ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4750/12 от 06.12.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело № А58-4750/2012

19 декабря 2012 года

резолютивная часть решения объявлена 6 декабря 2012 года, мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Валявка В.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Мегафон Ритейл» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Отделу надзорной деятельности по городу Якутску (РС) Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным предписания № 334/1/1 от 09.04.2012,

с участием представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО1 (допущен в качестве слушателя); от ответчика: ФИО2 по доверенности от 14.03.2011.

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Мегафон Ритейл» (далее – общество, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности по городу Якутску (РС) Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (далее – административный орган) о признании недействительным предписания № 334/1/1 от 09.04.2012.

Административным органом представлен отзыв № 1399-2-1 от 26.11.2012 с изложением доводов возражения.

Судом установлено.

На основании распоряжения административного органа от 15.03.2012 № 334 инспектором ФИО2 в период с 20.03.2012 по 16.04.2012 проведена проверка в отношении ОАО «Мегафон Ритейл», по адресу: <...> и составлен акт проверки № 334 от 09.04.2012, где перечислены выявленные нарушения.

09.04.2012 административным органом выдано предписание № 334/1/1, в соответствии с которым обществу предписано:

ФИО3, 25:

1. Настенный звуковой оповещатель установлен с нарушением требований НПБ 104-03 (п.3 ППБ 01-03, п. 3.17 НПБ 104-03);

2. Приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены на высоте от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более требуемого (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.52 НПБ 88-2001);

3. Замки, магнитные ключи на двери эвакуационного выхода препятствуют людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания двери изнутри без ключей (п. 52 ППБ 01-03);

4. Не произведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов, кабелей и заземляющих устройству (п. 57 ППБ 01-03, п.п. 1.8.4, 1.8.7 правила устройства электроустановок);

Пр. Ленина, 13:

5. Не произведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов, кабелей и заземляющих устройств (п. 57 ППБ 01-03 , п.п. 1.8.4, 1.8.7 правила устройства электроустановок);

6. Приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены на высоте от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более требуемого (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.52 НПБ 88-2001);

Пр. Ленина, 12:

7. Приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены на высоте от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более требуемого (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.52 НПБ 88-2001);

8. Над дверьми запасных путей эвакуации из торгового зала отсутствуют световые указатели «Выход» с автономными источниками питания (п. 57 ППБ 01-03; п. 34, п. 61 ППБ 01-03; НПБ 104-03);

9. Не произведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов, кабелей и заземляющих устройству (п. 57 ППБ 01-03, п.п. 1.8.4, 1.8.7 правила устройства электроустановок);

Ул. Дзержинского, 4/1:

10. На территории устроены свалка их горючих отходов (коробки картонные, мусор) (п. 32 ППБ 01-03);

11. Не произведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов, кабелей и заземляющих устройству (п. 57 ППБ 01-03, п.п. 1.8.4, 1.8.7 правила устройства электроустановок);

12. На оконном проеме установлена глухая металлическая решетка (п. 40 ППБ 01-03);

13. Световой указатель «Выход» с автономным источником питания находятся в неисправном состоянии (п. 3 ППБ, п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-3);

14. На объекте отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-02, п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-03);

15. Не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (п. 36 ППБ 01-03);

16. Отсутствуют противопожарные разрывы с рядом стоящими зданиями (Почты России и ОАО «ЛОРП») (п. 3 ППБ -01-03, прил. 1*табл. 1*СНиП 2.07.01-89);

Ул. Дзержинского, 70:

17. Над дверьми запасных путей эвакуации из торгового зала отсутствуют световые указатели «Выход» с автономными источниками питания (п. 57 ППБ 01-03; п. 34, п. 61 ППБ 01-03; НПБ 104-03);

18. Не произведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов, кабелей и заземляющих устройству (п. 57 ППБ 01-03, п.п. 1.8.4, 1.8.7 правила устройства электроустановок);

19. На путях эвакуации установлен посторонний предмет (терминал) (п. 53 ППБ 01-03);

ФИО3, 62К:

20. На оконных проемах установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03);

21. Над дверьми запасных путей эвакуации из торгового зала отсутствуют световые указатели «Выход» с автономными источниками питания (п. 57 ППБ 01-03; п. 34, п. 61 ППБ 01-03; НПБ 104-03);

22. Не произведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов, кабелей и заземляющих устройству (п. 57 ППБ 01-03, п.п. 1.8.4, 1.8.7 правила устройства электроустановок);

23. Подсобное помещение не заблокировано установкой автоматической пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 34 ППБ 01-03, НПБ 110-03);

