ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4809/12 от 24.12.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-4809/2012

28 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2012 года

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2012 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
ФИО1,   при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой З.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Республиканская инвестиционная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 28.09.2006, юридический адрес: 677000, Якутск Город, Орджоникидзе Улица, 38) к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 29.12.2002, юридический адрес: 677000, Якутск Город, ФИО2 Улица, 13),

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Эллайада-2» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 11.10.2002, юридический адрес: 677010, г.Якутск Республика Саха (Якутия), Гимеинская ул, 24, 4), государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: ул. ФИО2, 18, блок «А», г. Якутск Республики Саха (Якутия), 677027), Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 23.04.2003, юридический адрес: 677000, Якутск Город, ФИО2 Улица, 13)

о взыскании 2 773 704 копейки 42 копейки.

В судебное заседание явились:

  от истца: ФИО3- по доверенности от 10.05.2012 № 32-Д; ФИО4– по доверенности;

от третьего лица - государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»: ФИО5 – по доверенности № 306 от 15.06.2012.

Из приглашенных в судебное заседание не явились:

ответчик не явился, извещен;

третье лицо - Правительство Республики Саха (Якутия): ФИО6 по доверенности № 783-П1 от 04.09.2012;

третье лицо- ООО «Эллайада-2»: извещен;

третье лицо -Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия): извещен.

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Республиканская инвестиционная компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» о взыскании 2 773 704,42 руб. по инвестиционным договорам от 03.12.2007 № 3, от 06.03.2008 31-ДРСО.

Определением суда от 01.10.2012 привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Эллайада-2» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 11.10.2002, юридический адрес: 677010, г.Якутск Республика Саха (Якутия), Гимеинская ул, 24, 4), государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: ул. ФИО2, 18, блок «А», г. Якутск Республики Саха (Якутия), 677027).

Определением суда от 25.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 23.04.2003, юридический адрес: 677000, Якутск Город, ФИО2 Улица, 13).

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом позиций лиц, присутствующих на судебном заседании определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц: ООО «Эллайада-2», Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).

В материалы дела поступило заявление ответчика о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Истец пояснил, что дополнительного соглашения № 2 к инвестиционному договору № 1-ДРСО/08 от 06.03.2008 нет.

Истец не согласен с заявлением ответчика о пропуске исковой давности.

Третье лицо государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

09 марта 2007 года между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, Правительством Республики Саха (Якутия), заключено мировое соглашение по делу №А58-7979/2009.

31 мая 20007 №37/1-07 между государственным учреждением «Дирекция по реконструкции и строительству объектов ЖКХ и энергетики» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Эллейада-2» подписан контракт генерального подряда №37/1-07 («Подрядчик»).

В соответствии с предметом контракта генерального подряда от 31.05.2007 №37/1-07, подрядчик обязуется в соответствии с проектной документацией, утвержденной заказчиком, и согласованным сроком производства работ выполнить комплектацию и осуществить строительство на условиях «под ключ» объекта «Реконструкция котельной «Сказка» в с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса, со сдачей объекта в эксплуатацию приемной комиссии, далее по тексту- объект.

Пунктами 3.2, 3.3 контракта генерального подряда от 31.05.2007 №37/1-07 установлен срок начала выполнения работ, оговоренных контрактом, исчисляется с момента подписания контракта. Срок окончания работ по строительству объекта 01.10.2007.

29 октября 2007 года главным архитектором Республики Саха (Якутия) ответчику выдано разрешение №102 на реконструкцию объекта капитального строительства котельная «Сказка» размером в плане 29 000*6 000.

03 декабря 2007 года между Правительством Республики Саха (Якутия) (Правительство РС(Я), Министерством жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Государственный заказчик», открытым акционерным обществом «Республиканская инвестиционная компания» (Инвестор), государственным учреждением «Дирекция по ремонту и строительству объектов ЖКХ и энергетики РС(Я)» (Заказчик-застройщик) подписали инвестиционный договор №3 (далее- инвестиционный договор от 03.12.2007 №3).

