ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4721/16 от 19.01.2017 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

26 января 2017года

Дело № А58-4721/2016

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2017.

Полный текст решения изготовлен 26.01.2017.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И.,   при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 19.08.2016 № Т798-12-9/9484

  к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

на стороне истца – Окружной администрации города Якутска в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (ИНН <***>, ОГРН <***>),

на стороне ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Хабаровского края, при выполнении судебного поручения в составе судьи Дюковой С.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Усовой А.М.,

при участии в судебном заседании:

в здание Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) явились:

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 26.04.2016 № ДВР16-Т98/3, представитель ФИО2 по доверенности от 26.04.2016 № ДВР16-Т98/3,

в здание Арбитражного суда Хабаровского края явились:

от ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России: представитель ФИО3 по доверенности № 194 от 19.02.2016,

от третьего лица ФКУ «ОСК ВВО»: представитель ФИО4 по доверенности от № 29/107 от 10.08.2016,

от третьего лица Министерства обороны РФ: представитель ФИО4 по доверенности от № 212/1/153 от 11.08.2016,

от третьего лица ФКУ «Военный комиссариат РС(Я)» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

от третьего лица ОА г. Якутска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

с объявлением перерыва в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 12.01.2017 до 15 час. 00 мин. 19.01.2017, о чем размещено публичное объявление на официальном сайте суда в сети Интернет, после перерыва в судебное заседание в здание Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) явились:

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 26.04.2016 № ДВР16-Т98/3, представитель ФИО2 по доверенности от 26.04.2016 № ДВР16-Т98/3,

от третьего лица ФКУ «ОСК ВВО»: представитель ФИО5 по доверенности от 16.12.2016 № 29/184,

от ответчика ФКУ «Военный комиссариат РС (Я)»: представитель ФИО5 по доверенности от 16.11.2016 № 1186,

от ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

от третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

от третьего лица ОА г. Якутска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – истец, Нацбанк) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 19.08.2016 № Т798-12-9/9484 к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65 (т.1 л.д.6-12).

Определениями суда от 20.10.2016 и от 17.11.2016 в удовлетворении ходатайства ответчика от 15.09.2016 № 141/6/09/206-б/н и от 17.10.2016 № 141/6/09/206-б/н о привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика – Министерства обороны Российской Федерации отказано.

Заявлениями об уточнении исковых требований от 19.10.2016 исх. № Т798-12-9/11858 (т.1 л.д.145-148)  и от 11.11.2016 № Т798-12-9/12750 (т.2. л.д.89-90) истец просит установить в пользу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации постоянное право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком с кадастровым номером 14:36:105038:65, принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, расположенным по адресу: <...>, в целях обеспечения прохода, проезда и проноса имущества к земельному участку с кадастровым номером 14:36:105038:0055 в любое время суток, площадью 87 кв.м., со следующими координатами, определенными Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия), в границах точек 14-15-16-13 (т.2 л.д.4):

Номер точки

Координаты

X

Y

13

80163,87

37254,32

14

80161,37

37252,52

15

80143,01

37274,99

16

80145,32

37276,91

Истец также просит в уточнении исковых требований установить за сервитут плату в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности», в размере 24,35 рублей в год, исходя из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.11.2016.

Уточнение исковых требований судом удовлетворено в судебном заседании и принято к рассмотрению.

Ответчик представил отзыв от 16.09.2016 № 141/6/09/206-б/н, от 20.09.2016 № 141/6/09/206-12543 о том, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65 относится к землям, изъятым из оборота, в связи с чем, ограничение права пользования таким участком, запрещено в силу статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, и учитывая то, что между Министерством обороны Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации соглашение об установлении или условиях сервитута не рассматривалось, ответчик считает, что невозможно рассматривать заявленные истцом требования в суде, в связи с чем, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения (т.1 л.д.94-97, 116-119).