24. На запасных путях эвакуации устроена вешалка, установлены посторонние предметы (п. 53 ППБ 01-03);

25. Приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены на высоте от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более требуемого (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.52 НПБ 88-2001);

26. На объекте отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-02, п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-03);

ФИО4, 56:

27. Отсутствует противопожарная дверь в помещениях вентиляционной камеры, электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89);

28. Замки, магнитные ключи на двери эвакуационного выхода препятствуют людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания двери изнутри без ключей (п. 52 ППБ 01-03);

29. Световой указатель «Выход» с автономным источником питания находятся в неисправном состоянии (п. 3 ППБ, п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-3);

30. Не произведено измерение сопротивления изоляции электрических проводов, кабелей и заземляющих устройству (п. 57 ППБ 01-03, п.п. 1.8.4, 1.8.7 правила устройства электроустановок);

Срок устранения установлен – 30.01.2013.

Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд соответствующим заявлением.

Судом удовлетворено ходатайство Общество о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование, пропущенное в связи с возвратом Арбитражным судом Хабаровского края заявления общества на основании п.1 ч.1 ст.129 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

В силу статьи 6 названного Закона, а также подпункта 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом от 28.06.2012 № 375 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Но в связи с тем, что оспариваемое предписание вынесено 09.04.2012, подлежит применению утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 № 517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности.

Административный регламент, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).

При этом Закон о пожарной безопасности обязывает руководителей организаций выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (статья 37), указывая на возможность привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, соответственно, подлежит оспариванию в судебном порядке на основании ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3.4 Регламента государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору осуществляют территориальные отделы (отделения, инспекции) УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице: главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей; государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Согласно Административного регламента, исполнение государственной функции включает в себя проведение проверок.

Плановая и внеплановая проверки проводятся на основании распоряжения начальника (руководителя) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, структурного подразделения (подразделения) территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входит осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, или его заместителя (п.65).

В рассматриваемом случае, распоряжение о проведении плановой, выездной проверки от 15.03.2012 № 334 издано в соответствии с планом проведения плановых проверок по вопросам государственного пожарного надзора МЧС России по РС(Я) на 2012 год, опубликованного на интернет – сайте МЧС России и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, подписано главным государственным инспектором г. Якутска по пожарному надзору, то есть проверка назначена и проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, распоряжение о проверке вынесено и проверка проведена уполномоченными должностными лицами.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных ПриказомМинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.

Пунктом 10 указанных Правил, обязанности по своевременному обеспечению требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору возлагаются на собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей и должностных лиц организаций, лиц в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество на основании договоров аренды нежилого помещения занимает для осуществления своей предпринимательской деятельности следующие помещения в городе Якутске по адресам: ул. Лермонтова, 25, пр. Ленина, 13, пр. Ленина, 12, ул. Дзержинского, 4/1,ул. Дзержинского, 70 (по договору – квартал 52), ул. Лермонтова, 62к, ул. Орджоникидзе, 56.

По условиям заключенных договор аренды, Общество как арендатор обязан обеспечить пожарную безопасность сооружений, содержать помещения в полной исправности и надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, а значит, является надлежащим субъектом, обязанным соблюдать правила пожарной безопасности и устранить выявленные нарушения пожарной безопасности.

Более того, утверждено Положение о противопожарном режиме в Дальневосточном филиале ОАО «Мегафон Ритейл» от 23.11.2010, где установлен противопожарный режим на всех объектах общества – требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В оспариваемом предписании указаны виды выявленных нарушений пожарной безопасности, содержания и наименование нормативно правового акта РФ и нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены, срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также полное наименование юридического лица – правообладателя объекта защиты, сведения об ознакомлении с предписанием, подписи представителя Общества и должностного лица, проводившего проверку, что свидетельствует о полном соответствии предписания Административному регламенту и действующему законодательству и опровергает доводы заявителя о неисполнимости предписания, об отсутствии указаний на конкретные меры и мероприятия, которые необходимо выполнить.

В письменных пояснениях административного органа от 26.11.2012 № 1399-2-1 подробно изложены по всем пунктам предписания пояснения в обоснование действительности выявленных нарушений и правомерности выданного предписания, которые судом приняты во внимание и полностью опровергают доводы заявителя.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Судом не установлено, материалами дела не подтверждено допущение административным органом грубых нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущих безусловную отмену результатов проверки.

При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «МегаФон Ритейл» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по городу Якутску Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 09.04.2012 № 334/1/1 отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Е.А. Евсеева