Предметом инвестиционного договора от 03.12.2007 №3 является осуществление совместных действий в 2007 году по использованию капитальных вложений, направляемых на реализацию мероприятий по строительству инфраструктурных объектов Республики Саха (Якутия) (далее объектов инвестиций), по стройкам и объектам, указанным в приложении №l, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора, и их финансированию за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также средств, вырученных от продажи пакета акций ОАО «Якутуголь».

В соответствии с пунктом 2.3 инвестиционного договора от 03.12.2007 №3 инвестор обеспечивает финансирование в рамках лимитов работ и финансирования, определенных на основании плана - графика выполнения работи финансирования, согласованного с Правительством Республики Саxa (Якутия), Государственным заказчиком и заказчиком застройщиком; производит финансирование с учетом предусмотренного
 действующим законодательством авансирования подрядных работ (услуг) по
 тройкам и объектам до 30% годового лимита капитальных, вложений.
 Авансирование свыше 30% производится в особых случаях по согласованию
 с Инвестором; осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий по строительству объектов инвестиций (разработки проектной документации, производства строительно-монтажных работ, поставки и монтажа оборудования и др.) с привлечением компетентных специалистов и организаций в качестве экспертов и консультантов для проверки хода выполнения строительства, соблюдения установленных сроков и качества работ на всех этапах инвестиционного цикла в период действия настоящего договора; подготавливает на основании данных мониторинга и анализа хода реализации мероприятий по строительству объектов инвестиций проекты (предложения) об их уточнении; осуществляет контроль за целевым использованием средств,
 направляемых на реализацию мероприятий по строительству объектов
 инвестиций в соответствии с полномочиями, установленными регламентом
 №2 «О реализации подпункта 2) п.3.3. мирового соглашения, заключенного
 между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и
 Правительством Республики Саха (Якутия) на финансирование
 инфраструктурных проектов на территории Республики Саха (Якутия)»; вправе запрашивать от Заказчика-застройщика любую документацию, необходимую для реализации настоящего Договора; вправе приостановить финансирование объекта инвестиций в случае непредставления инвестору заказчиком застройщиком в установленные сроки отчетности в соответствии с настоящим Договором; принимает участие в работе конкурсной комиссии, организуемой в рамках реализации настоящего Договора; утверждает по согласованию Сторон размер вознаграждения Заказчика - застройщика за услуги по организации строительства и ввода в эксплуатацию Объектов инвестиций, а также за исполнение им иных обязательств по настоящему договору.