Ответчик представил дополнение к отзыву от 19.10.2016 № 141/6/09/206-б/н о том, что по отношению к учреждению Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, размер платы за использование земельного участка подлежит согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, в силу закона и на основании указаний Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, таким образом, земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065 относится к землям, изъятым из оборота, в силу статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1.д.126-129).

Определением суда от 22.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечена Окружная администрация города Якутска в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (далее – Окружная администрация).

Окружная администрация представила отзыв от 17.10.2016 о том, что въезд к зданию Нацбанка и выезд могут осуществляться исключительно по смежному земельному участку (т.1 л.д. 131).

Определением суда от 20.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа", и Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)».

Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" представило отзыв от 20.09.2016 без номера о том, что вопрос о заключении соглашения об установлении сервитута, в данном случае, относится к компетенции ответчика при наличии согласия в письменной форме Министерства обороны Российской Федерации (т.1 л.д. 98-101).

Министерство обороны Российской Федерации представило отзыв от 30.12.2016 № 3/без номера о том, что из анализа Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что координаты части земельного участка должны быть определены специалистом, обладающим познаниями в области землеустройства, доказательств, позволяющих определить границы (координаты) действия сервитута, не представлено, также как не представлены документы, позволяющие установить: каким именно специалистом, с применением каких технических средств были определены координаты, просит отказать в удовлетворении требования.

Министерство обороны Российской Федерации представило дополнение к отзыву от 13.01.2017 № 3/без номера о том, что военные комиссариаты входят в состав военных округов, являющихся в свою очередь объединением, входящим в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» отзыв не представило.

Истец представил возражение на отзывы на исковое заявление от 19.10.2016 исх.№ Т798-12-9/11857 (т.2 л.д.11-14) и от 16.11.2016 исх. № Т798-12-9/13013 (т.2 л.д. 47-49).

В силу части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.

В доказательство соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представлены следующие документы: для установления сервитута Нацбанк обращался в Военный комиссариат Республики Саха (Якутия) с письмами от 02.04.2014 исх.№ 24-16/2/3633 (т.1 л.д.23), к ответчику с письмами от 25.04.2014 исх. № 24-16/2/4381 (т.1 л.д.25-27), от 08.12.2014 исх.№ 24-16/2/12718 (т.1 л.д.32-34), от 16.03.2015 исх.№ 24-16/2/3263 (т.1 л.д. 36-37), от 30.09.2015 исх. № Т798-24-16/2/13094 (т.1 л.д.39), в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) с письмом от 06.06.2014 исх.№ 24-16/2/5616 (т.1.л.д.30), в ФГКУ «Объединенное стратегическое командование Восточным военным округом» с письмами от 15.12.2015 исх. № Т798-24-16/2/17085 (т.1 л.д.41), от 11.02.2016 исх.№ Т798-24-20/1786 (т.1 л.д.43-44), в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) с письмом от 15.02.2016 № Т798-24-20/1915 (т.1 л.д.20-21), на которые ответчик ответил письмами от мая 2014 (дата, номер не читаемые) (т.1 л.д.28-29), от 30.01.2015 исх. № 141/6-1018 (т.1л.д.35), от 07.05.2016 № 141/6-6659 (т.1 л.д.38), от 02.11.2015 № 141/6/03-46/14968 (т.1 л.д.40) и ФГКУ «Объединенное стратегическое командование Восточным военным округом» ответил письмом от 15.01.2016 № 28/1/88 (т.1 л.д.42, т.2 л.д. 29), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) ответил письмами от 15.09.2014 № 03-3623 (т.1 л.д.31), от 26.02.2016 исх.№ 03-549 (т.1 л.д. 22), Отдел Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по городу Якутску ответил письмом от 15.04.2014 № 283 (т.1 л.д. 24).

Принимая во внимание представленные документы, пояснения истца по вопросу соблюдения претензионного порядка в заявлении об уточнении исковых требований от 19.10.2016 исх.№ Т798-12-9/1858 (т.1 л.д.146-147), и то, что соглашение об установлении сервитута между истцом и ответчиком не было достигнуто, суд считает, что досудебный порядок урегулирования спора соблюден.

