Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-4976/08
город Якутск 15.10.2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2008г. Полный текст решения изготовлен 15 октября 2008г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А. Н. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Якушкова Олега Александровича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2008г. № 721/02-увд о назначении наказания по делу об административном правонарушении, с участием представителей ИП: Гамяниной И. Е. по доверенности от 23.07.2008г. № 14-01/123826, Роспотребнадзора: Бацевой Л. А. по доверенности от 08.01.2008г. № 19, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил:
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Якушков Олег Александрович - далее предприниматель обратился с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) - далее Роспотребнадзор о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2008г. № 721/02-увд о назначении наказания по делу об административном правонарушении, полученного предпринимателем 28.08.2008г.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель обосновывает свое требование тем, что обжалуемое постановление вынесено на основании протокола № 019554/2334 об административном правонарушении, в котором не указано какое именно нарушение правил продажи было совершено предпринимателем, также протокол и само постановление вынесены в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о дате, времени и месте составления протокола рассмотрения дела об административном правонарушении, тем самым нарушено право заявителя на защиту прав и законных интересов предпринимателя, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на представление объяснений, пояснений, доказательств.
Роспотребнадзор представил отзыв от 15.09.2008г. без номера на заявление предпринимателя, в котором просит отказать в удовлетворении заявления, поскольку в материалах административного дела имеются доказательства выявленного правонарушения, а именно образец ценника, изъятого при проверке с указанием только цены, без указания наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника, установленных пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 19.01.1998г. № 55, протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии предпринимателя, о чем свидетельствует его подпись на протоколе, факт присутствия предпринимателя подтверждается показаниями должностного лица Хоревой А. В., составившего протокол, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предприниматель был надлежаще извещен телефонограммой, согласно которой ИП Якушков О. А. был вызван на рассмотрение материалов проверки 20.05.2008г., которую приняла представитель по доверенности Полторыхина О. В. для передачи Якушкову О. А. (л.д. 21-23).
Судом установлено.
В соответствии с распоряжением начальника милиции общественной безопасности Управления внутренних дел по г. Якутску от 21.04.2008г. № 08/428 о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской торговой деятельности проведена плановая проверка магазина «Бытовая химия», находящегося в ТЦ «Можайский пассаж», по ул. Можайского, 19 «А», принадлежащего Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Якушкову О. А.
По результатам проведенных мероприятий составлены:
- акт проверки от 22.04.2008г. в присутствии продавца магазина Тирской Н. Г., в соответствии с которым установлено, что на момент проверки отсутствует договор на вывоз ТБО (сухого мусора), книга отзывов и предложений не зарегистрирована в Окружной администрации «Город Якутск», отсутствуют товарные ценники на некоторые виды товаров (набор по цене 715 рублей без указания наименования товара, производителя и магазина), реализация крема «Полюшко» (для сухой и нормальной кожи), производитель: фирма «Калина», Россия, с уценкой 50% по цене 6,50 рублей *14 шт. с истекшим сроком годности 13.12.2007г., геля для умывания «Неrbina» по цене 10, 40 руб. *1 шт., производитель Мойко, Финляндия с истекшим сроком годности октябрь 2007г., молочко для волос по цене 109, 25руб. *1 шт. с истекшим сроком годности в апреле 2008г. Акт вручен продавцу магазина, о чем свидетельствует ее личная подпись на акте;
- протокол об административном правонарушении от 30.04.2008г. № 019554/2234, в котором зафиксировано выявленное в ходе проверки правонарушение (отсутствие товарного ценника, установленного образца на набор по цене 715 руб. * 1 шт., производитель неизвестен) в присутствии Якушкова О. А., в объяснении правонарушителя было указано о том, что ценник на набор, установленного образца, отсутствовал из-за невнимательности продавца, ценник вывешен в тот же день, копия протокола вручена Якушкову О. А. согласно подписи на протоколе.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РС (Я) Григорьевым В. П. вынесено постановление от 20.05.2008г. № 721/02-УВД о назначении наказания по делу об административном правонарушении ИП Якушкову О. А. в виде штрафа в размере 1 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вынесено в отсутствии ИП Якушкова О. А.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с Законом N 1026-1 «О милиции» одной из задач милиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Согласно статье 10 названного Закона в обязанности милиции входит предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и принятие мер в пределах своих прав к устранению данных обстоятельств. В соответствии со статьей 11 этого Закона сотрудникам милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 Кодекса.
В силу части 1 статьи 23.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), 14.2, 14.4 - 14.8, 14.15, частями 3 и 4 статьи 14.16, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 указанной статьи Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по торговле, его заместители; начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
На основании изложенных норм суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении 30.04.2008 года № 019554 составлен уполномоченным должностным лицом, постановление по делу об административном правонарушении от 20.05.2008 года № 721/02-УВД вынесено также уполномоченным должностным лицом.
В соответствии со статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
В соответствии с пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Факт реализации предпринимателем товаров при отсутствии надлежащим образом оформленных ценников подтверждается актом проверки от 22.04.2008г., протоколом об административном правонарушении от 30.04.2008г. N 019554/2234 и объяснением к протоколу, в котором предприниматель не отрицает факт отсутствия на товар ценника, установленного образца.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения ИП Якушковым О. А. правонарушения, предусмотренного статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, суд усматривает существенные нарушения в процедуре привлечения к административной ответственности предприятия и считает заявление предпринимателя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения предпринимателя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 30.04.2008г., ссылка административного органа на то, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии предпринимателя, судом отклоняется, поскольку предпринимателем заявлено о том, что в момент составления протокола предприниматель не находился на территории города Якутска и обратное административным органом не доказано. Кроме того, судом усматривается не совпадение, проставленной подписи на протоколе об административном правонарушении от имени ИП Якушкова О. А. с подписью на копии паспорта Якушкова О. А. (л.д. 38) и с подписью на заявлении ИП Якушкова О. А., представленной суду 10.10.2008г., подлинность, которой и личность, подписавшего засвидетельствована нотариусом г. Санкт-Петербурга Остапенко Е. К.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащем образом о дате, времени и месте составления протокола, что является препятствием в реализации прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
С учетом вышеизложенных норм Кодекса, суд считает, что протокол об административном правонарушении от 30.04.2008г. № 019554/2234, составленный с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть использован в качестве доказательства по делу в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления административным органом были существенно нарушены права и законные интересы учреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенных норм права суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) № 721/02-УВД от 20 мая 2008г., вынесенное в городе Якутске, о назначении наказания в виде наложения административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Якушкова Олега Александровича, проживающего по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Губина, дом 7/11; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя от 20 мая 1994г. № 104р-37.
Решение может быть обжаловано в арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья: А. Н. Устинова