Согласно пункту 2.4 инвестиционного договора от 03.12.2007 №3 заказчик застройщик: осуществляет строительный контроль за ходом строительства,
 контроль соответствия применяемых конструкций, изделий, материалов и
 вставляемого оборудования проектным решениям, техническим
 регламентам, требованиям действующих строительных норм и правил,
 стандартов, техническим условиям (в том числе специальным) и
 нормативным документам Республики Саха (Якутия), контроль выполнения
 геодезических работ, оформление актов на освидетельствование скрытых работ; своевременно принимает меры по устранению выявленных дефектов в проектно-сметной документации, ее пересмотру (в случае необходимости); осуществляет контроль за выполнением предписаний авторского надзора и УГАСН, относящихся к вопросам выполняемых работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, своевременно устраняет дефекты и недоделки, выявленные при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов и объектов в целом; информирует УГАСН обо всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и об объемах работ по ликвидации аварий; ведет бухгалтерский и статистический учет по объектам строительства, видам работ (услуг) и затратам; в соответствии с решениями конкурсной комиссии размещает в установленном порядке заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на стройках и объектах, указанных в приложении № 1; хранит документацию, связанную с реализацией настоящего Договора; обеспечивает страхование строительных рисков по стройкам и объектам, указанным в приложении № 1, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; осуществляет выбор площадки для строительства, получает разрешение на строительство и передачу генеральному подрядчику решений об отводе земельных участков под строительство и разрешений на строительство; координирует деятельность проектных, строительно-монтажных и других организаций-исполнителей мероприятий; при необходимости обеспечивает своевременную корректировку лимитов финансирования объектов инвестиций и внесение изменений в соответствии с установленным регламентом №2 порядком; не допускает образования кредиторской задолженности по объектам инвестиций; обеспечивает в установленном порядке приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов; обеспечивает в установленном порядке государственную регистрацию объекта инвестиции, за счет дополнительных средств Инвестора; ежемесячно представляет Инвестору, но не позднее 10 числа
 месяца следующего за отчетным справку о стоимости строительства, в которой отражаются затраты, произведенные на строительство объекта за: текущий месяц и нарастающим итогом с начала производства работ, и конъюнктурный обзор о ходе строительства объектов; ежемесячно представляет отчеты по установленным формам в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) и органы статистики; взаимодействует с Инвестором по вопросам планирования капитальных вложений, представления сведений об использовании капитальных вложений; в течение 5 (пяти) дней с даты подписания настоящего договора предоставляет Инвестору по всем объектам инвестиций, указанных в приложении №1 к настоящему договору, оригиналы либо нотариально заверенные копии следующих документов: заключение государственной экспертизы по проекту строительства объекта инвестиций; утвержденный сводный сметный расчет проекта строительства Объекта инвестиций; документы об утверждении проектной документации; договор генерального подряда на строительство Объекта инвестиций (в случае если объект переходящий); пояснительную записку к проекту; по объектам незавершенным строительством: Справки по форме КС- 3 и накопительную ведомость (характеристика состояния строительства, журнал формы КС 6а); осуществляет финансирование генподрядных организаций и поставщиков материалов из средств, выделяемых инвестором для строительства объекта, и несет материальную и иную, предусмотренную законодательством или договорами ответственность за нецелевое и несвоевременное использование ресурсов инвестора, несоблюдение
 строительных норм и правил при проектировании и строительстве объекта,
 за качество принимаемых проектных решений, материалов, конструкций,
 оборудования и строительно-монтажных работ, за нарушение сроков ввода в
 эксплуатацию.

Пунктом 3 инвестиционного договора от 03.12.2007 №3 стоимость работ в соответствии с настоящим договором составляет 144 600 000 руб. Инвестор осуществляет финансирование в соответствии с графиком финансирования производства работ по объектам, указанным в приложении №1 настоящего Договора при наличии утвержденной проектно-сметной документации и с учетом объема фактически выполненных работ в пределах средств, предусмотренных на текущий год, перечисления средства на расчетный счет заказчика застройщика открытый в АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО г.Якутск на основании: счета на оплату выполненных объемов работ (услуг); актов о приемке выполненных работ (услуг) по форме КС-2; справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС- 3. Размер вознаграждения заказчика- застройщика за услуги по организации строительства и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, а также за исполнение им иных обязательств по настоящему договору утверждается по согласованию сторон.

В приложении №1 к инвестиционному договору от 03.12.2007 №3 указан в перечень строек и объектов на 2007 год согласно Плану перевода котельных на газовое топливо по Государственной целевой программе «Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2007- 2011 годах и основные направления газификации до 2020 года», в который включен объект: реконструкции котельной «Сказка» в с.Верхневилюйск с лимитом капитальных вложений 2 554,67 тыс.руб.

15.02.2008 стороны подписали дополнительное соглашение к инвестиционному договору от 03.12.2007 №3.

В пунктах 1, 1.1, 1.2 дополнительного соглашения от 15.02.2008 указано, что в связи с отсутствием в инвестиционном договоре №3 от 03.12.2007 порядка возмещения инвестиционных средств, стороны договорились о нижеследующем: объекты, указанные в приложении №1 к Договору, должны быть переданы Инвестору в собственность Заказчиком- застройщиком, пропорционально затраченных средств на строительство объектов; инвестор принимает указанные в п.п. 1 настоящего дополнительного соглашения объекты газового хозяйства в качестве возмещения инвестиционных средств, как результат инвестирования.

Пунктом 2 дополнительного соглашения от 15.02.2008, пункт 5.2 изложен в следующей редакции: настоящий договор действует до выполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору.

Между Правительством Республики Саха (Якутия) (Правительство РС(Я), Министерством жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Государственный заказчик», открытым акционерным обществом «Республиканская инвестиционная компания» (Инвестор), государственным учреждением «Дирекция по ремонту и строительству объектов ЖКХ и энергетики РС(Я)» (Заказчик-застройщик) подписан инвестиционный договор от 06.03.2008 №1-ДРСО/08 (далее- инвестиционный договор от 06.03.2008 №1-ДРСО/08).

Предметом инвестиционного договора от 06.03.2008 №1-ДРСО/08 указано осуществление совместных действий по использованию капитальных вложений, направляемых на реализацию мероприятий по строительству инфраструктурных объектов на территории Республики Саха (Якутия), по стройкам и объектам, указанным в приложении №1, являющимся неотъемлемой частью договора, и их финансированию за счет средств Инвестора (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 2.3 инвестиционного договора от 06.03.2008 №1-ДРСО/08 инвестор: обеспечивает финансирование в рамках лимитов финансирования, определенных на основании плана-графика выполнения работ и финансирования, согласованного с Правительством Республики Саха (Якутия), государственным заказчиком и заказчиком застройщиком; производит финансирование с учетом предусмотренного действующим законодательством авансирования подрядных работ (услуг) по стройкам и объектам до 30% годового лимита капитальных вложений. Авансирование свыше 30% производится в особых случаях по согласованию со сторонами настоящего договора; осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий по строительству объектов инвестиций (разработки проектной документации,
 производства строительно-монтажных работ, поставки и монтажа оборудования и др.) с привлечением компетентных специалистов и организаций в качестве экспертов и консультантов для проверки хода выполнения строительства, соблюдения установленных сроков и качества работ на всех этапах инвестиционного цикла в период действия настоящего договора; подготавливает на основании данных мониторинга и анализа хода выполнения строительства, соблюдения установленных сроков и качества работ на всех этапах инвестиционного цикла в период действия настоящего договора; осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий по строительству объектов инвестиций (разработки проектной документации, производства строительно- монтажных работ, поставки и монтажа оборудования и др.) с привлечение компетентных специалистов и организаций в качестве экспертов и консультантов для проверки хода выполнения строительства, соблюдения установленных сроков и качества работ на всех этапах инвестиционного цикла в период действия настоящего договора; подготавливает на основании данных мониторинга хода реализации мероприятий по строительству объектов инвестиций проекты (предложения) об их уточнении; осуществляет контроль за целевым использованием средств, направляемых на реализацию мероприятий по строительству объектов инвестиций в соответствии с полномочиями, установленными Регламентом взаимодействия участников инвестиционного процесса и органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в осуществлении -финансирования и строительства объектов газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) (далее Регламент); вправе запрашивать от Заказчика-застройщика любую документацию, необходимую для реализации настоящего Договора; вправе приостановить финансирование объекта инвестиций в случаенепредставления Инвестору Заказчиком-застройщиком в установленные сроки отчетности в соответствии с настоящим Договором или нецелевого использования денежных средств; за счет расходов, в размере одного процента от суммы инвестиций по настоящему Договору, предусмотренных в сводном сметном расчете строительства объектов осуществляет страхование строительно-монтажных рисков во время проведения строительно-монтажных работ и в период проведения строительно-монтажных работ и в период гарантийного обслуживания по Объектам инвестиций, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.4 инвестиционного договора от 06.03.2008 №1-ДРСО/08 заказчик застройщик: осуществляет строительный контроль, за ходом строительства, контроль соответствия применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, техническим регламентам, требованиям действующих строительных норм и правил, стандартов, техническим условиям (в том числе специальным) и нормативным документам Республики Саха (Якутия), контроль выполнения геодезических работ, оформление актов на освидетельствование скрытых