Из материалов дела судом установлено.

Земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:105038:0055 и 14:36:105038:0065, расположенные по одному адресу: <...>, являются собственностью Российской Федерации.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 19.12.2007 № 14-АА 423858 земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0055, площадью 1 098 кв.м., находящийся по адресу: <...>, находится на праве собственности Российской Федерации (т.1 л.д. 17).

Согласно распоряжению заместителя мэра города Якутска № 1444змр от 15.10.2004, решению Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 17.11.2004 № 05-07/86; свидетельству о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 16.05.2005 серия 14-АА 223966 (т.1 л.д. 16),  выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.08.2016 № 14/001/097/2016-15043 (т.1 л.д. 46) истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0055, площадью 1 098 кв.м., находящийся по адресу: <...>.

На данном земельном участке расположено здание, общей площадью 1 169,6 кв.м., часть которого (первый и второй этажи), является федеральной собственностью и передано в постоянное (бессрочное) пользование истцу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2015, запись регистрации № 14-01.36-08.1999-0348.01 (т.1 л.д.15), другая часть здания (третий этаж) является собственностью Республики Саха (Якутия).

Истцом представлены кадастровый и технический паспорта на здание (т.2 л.д.30-46).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 04.05.2005 серия 14-АА 222692 на праве собственности Российской Федерации принадлежит смежный земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065, площадью 907 кв.м. (т.1 л.д.45, 46).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 07.08.2014 № 14/13-403446 (КВ.3) на указанном земельном участке был установлен сервитут для ремонта и технического обслуживания сетей электроснабжения с ТП (тепловым пунктом) в квартале «36» (т.2 л.д. 3, 5).

Согласно кадастровым выпискам о земельном участке от 03.08.2016 № 14/001/097/2016-15043 и от 19.09.2016 № 14/16-300490, выданным Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия), земельный участок, площадью 907 кв.м., в настоящее время принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику (т.2 л.д.130, т.1 л.д.46).

Согласно указанной кадастровой выписке земельный участок имеет категорию: «земли населенных пунктов», и разрешенное использование: «Ц-1 Зона обслуживания и деловой активности городского центра», отметки об изъятии указанного участка из оборота отсутствуют.

Согласно распоряжению мэра города Якутска от 22.03.2005 № 490-змр, свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2005, акту приема-передачи земельного участка от 23.03.2005 № 312, кадастровому плану от 30.11.2007, приложенным к дополнению к отзыву ответчика, на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065 находится здание, общей площадью 1 115,8 кв.м., собственником которого является Российская Федерация в лице Министерства обороны, в котором располагается для постоянной деятельности Военный комиссариат города Якутска Республики Саха (Якутия).

Въезд на территорию стоящих рядом зданий осуществляется через единые ворота, то есть автотранспорт Нацбанка проезжает к помещению гаража в своем здании через земельный участок, на котором расположено здание Военного комиссариата города Якутска.

В обоснование своего требования ссылаясь на схему расположения земельного участка на кадастровой карте Муниципального главного архитектурно-планировочного учреждения и заключения Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска от 31.05.2016 № 1138-4ап/п, а также на письмо Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска от 12.10.2-16 № 2149-УАиГП, истец указывает на то, что  для осуществления возложенных законом государственно-властных полномочий необходимо пользование частью смежного земельного участка; устройство отдельного проезда к зданию Нацбанка невозможно осуществить по архитектурно-планировочному решению ул.Пояркова и по причине отсутствия проезда со стороны указанной улицы Пояркова (пешеходная дорожка и автобусная остановка), а также отсутствует возможность устройства проезда с улицы Октябрьской – перекресток с ул.Пояркова и пешеходная зона, а также с учетом противопожарной защиты жилых и общественных зданий СП 4.13130.2013 (т.1 л.д.18, т.2 л.д.17).

