ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4952/11 от 19.10.2011 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 980 , тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Якутск

26 октября 2011 года

Дело №А58-4952/11

Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2011

Мотивированное решение изготовлено 26.10.2011

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)в лице судьи Бадлуевой Е.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановым Е.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (предприниматель) о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Предпринимателем отзыв на заявление не представлен.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания: административный орган – 30.09.2011 согласно расписке в получении копии определения суда от 28.09.2011; предприниматель ФИО1 – возврат заказного письма с идентификатором (67700042535427) с отметкой организации почтовой связи – «выбытие адресата», с копией определения суда от 28.09.2011.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщены к материалам дела.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ФИО1, проживающий по адресу: 677004, <...> Советской Армии дом 27, квартира 10, присвоены ОГРН <***>, ИНН <***>.

Предприниматель ФИО1 имеет лицензию рег. № АСС-14-032054 от 15.07.2010 со сроком действия до 14.07.2015, вид деятельности «перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек». Предприниматель ФИО1 использует для осуществления лицензируемого вида деятельности транспортное средство – автобус категории «Д», ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак <***>, 2006 года выпуска.

23.08.2011 на основании приказа от 22.08.2011 № 378 Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия), вынесенного на основании жалобы ФИО2 от 22.08.2011, об обнаружении признаков административного правонарушения, административным органом проведена внеплановая проверка в отношении предпринимателя ФИО1

По итогам проверки 24.08.2011 должностным лицом управления составлен акт № 209-лиц. С актом проверки предприниматель ФИО1 ознакомлен, получил 24.08.2011, что подтверждается соответствующей подписью предпринимателя ФИО1 на акте.

24.08.2011 составлен протокол № 136 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно указанному протоколу установлены факты нарушения предпринимателем ФИО1, осуществляющим перевозки пассажиров, транспортным средством, оборудованным для перевозок более 8 человек, условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:

  в нарушение п.п.2 п.5-в путевых листах отсутствуют номера телефона предпринимателя ФИО1, приказа МТ РФ от 18.09.08 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

  в нарушение раздела III «Время отдыха» п.25 Положения об особенностях режима рабочего времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004г. №15, зарегистрированного в Минюсте РФ 01.11.2004г. №6094, согласно которому продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна превышать не менее двойной продолжительности времени работы в предыдущий отдыху рабочий день( смену), при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов, индивидуальный предприниматель ФИО1 допустил превышение нормы ежедневного рабочего времени;

  в нарушение требований подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, у предпринимателя ФИО1 отсутствует должностное лицо;

в нарушение п.42 правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года №112-отсутствуют билеты.

Согласно протоколу от 24.08.2011 № 136 предприниматель ФИО1 с выявленными нарушениями согласен, просит рассмотреть протокол без его участия, что подтверждается соответствующей записью.

На основании статьи 23.1 КоАП Российской Федерации 26.08.2011 административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

  Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.06 № 637, лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

  Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Протокол об административном правонарушении от 24.08.2011 № 136 составлен должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Республике Саха (Якутия) – государственного органа, выдавшего лицу, привлекаемому к административной ответственности, лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.

Протокол от 24.08.2011 № 136 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен при участии предпринимателя ФИО1, предпринимателю ФИО1 его права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены, копия протокола вручена, что подтверждается соответствующей подписью в протоколе.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка составления протокола  об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.06 №637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 2 раздела I Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее Обязательные реквизиты путевого листа) обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Согласно пункту 3 раздела II Обязательных реквизитов путевого листа путевой лист должен содержатьследующие обязательные реквизиты:  наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Подпунктом 2 пункта 5 Обязательных реквизитов путевого листа установлено, что сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

В нарушение указанных норм в путевых листах от 14.07.2011 №294, от 15.07.2011 № 295, от 12.07.2011 №292, от 13.07.2011 №293, от 18.08.2011 №319, от 16.08.2011 №317, не указан номер телефона предпринимателя ФИО1.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15 п. 9 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения.

Согласно раздела III «Время отдыха» п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004г. №15, зарегистрированного в Минюсте РФ 01.11.2004г. №6094, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна превышать не менее двойной продолжительности времени работы в предыдущий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Согласно путевым листам от 12.07.2011 №292, от 13.07.2011 №293, от 14.07.2011 №294, от 15.07.2011 295, предприниматель ФИО1 работал с 07 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, что превышает допустимую норму рабочего времени водителя автомобиля на 3 часа в сутки.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность является одним из лицензионных требований (условий).

Согласно п. 1 приложения к приказу Минтранса России от 22.06.98 N 75, требования к специалисту осуществляющего обеспечение безопасности дорожного движения, квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".

В нарушение указанных норм у предпринимателя ФИО1 отсутствует должностное лицо ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

В соответствии с п. 42. правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года №112 Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

В нарушение п. 42 правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года №112 предприниматель ФИО1 осуществлял перевозку людей без выдачи билетов.

Материалами дела установлено, что указанные выше нарушения лицензионных требований, установленных названными нормами права в области осуществляемого индивидуальным предпринимателем вида деятельности - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, действительно имело место, подтверждено имеющимися в деле доказательствами (протоколом от 24.08.2011 № 136, актом проверки от 23.08.2011 № 209-лиц).

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Предпринимателем ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих принятие им своевременных и достаточных мер для соблюдения вышеуказанных норм права.

Следовательно, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена и доказана.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на момент вынесения решения не истек.

Поскольку выявленные управлением правонарушения создают значительную угрозу охраняемым общественным отношениям, а именно, безопасности дорожного движения и жизни человека, то оно не может быть квалифицировано как малозначительное.

Судом обстоятельства, отягчающие ответственность не установлены.

Административный орган указывает на наличии обстоятельства, смягчающего административную ответственность – признание предпринимателем допущенных нарушений.

Суд полагает, что указанное административным органом признание предпринимателем допущенных нарушений может быть признано в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

При таких обстоятельствах, с учетом наличия одновременно обстоятельств, как смягчающих так и отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Согласно части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

В соответствии в частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Р Е Ш И Л :

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения 27.12.1968, уроженца с. Лаврентия, Чукотского района, Магаданской области, место регистрации: <...> Советской Армии, дом 27, квартира 10, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09.02.2005 представительством территориального органа юстиции Российской Федерации Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) в г.Якутске, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <***>) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3 000 рублей.

Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по РС(Я) (УГАДН по РС(Я)), ИНН получателя 1435032881, КПП 143501001, КБК 106 1 16 90040 04 0000 140, ОКАТО 98401000000, расчетный счет <***>, банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г.Якутск, БИК 049805001.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                          Е.Б. Бадлуева