 работ; распоряжается полученными средствами в соответствии с их целевым назначением и обеспечивает контроль, за проведением всего комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию Объектов инвестицийв соответствии с законодательством: Российской Федерации, в том числе с действующими строительными нормами и правилами,
 утвержденной проектно-сметной документацией. Принимает меры по
 ликвидации аварийного состояния на объектах; обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием полученных средств федерального и республиканского бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; своевременно принимает меры по устранению выявленных дефектов в проектно-сметной документации, ее пересмотру (в случае необходимости); осуществляет контроль за выполнением предписаний авторского
 надзора и Управления Ростехнадзора Российской Федерации по РС(Я),
 относящихся к вопросам выполняемых работ и применяемых конструкций,
 изделий, материалов и оборудования, своевременно устраняет дефекты и
 недоделки, выявленные при приемке отдельных видов работ,
 конструктивных элементов и объектов в целом, информирует
 соответствующие органы обо всех случаях аварийного состояния на Объекте
 инвестиций и об объемах работ по ликвидации аварий; ведет бухгалтерский и статистический учет по объектам строительства, видам работ (услуг) и затратам; в соответствии с решениями конкурсной комиссии размещает в установленном порядке заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на стройках и объектах, указанных в приложении № 1; хранит документацию, связанную с реализацией настоящего Договора; осуществляет выбор площадки для строительства, получает разрешение на строительство и передачу генеральному подрядчику решений об отводе земельных участков под строительство и разрешений на строительство; координирует деятельность проектных, строительно-монтажных и других организаций-исполнителей мероприятий; при необходимости обеспечивает своевременную корректировку лимитов финансирования Объекта инвестиций; не допускает образования кредиторской задолженности по объектам инвестиций; обеспечивает в установленном порядке приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов; обеспечивает в установленном порядке государственную регистрацию земельного участка, права собственности, согласно главы 4 настоящего договора; ежемесячно представляет Инвестору, но не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным справку о стоимости строительства, в которой отражаются затраты, произведенные на строительство объекта за истекший месяц и нарастающим итогом с начала производства работ, и конъюнктурный обзор о ходе строительства объектов; ежемесячно представляет отчеты по установленным формам Государственному заказчику и органы статистики; взаимодействует с Инвестором по вопросам планирования капитальных вложений, представления сведений об использовании капитальных вложений; в течение 5 (пяти) дней с момента запроса Инвестора предоставляет по объектам инвестиций, указанных в приложении №1к
настоящему договору, оригиналы либо заверенные копии следующих
 документов: заключения ГУП «Республиканский центр ценообразования в строительстве» на начальную цену договора в конкурсе на подрядчика, проектировщика или иного получателя денежных средств, на сумму свыше двадцати пяти миллионов рублей; заключение государственной экспертизы по проекту строительства Объекта инвестиций; утвержденный сводный сметный расчет проекта строительства Объекта инвестиций; документы об утверждении проектной документации; договор генерального подряда на строительство Объекта инвестиций (в случае если объект переходящий); реестра платежей, согласованного с участниками Регламента взаимодействия участников инвестиционного процесса и органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в осуществлении финансирования и строительства объектов газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) и утверждаемого Председателем Правительства Республики Саха (Якутия); актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 за отчетный период; справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за отчетный период; графика финансирования строительства ежегодного Плана газификации; уведомления (счета) заказчика-застройщика об оплате; утвержденного титульного списка; копии договоров, платежных поручений и актов сверок заказчика-застройщика по сделкам, связанным со строительством Объекта инвестиций, за отчетный период; актов о приемки выполненных услуг; копии решений конкурсных комиссий.

