ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4945/10 от 20.08.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А58-4945/10

27.08.2010

Резолютивная часть решения объявлена 20.08.2010

Мотивированное решение изготовлено 27.08.2010

Арбитражный суд РС (Я) в составе судьи Федоровой М.И.

При ведении протокола судебного заседания судьей Федоровой М.И.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» об установлении юридического факта

заинтересованные лица: Управление ГИБДД МВД по РС(Я), Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники «Главгостехнадзор» при Правительстве Республики Саха (Якутия)

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности

ГИБДД - ФИО2 по доверенности

Главгостехнадзор – не явился, извещен

Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением об установлении юридического факта владения и пользования имуществом: марка модель ТС – КРАЗ-257, наименование (тип ТС) ВМ, гос.знак отсутствует, год изготовления ТС 1975, модель № двигателя б/н, шасси (рама) № б/н, кузов (кабина, прицеп) № б/н, цвет кузова желтый, мощность двигателя л.с. (квт), 240, тип двигателя дизельн., орган.изгот. ТС – КрАЗ, владелец – ФКП; аэропорт Нерюнгри.

Заинтересованное лицо - Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники «Главгостехнадзор» при Правительстве Республики Саха (Якутия) на судебное разбирательство не явилось, надлежащим образом извещено.

Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники «Главгостехнадзор» при Правительстве Республики Саха (Якутия).

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Из заявления следует, что 26.03.2004г. в государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Государственном унитарном предприятии «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)». Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2007г. № 1540-р ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» изменено на федеральное казенное предприятие «Аэропорты Северы».

Распоряжением Правительства РС (Я) от 20.04.2004г. № 423-р «О реорганизации аэропортов РС (Я)» государственные унитарные предприятия «Аэропорт Маган», «Аэропорт Сунтар», «Аэропорт Вилюйск», «Аэропорт Верхневилюйск», «Аэропорт Нюрба», «Аэропорт Белая Гора», «Аэропорт Саккырыр» реорганизованы путем присоединения к государственному унитарному предприятию «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)», государственное имущество закреплено за ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)».

Распоряжениями Министерства имущественных отношений РС (Я) от 09.08.2004г. № Р-1069, от 05.05.2005г. № Р-659, от 11.06.2004г. № Р-831, имущество ГУП «Аэропорт Белая Гора», ГУП «Аэропорт Батагай», ГУП «Аэропорт Нерюнгри» передано на баланс ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)».

ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» заключило договора купли-продажи с ГУП «Аэропорт Алдан» № 89 от 22.12.2004г., с ГУП «Аэропорт Черский» № 122 от 09.12.2005г., с ГУП «Аэропорт Среднеколымск» б/н от 30.11.2006г., согласно которым ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» приобрело имущество контрагентов по акту приема-передачи к договорам.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РС (Я) от 28.04.2007г. № 01-03/313 утвержден акт приема-передачи ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» как имущественного комплекса от 28.04.2007г. из государственной собственности РС (Я) в федеральную собственность.

Заявитель указал, что с марта 2004г. использует в своей хозяйственной деятельности транспортные средства, не состоящие на учете в органах ГИБДД.

Органы ГИБДД МВД РС (Я) и Главгостехнадзора в регистрации транспортных средств отказали на основании того, что не предъявлены ранее выданные регистрационные документы.

Правоустанавливающие документы на имущество (технические паспорт, свидетельства на ТО) у заявителя отсутствуют.

В связи с отказом регистрирующих органов в государственной регистрации транспортных средств заявитель обратился в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением об установлении юридического факта владения и пользования транспортным средством.

В соответствии со статьей 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам части 1 статьи 219 названного Кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Исходя из смысла названных норм права, факт владения имуществом устанавливается, если у заявителя были правоустанавливающие документы о принадлежности имущества, но они утрачены, и указанный факт не может быть подтвержден во внесудебном порядке.

Между тем, из материалов дела видно, что у заявителя изначально отсутствовали правоустанавливающие документы на автомобили.

При таких обстоятельствах, предъявление заявления об установлении юридического факта суд считает неправомерным.

В ответ на судебный запрос Управление Госавтоинспекции и РЭО ГИБДД УВД по г. Якутску письмами от 16.08.2010г., 10.08.2010г. сообщили, что ранее автомашина не регистрировалась.

Далее, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 65 АПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Между тем, заявителем не представлены документы, удостоверяющие соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установление факта владения заявителем транспортным средством не влечет для него никаких юридических последствий, поскольку законом установлен прямой запрет на регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Кроме того, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности ФКП «Аэропорты Севера» факта принадлежности ему именно того имущества, в отношении которого подано заявление.

Документов, подтверждающих наличие на балансе ФКП «Аэропорты Севера» заявленной машины, иных документов, подтверждающих факт владения в настоящее время транспортным средством, в материалы дела не представлено.

В представленных документах (распоряжениях, актах, договорах) не указаны индивидуально-определенные признаки каждого транспортного средства, в связи с чем невозможно идентифицировать транспортные средства.

На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после принятия решения арбитражныи судом первой инстанции в апелляционную инстанцию – Четвертый Апелляционный Арбитражный Суд.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья Федорова М. И.