ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4782/13 от 22.10.2013 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело № А58-4782/13

резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2013 года

мотивированное решение изготовлено 22 октября 2013 года.

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политике Республики Саха (Якутия) (лицензирующий орган  ) к обществу с ограниченной ответственностью «Стерх» (ответчик  ) об аннулировании лицензии, с участием представителя лицензирующего органа ФИО1 (доверенность от 27.06.13 №01-4484/13), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Семеновой М.М.,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, ответчик не явился.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного о деле согласно уведомлению о вручении письма №677000 65 04612 2 с копией определения суда о принятии к производству заявления лицензирующего органа и о назначении предварительного судебного заседания в порядке подготовки дела к судебному разбирательству от 29.08.13, о времени и месте судебного разбирательства согласно уведомлению телеграфа о вручении телеграммы суда от 17.10.13 о назначении дела к судебному разбирательству.

Определения суда от 29.08.13, от 24.09.13 были размещены в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда соответственно 31.08.13 и 25.09.13.

Лицензирующий орган обратился в суд 35.08.13 с заявлением без даты и номера об аннулировании лицензии ответчика на розничную продажу алкогольной продукции от 29.07.11 14.2007.Л №0001107.

Лицензирующий орган свое требование обосновывает тем, что ответчиком не сданы декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции за 1-3 кварталы 2012 года, 1 квартал 2013 года.

Ответчик письмом от 23.09.13 сообщил, что все декларации об объеме оборота алкогольной продукции предоставляет, а их несвоевременная подача вызвана плохой работой интернета.

В соответствии с пунктами 7, 16 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон об обороте алкогольной продукции):

алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Ответчик имеет лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции от 29.07.11 14.2007.Л №0001107, выданную Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам.

В соответствии со статьей 6 Закона об обороте алкогольной продукции:

к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:

выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением;

осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

порядок финансирования деятельности по реализации предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется субъектами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительство Республики Саха (Якутия) от 20.04.06 №147 «О мерах по реализации федерального законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия) Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам был наделен полномочием производить выдачу лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции с 1 января 2006 года только организациям.

Этим же пунктом постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.04.06 №147 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.11 №342) Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) наделено полномочием производить выдачу лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции с 1 января 2006 года только организациям.

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.11 №342 было опубликовано в газете «Якутские ведомости», №52, 06.08.11.

Согласно пункту 3.22 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.07.11 №809 Министерство исполняет полномочия в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе осуществляет:

выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.

лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.

Следовательно, со второй половины 2011 года лицензирующим органом по отношению к лицензиатам с правом розничной продажи на территории Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) основе разрешений (лицензий), выданных Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам, является Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 14 Закона об обороте алкогольной продукции):

организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота;

порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона об обороте алкогольной продукции к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в частности, установление порядка представления деклараций (декларирования) об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

об использовании производственных мощностей» от 09.08.12 №815 установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, использование мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (производственных мощностей), организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют декларации за I и II кварталы 2012 года до 20 сентября 2012 года.

Согласно пунктам 1, 2, 13 – 16, 19 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства

Российской Федерации от 09.08.12 №815:

настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций, в частности, об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции, об объеме розничной продажи пива и пивных напитков;

данные декларации представляют, в частности, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков;

организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №11;

организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по форме согласно приложению №12;

декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью;

декларации по формам, предусмотренным приложениями №№11, 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, ответчик обязан был представить в лицензирующий орган в электронной форме или на бумажных носителях декларации по форме №11 об объеме розничной продажи алкогольной продукции за 1 и 2 кварталы 2012 года до 20 сентября 2012 года, за 3 квартал 2012 года до 10 октября 2012 года, за 1 квартал 2013 года – до 20 апреля 2013 года.

Ответчик, как уже указано выше, утверждает, что все декларации об объеме оборота алкогольной продукции предоставляет, а их несвоевременная подача вызвана плохой работой интернета.

Между тем, лицензирующий орган представил сведения из электронного личного кабинета региональной информационной системы Правительства Республики Саха (Якутия) по приему деклараций (л.д.19-21, 23), из которых усматривается, что в электронном виде ответчик не представил в лицензирующий орган указанные выше декларации по форме №11 об объеме розничной продажи алкогольной продукции.

Ответчик не представил суду доказательства направления лицензирующему органу и получения им указанных выше деклараций по форме №11 об объеме розничной продажи алкогольной продукции ни в электронной форме, ни на бумажных носителях.

Следовательно, ответчик совершал повторяющееся в течение одного года нарушение требований законодательства об обороте алкогольной продукции в части неисполнения обязанности (неправомерное бездействие) по представлению в лицензирующий орган в установленные сроки деклараций объеме розничной продажи алкогольной продукции за 1—3 кварталы 2013 года, 1 квартал 2013 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона об обороте алкогольной продукции лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в лицензирующий орган.

Согласно разъяснению, содержащемся в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», аннулирование лицензии не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.

Судебный порядок разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд обязан оценивать служащие основанием для такого аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Все формальные основания для аннулирования лицензии ответчика имеются.

При этом совершенное ответчиком правонарушение:

имеет высокую степень общественной опасности в связи с тем, что оно не прекращается, выражается в пренебрежительном отношении ответчика к выполнению требований закона и игнорировании закона;

является существенным, так как выражается в повторности в течение одного года и направлено против особо охраняемых государством общественных отношений, связанных с противодействием алкоголизации населения;

влечет последствие в виде препятствий по полному и своевременному осуществлению лицензирующим органом своих полномочий по контролю за оборотом алкоголя у ответчика и связано с отсутствием факта устранения ответчиком этого последствия.

Также суд считает, неисполнение (ненадлежащее исполнение) ответчиком как лицензиатом требований законодательства об алкогольном обороте, то есть в сфере особо охраняемых государством общественных отношений, связанных с противодействием алкоголизации населения, посягает на защищаемые конституционные права и свободы неограниченного круга граждан.

Таким образом, доводы лицензирующего органа являются обоснованными, доводы ответчика необоснованными.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела заявленное лицензирующим органом требование подлежит удовлетворению полностью, лицензию ответчика на право розничной продажи алкогольной продукции от 29.07.11 серия 14.2007.Л №0001107 (рег. №477), выданную Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам, следует аннулировать.

В соответствии со статьями 102, 103 ,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину в размере 4.000руб. следует взыскать с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

аннулировать лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции от 29.07.11 серия 14.2007.Л №0001107 (рег. №477), выданную Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам обществу с ограниченной ответственностью «Стерх» (ИНН <***>).

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стерх» 4 000руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Столбов