Заказчик –застройщик в срок до 01 сентября 2008 года, согласовывает с Инвестором и утверждает у государственного заказчика размер вознаграждения заказчика-застройщика, за услуги по организации строительства и ввода в эксплуатацию объектов инвестиций. До утверждения размера вознаграждения, Инвестор выплачивает вознаграждение Заказчику- застройщику из расчета 2,65 процента от стоимости инвестиций по настоящему договору. Размер вознаграждения заказчика- застройщика устанавливается сторонами в дополнительном соглашении к настоящему договору. После утверждения государственным заказчиком размера вознаграждения, инвестор и заказчик- застройщик производят перерасчет вознаграждения за период в начала финансирования по настоящему договору (пункт 3.4 инвестиционного договора от 06.03.2008 №1-ДРСО/08).

Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 инвестиционного договора от 06.03.2008 №1-ДРСО/08 установлено, что по завершении строительства, реконструкции и ввода в
 эксплуатацию, Объекты инвестиций будут принадлежать на правах долевой
 собственности Инвестору и Республике Саха (Якутия). По окончании строительства и ввода в эксплуатацию каждого из Объектов инвестиций, Правительство РС(Я), Инвестор и Заказчик- Застройщик отдельным соглашением определяют фактические доли
 собственности Инвестора и Республики Саха (Якутия) на Объекты
 инвестиций в соответствии и пропорционально объема фактического
финансирования. Права долевой собственности недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество, с момента утверждения акта государственной комиссии о приемке объекта инвестиций. Мероприятия по передаче и получению документов на государственную регистрацию права собственности осуществляются заказчиком- застройщиком. Право собственности на недвижимое имущество будет определяться отдельным соглашением между сторонами, указанными в п.4.2 настоящего договора, в соответствии и пропорционально объема фактического финансирования.

Стороны подписали дополнительные соглашения №№1, 3, 4 к инвестиционному договору от 06.03.2008 №1-ДРСО/08, сторонами дополнительное соглашение №2 к инвестиционному договору от 06.03.2008 №1-ДРСО/08 не подписывалось.

Приложением №1 к дополнительному соглашению №1 от 28.03.2008 к инвестиционному договору от 06.03.2008 №1-ДРСО/08 в перечень строек и объектов на 2008 год по Государственной целевой программе «Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2007- 2011 годах и основные направления газификации до 2020 года» включен объект: реконструкции котельной «Сказка» в с.Верхневилюйск стоимостью объекта 9 628,61 тыс.руб., лимитом капитальных вложений 251,61 тыс.руб.

Пунктом 1 дополнительного соглашения от 06.03.2009 №1 к инвестиционному договору №1-ДРСО/08 от 06.03.2008 стороны согласовали: размер вознаграждения по договору, согласованный инвестором и утвержденный государственным заказчиком, составляет 1,93% от суммы освоенных инвестиций в 2008 году, но не более 4 972 475,4 руб.

Во вводной части инвестиционных договоров от 03.12.2007 №3 , от 06.03.2008 №1-ДРСУ/08 указано, что они заключены во исполнение мирового соглашения, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Саха 9Якутия), утвержденного определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.03.2007 по делу №А58-7979/06 и республиканской программы «Газификация населенных пунктов РС(Я) в 2007- 2011 годах и основные направления газификации до 2020 года».

11 декабря 2007 года ответчиком, третьими лицами- ООО «Эллейада», ГУП «ЖКХ РС(Я)» подписан акт приемки законченного строительством объекта : котельная «Сказка», с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса.

11 декабря 2008 года глава МО «Верхневилюйского улуса (района) подписал разрешение №37 на ввод объекта в эксплуатацию , в котором указано, что разрешен ввод в эксплуатацию реконструированного объекта котельной «Сказка», расположенного по адресу: с.Верхневилюйск.

Истец условия инвестиционных договоров: №1-ДРСО/08 от 06.03.2008 исполнил платежным поручением от 22.05.12008 №716, № 3 от 03.12.2007 - платежными поручениями от 14.12.2007 № 631 на 1 475 329,65 руб., от 19.12.2007 №№760, 769 на 608 615,84 руб. и 107 586,91 (распоряжение №45-РИП от 117.020.2011, от 28.12.2007 №852 на 400 000 руб., от 09.02.2010 №318 на 22 638, 99 (распоряжение №44-РИП от 17.02.2011).

Впоследствии ответчик осуществил возврат инвестиций по инвестиционному договору №3 от 03.12.2007 г. на общую сумму 92 074,91 рублей, что подтверждается следующими платежными поручениями: № 469 от 26.12.2011 на 85 885,49 руб.; № 490 от 26.12.2011 на 1 075,99 руб.; №491 от 26.12.2011 на 5 113,43 руб.

Таким образом, общий объем инвестиций истца в объект составил 2 773 704,42 руб., из них: 251 607,94 руб. по инвестиционному договору № 1-ДРСО/08 от 06.03.200, 2 522 096,48 руб. по инвестиционному договору № 3 от 03.12.2007 г. Данный факт подтверждается итоговым актом сверки финансирования объекта Реконструкция котельной «Сказка» в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса» от 30.03.2012., подписанным истцом и ответчиком, а также справкой о фактическом финансировании от 30.03.2012.

Министерством жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) издан приказ от 20.07.2009 №202-п «О создании комиссии»: в котором указано: 23 июня 2009 года в с.В-Вилюйск В-Вилюйского района произошло обрушение фундамента здания котельной «Сказка». Котельная «Сказка» 1991 года постройки, здание каменное, отапливает 18 жилых домов и 4 объекта соцкультбыта. С целью скорейшего восстановления объекта жизнеобеспечения и недопущение срыва отопительного сезона 2009-2010 года на объектах жилфонда и соцкультбыта в с. В-Вилюйск образована комиссия для обследования котельной «Сказка».

По результатам работы комиссии установлено, что основной причиной резкого деформирования здания является разрушение ряда свай из-за низкого качества изготовления бетона, конструкций при строительстве котельной. Здание котельной восстановлению и дальнейшей эксплуатации не подлежит. Необходим снос здания, что указано в решении по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.08.2009 №49.

Истец направил претензии от 18.09.2009 №1572/05, от 22.06.2011 №894/05 с требованием возмещения затраченных средств, ответчик претензию истца оставил без ответа.

Истец, полагая, что ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства, обратился в суд с иском о взыскании с ответчика 2 773 704,42 руб., в качестве нормативного обоснования указал статьи 12, 309, 310, 314 Гражданского кодекса РФ.

Ответчик исковые требования не признал, заявил о применении срока исковой давности.

Истец представил возражение на заявление ответчика о применении срока исковой давности, в котором указал, что в инвестиционных договорах не определены сроки передачи профинансированных истцом объектов в его собственность, то есть дата, с которой начинался бы отчет срока исковой давности. Истец не принял объект, а ответчик не уведомил истца как будущего собственника котельной «Сказка» о повреждениях, следовательно, истец не знал и не мог знать 23.06.2009 о произошедшей деформации. Как следует из переписки сторон, истец узнал о деформации котельной только 18.09.2009, когда направил ответчику претензию о возврате денежных средств.