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны).

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 12 статьи 1 названного закона имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению, в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, названное министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Согласно пункту 2 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 № 901, в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.

Согласно пунктам 3, 6, 8 Положения о военном округе руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации, управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты.

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609).

Территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 Положения о военных комиссариатах военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" является учреждением, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и довод истца о том, что ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» по своей природе не относится ни к Вооруженным силам Российской Федерации, ни к другим войскам, воинским формированиям, ни к их органам является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Из указанной нормы права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

Предусмотренное указанной нормой права требование в условиях невозможности достижения сторонами соглашения о сервитуте имеет своей целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.

По смыслу приведенных положений закона правом требовать установления права ограниченного пользования чужим земельным участком в свою пользу наделен собственник недвижимого имущества, землевладелец либо землепользователь, которые не могут обеспечить свои нужды без установления сервитута.

Пунктом 1 статьи 39.24 Земельного кодекса предусмотрено, что, в случае если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящим пунктом или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

Вместе с этим иные правила устанавливаются пунктом 2 статьи 39.24 Земельного кодекса, согласно которому, в случае если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

Таким образом, суд соглашается с доводом ответчика о том, что не соблюден  разрешительный режим пребывания для ведения деятельности на территории военного комиссариата без Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с подпунктом. 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым из оборота отнесены, в частности, зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и неуказанные в пункте 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).

Под ограниченными в обороте земельными участками, предоставленными для обеспечения обороны и безопасности, следует понимать земельные участки, предоставленные организациям, которые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" непосредственно обеспечивают оборону и безопасности страны.

Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 № 3199/10, от 28.06.2011 № 18260/10, анализ норм подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 93 ЗК РФ, показывает, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.

Фактическое нахождение на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065 здания Отдела Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по городу Якутску и использование указанного земельного участка, находящегося на праве постоянного пользования у ответчика, Отделом Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по городу Якутску не опровергается лицами, участвующими в деле.

Нахождение объекта на земельном участке является основанием для признания фактического использования земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с ответчиком о наличии запрета на оборот земельного участка в силу закона.

Таким образом, довод истца об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов не имеет значения, поскольку фактически земельный участок предоставлен в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации в целях обеспечения деятельности государства и используется для нужд обороны и безопасности страны.

Основанием установления сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установление сервитута (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что соглашение о сервитуте это двусторонняя сделка, его установление на землях, изъятых из оборота (на которые доступ гражданам запрещен или ограничен федеральными законами) невозможно. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права в предмет доказывания входят обстоятельства наличия (отсутствия) у истца права собственности или иного вещного права на объект недвижимости, для пользования которым истец просит установить частный сервитут, наличия (отсутствия) у ответчика права собственности или иного законного права владения земельным участком, на который истец просит установить сервитут, невозможность обеспечения проезда иным путем к объекту недвижимости истца и осуществления нормальной хозяйственной деятельности без установления сервитута.

Истец обратился с исковым заявлением об установлении постоянного сервитута, поскольку не имеет возможности фактического осуществления в полной мере прав владения и пользования зарегистрированным за ним участком (и объектом недвижимости) ввиду отсутствия прохода, проезда к нему.

Кадастровой деятельностью согласно положениям части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее Закон № 221-ФЗ) признается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными Законом о кадастре требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных Законом о кадастре случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.

Законом № 221-ФЗ установлено, что в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка) (п. 4.2 ст. 1 Закона № 221-ФЗ).

В данном случае, координаты характерных точек границ части земельного участка не могут быть определены Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия).

Согласно статье 37 Закона № 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

Поскольку истцом не представлены материалы межевания, суд считает, что координаты характерных точек границ части земельного участка не определены в установленном порядке кадастровыми инженерами, вследствие чего не доказан размер платы за сервитут, исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова