 1000 штук, бумажный пакет с логотипом - 80 штук, лента для бейджа с логотипом - 400 штук) на сумму 127 100 рублей согласно муниципальному контракту с ООО «Награда» от 01.06.2017 № 31-34, счету от 09.06.2017 № 955 и товарной накладной от 21.06.2017 № 964. Платежным поручением от 30.06.2017 № 1513 оплата произведена в сумме 127 100 рублей;
-приобретение печатной продукции (пригласительные - 250 штук, программка - 3000 штук, карта А4 - 3 000 штук, бейдж - 320 штук) на сумму 59 350 рублей согласно муниципальному контракту с ООО «Награда» от 01.06.2017 № 31-36, счету от 09.06.2017 № 956 и товарной накладной от 21.06.2017 № 965. Платежным поручением от 06.07.2017 № 1547 оплата произведена в сумме 59 350 рублей;
-приобретение сувениров с алмазной крошкой на пластине из керамогранита на сумму 399 800 рублей согласно договору купли-продажи с ИП ФИО4 от 06.06.2017 № 31-30, счету от 28.06.2017 № 5, товарной накладной от 28.06.2017 № 4, акту от 28.06.2017 № 4. Платежным поручением от 30.06.2017 № 1512 оплата произведена в сумме 399 800 рублей:
-услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 400 000 рублей согласно муниципальному контракту с ИП ФИО5 от 01.06.2017 № 31-37, счету от 27.06.2017 № 5-МП, акту от 28.06.2017 № 5-МП. Платежным поручением от 29.06.2017 № 1480 оплата произведена в сумме 400 000 рублей;
-услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 400 000 рублей согласно муниципальному контракту с ИП ФИО5 от 01.06.2017 № 31-39, счету от 27.06.2017 № 6-МП, акту от 28.06.2017 № 6-МП. Платежным поручением от 29.06.2017 № 1479 оплата произведена в сумме 400 000 рублей за счет местного бюджета;
-услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 61 464 рублей согласно муниципальному контракту с ИП ФИО5 от 01.06.2017 № 31-40, счету от 27.06.2017 № 3-МП. акту от 28.06.2017 № 3-МП. Платежным поручением от 30.06.2017 № 1509 оплата произведена в сумме 61 464 рублей;
-услуги по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 295 000 рублей согласно муниципальному контракту с ИП ФИО5 от 01.06.2017 № 31-41, счету от 27.06.2017 № 4-МП, акту от 28.06.2017 № 4-МП. Платежным поручением от 29.06.2017 № 1481 оплата произведена в сумме 295 000 рублей за счет местногобюджета;
-согласно приказу Учреждения от 01.08.2017 № 70 призовые денежные вознаграждения на общую сумму 845 000 рублей командам, представлявшим следующие муниципальные образования и общественные молодежные организации: МО «Мегино-Кангаласский улус» - 650 000 рублей (платежное поручение от 08.08.2017 № 1800), МО «Намский улус» - 45 000 рублей (платежное поручение от 14.08.2017 № 1801), ППО студентов СВФУ им. М.К. Аммосова г. Якутск - 150 000 рублей (платежное поручение от 08.08.2017 № 1802).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 № 55 и пункту 1.1 Соглашения от 08.05.2017 № 19 целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно письму Министерства по делам молодежи и семейной политики РС (Я) от 03.10.2017 № 3738-03 муниципальным образованием должен быть принят порядок или положение о проведении конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальном образовании. Согласно порядку или положению участниками конкурса могут быть наслега и/или некоммерческие организации.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, п. 1.1 Соглашения от 08.05.2017 № 19, в 2017 году Администрацией средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей направлены МКУ «Межпоселенческое управление культуры» МО «Мирнинский район» РС (Я) на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи-2017, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии.
03.05.2018 руководителем второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина РС (Я) ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 1/15.14-2018/189, в котором указаны нарушения, установленные проверкой, - в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, п. 1.1 Соглашения от 08.05.2017 № 19, в 2017 году Администрацией средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей направлены МКУ «Межпоселенческое управление культуры» МО «Мирнинский район» РС (Я) на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи-2017, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии, тем самым Администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в присутствии уполномоченного представителя Администрации ФИО6 по доверенности от 29.12.2017 № 4926, им даны объяснения к протоколу в виде протокола разногласий к акту проверки от 24.04.2018 № 1537.
Определением от 03.05.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении № 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018 в отношении Администрации по статье 15.14 КоАП РФ назначено на 11.05.2018 в 15 час. 00 мин., определение получено главой Администрации ФИО7 04.05.2018.
Определением от 10.05.2018 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018 в удовлетворение ходатайства Администрации от 07.05.2018 № 1714 о переносе даты рассмотрения дела об административном правонарушении № 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018 рассмотрение дела назначено на 24.05.2018 в 15 час. 00 мин., определение получено главой Администрации ФИО7 16.05.2018.
Постановлением № 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 1/15.14-2018/189 от 03.05.2018, вынесенным 24.05.2017 зам. министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО8 в присутствии уполномоченных представителей Администрации ФИО1 по доверенности от 21.05.2018 и ФИО9 по доверенности от 21.05.2018, Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 107 410, 70 рублей.
Администрация, не согласившись с данным постановлением, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 42 Закона РС (Я) от 05.02.2013 1280-З № 111-V « О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я) бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля РС (Я), к которым относятся Счетная палата РС (Я), Министерство финансов РС (Я), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой РС (Я) и Правительством РС (Я), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом РФ и настоящим Законом.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2013 № 315, Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики РС (Я) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти РС (Я), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.
Указанное также содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в РС (Я), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557.
Согласно пункту 3.53 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов РС (Я) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
В соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557 руководитель исполнительного органа государственной власти РС (Я), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово бюджетной сфере.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов РС (Я) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н, министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов РС (Я)» заместителем министра финансов РС (Я) является ФИО8
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557 руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности исполнительного органа государственной власти РС (Я), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, составляют протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Министерства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2.10 Положения о втором отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового надзора Министерства финансов РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) ФИО10 30.12.2015, второй отдел бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Должностным регламентом руководителя второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я), государственного гражданского служащего РС (Я), утвержденного министром финансов РС (Я) ФИО10 23.03.2015, руководитель отдела осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления не допущено, гарантии, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статья 15.14. КоАП России предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, Минфин считает, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, п. 1.1 Соглашения от 08.05.2017 № 19, в 2017 году Администрацией допущено нецелевое использование субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Мирнинский район» на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я), а именно субсидия направлена МКУ «Межпоселенческое управление культуры» МО «Мирнинский район» РС (Я) на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи-2017, тем самым Администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 № 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи».
Целью подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); задачами подпрограммы – развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи; поддержка мероприятий по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России; государственная поддержка общественных объединений патриотической направленности и допризывная подготовка молодежи.
В соответствии с Приложением № 7 к Указу Президента РС (Я) от 24.02.2014 № 2511 в систему программных мероприятий подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи» входит, в том числе организация и проведение Республиканского ысыаха молодежи (пункт 2.2.2); проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (2.2.3).
На основании статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 27 части 1 статьи 15, пункта 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 14.03.2015 № 55 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Вышеуказанный Порядок устанавливает цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Из материалов дела следует, что в целях реализации подпрограммы "Патриотическое воспитание граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы", утвержденной вышеуказанным Указом Президента Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, постановлением Правительства РС (Я) от 28.04.2017 № 152 "О распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в 2017 году" Мирнинскому району выделена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 2 148 214 рублей.
На основании Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 № 55, между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Минмолодежи РС (Я)) и Администрацией муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (Администрация) заключено Соглашение от 08.05.2017 № 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО «Мирнинский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 2 148 214 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2017 году бюджету МО «Мирнинский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я) в размере 2 148 214 рублей.
Согласно пункту 2.2.5 Соглашения Администрация как получатель субсидии использует перечисленные Министерством субсидии по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Администрацией, что субсидия в размере 2 148 214 рублей была перечислена МКУ «Межпоселенческое управление культуры» и использовано указанным учреждением на оплату расходов на подготовку и проведение в Мирнинском районе республиканского национального праздника «Ысыах молодежи».
Между тем, Администрация считает, что средства субсидии использованы по целевому назначению, а именно на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), в том числе на организацию и проведение Республиканского ысыаха молодежи, что предусмотрено пунктом 2.2.2 Приложения № 7 к Указу Президента РС (Я) от 24.02.2014 № 2511, которым утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи».
Судом отклоняются вышеуказанные доводы Администрации, т.к. Указом Президента РС (Я) от 24.02.2014 № 2511, которым утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи», которая предусматривает разные мероприятия в рамках указанной подпрограммы, в том числе организация и проведение Республиканского ысыаха молодежи; проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия)
Суд считает, что материалами дела подтверждается, что Администрацией нарушены статья 38 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 № 55, пункты 1.1 и 2.2.5 Соглашения между Минмолодежи РС (Я) и Администрацией от 08.05.2017 № 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО «Мирнинский район» субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, тем самым Администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 2 148 214 рублей, выразившееся в использовании субсидии, предоставленной из государственного бюджета РС (Я) в 2017 году бюджету МО «Мирнинский район» на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС (Я), на иные цели, а именно на организацию и проведение Республиканского ысыаха молодежи.
Учитывая изложенное, суд считает, что Администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В силу указанного, суд считает, что Минфином в оспариваемом постановлении отражены противоправные действия Администрации, охватываемые диспозицией статьи 15.14 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (пункт 16).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1).
Минфином установлено, что Администрация не приняла достаточных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Администрации по статье 15.14 КоАП РФ, и ее действиях имеется состав указанного административного правонарушения.
Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущена.
Мера наказания (административный штраф) определена административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной статьи 15.14 КоАП РФ, в минимальном размере - 5 процентов от суммы 2 148 214 рублей, полученных из государственного бюджета РС (Я), использованных не по целевому назначению.
Однако, с учетом конкретных фактических обстоятельств настоящего дела, суд считает возможным квалифицировать совершенное Администрацией правонарушение в качестве малозначительного.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Аналогичная правовая позиция выражена также в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 348-О, от 05.11.2003 № 349-О и от 05.02.2004 № 68-О.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП Российской Федерации не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП Российской Федерации. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП Российской Федерации конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной КоАП Российской Федерации ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом конкретном случае допущенное Администрацией противоправное деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствием доказательств наличия вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем может быть признано малозначительным.
Суд учитывает, что средства субсидии в размере 2 148 214 рублей были использованы в целом на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), на которые данные средства и выделялись.
При этом суд отмечает, что предусмотренный в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям правонарушение малозначительным, направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.
Применение в рассматриваемом случае меры административного наказания в виде штрафа повлечет возможное использование на его уплату средств, поступающих также из бюджета.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
По совокупности изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Администрации – признании незаконным и отмене полностью постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 24.05.2018 № 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 № 1/15.14-2018/189, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 24.05.2018 № 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 № 1/15.14-2018/189, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
А.Н. Устинова