ГУП «ЖКХ РС(Я)» представило отзыв от 14.11.2012 №1422-юл.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 431 Гражданского кодекса при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Договор простого товарищества относится к договорам, направленным на достижение цели, единой для всех участников, то есть к так называемым общецелевым договорам. Поскольку целью таких договоров является совместная деятельность, ни один товарищ не вправе обогащаться за счет другого и не покупает у другого товарища товар (в данном случае, права на использование технической документации и охраняемые объекты промышленной собственности). Квалифицирующими признаками договора простого товарищества являются соединение вкладов и совместная деятельность. Для таких договоров существенными условиями являются распределение рисков, прибылей и убытков между товарищами, формирование общего имущества, установление порядка ведения общих дел товарищей, ответственность товарищей по общим обязательствам.

Правоотношения сторон носят смешанный характер и должны оцениваться с учетом этого обстоятельства.

Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о смешанном характере договорных отношений сторон, сочетающих в себе элементы договора на выполнение услуг по организации строительства и ввода в эксплуатацию и договора поручения, в части обязанности передать объект.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.

Согласно статьям 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

На основании статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 26 Постановления Пленумов N 15/18 истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Исковое заявление предъявлено в суд 21.08.2012, что подтверждается штемпелем суда.

Исходя из условий пунктов 2.3.6, 4.1, 4.2, 4.3 инвестиционного договора от 06.03.2008 №1-ДРСО/08, пунктов 2.3.6, 3.2 инвестиционному договору от 03.12.2007 №3, дополнительного соглашения от 15.02.2008 к инвестиционному договору от 03.12.2007 №3, течение срока исковой давности по спору, следует исчислять с даты ввода объекта в эксплуатацию, то есть с 11.12.2008, следовательно, с этой даты у истца возникло право предъявить ответчику требование об исполнении обязательства по передаче ему в собственность его доли в завершенном реконструкцииобъекте, срок исковой давности истек в 11.12.2011.

Иное толкование условий договора приведет к необоснованному продлению срока исковой давности.

Суд полагает, что в любом случае начало течения срока исковой давности не может быть связано с совершением или не совершением истцом и третьими лицами действий по распределению долей.

Истец и третье лицо- Правительство должны были приступить к распределению долей сразу после ввода объекта в эксплуатацию, что соответствует условиям договора, бездействие истца не может свидетельствовать.

На основании изложенного суд не принимает доводы истца о необходимости исчисления сроков исковой давности с момента, когда истец узнал о разрушении объекта 18 сентября 2009 года.

Суд, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая пропуск истцом срока исковой давности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Перечень оснований перерыва течения срока исковой давности, установленный в статье 203 Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законах, не подлежит расширительному толкованию (пункт 14 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18).

Представленные истцом: итоговый акт сверки финансирования от 30.03.2012, не подтверждают признание ответчиком долга и как основание прерывания срока исковой давности, так как в них указан размер финансирования.

Протоколы совещаний от 20.09.2011, от 19.04.2012, от 29.08.2012 №1-279, от 13.11.2012 №2-399, также не подтверждают прерывание течения срока исковой давности, так как не содержат признания долга, не подписаны ответчиком.

В связи с чем оснований для вывода о перерыве течения срока исковой давности по настоящему делу в порядке статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда не имеется.

Суд не принимает доводы ответчика в части квалификации договоров как договоров простого товарищества, по следующим основаниям.

В силу требований Закона РСФСР от 26.06.1991 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" результатом инвестиционной деятельности являются переход объекта инвестиций в долевую собственность инвесторов и возникновение у инвестора права по совместному распоряжению таким объектом.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" разъяснено, что договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам надлежит оценивать как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи, если не установлено иное.

При этом в пункте 4 указанного Постановления также разъяснено, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", статьи 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.

Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.

У суда отсутствуют правовые основания для квалификации договора простого товарищества, так как он не содержит существенных условий, таких как распределение рисков, прибылей и убытков между товарищами, формирование общего имущества, установление порядка ведения общих дел товарищей, ответственность товарищей по общим обязательствам.

Также нельзя квалифицировать данный договор как договор купли- продажи, подряда, так как не определены доли и размер приобретаемого имущества, сроки начала и окончания строительства, соответственно.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

ФИО1