ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-500/2021 от 24.05.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

Дело №А58-500/2021

28 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2021.

Полный текст решения изготовлен 28.05.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Саха-корейская средняя общеобразовательная школа" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435124476, ОГРН 1021401065146) без даты и номера к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении № 1/15.14-2020/506 от 14.12.2020,

при участии в судебном заседании от заявителя: Столярова Е.А. по доверенности, от Министерства: Бястинова В.А. по доверенности, Потапова А.А. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Саха-корейская средняя общеобразовательная школа" Городского округа "Город Якутск" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении № 1/15.14-2020/506 от 14.12.2020, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Материалами дела установлены следующие обстоятельства.

В целях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152 утвержден Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки PC (Я) и органами местного самоуправления муниципальных образований.

В целях реализации данных норм права между Министерством образования и науки РС(Я) и Муниципальным образованием Городской округ «Город Якутск» в 2019 году было заключено соглашение о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха(Якутия) субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

В последствии, за счет средств субвенции поступивших в бюджет муниципального образования в 2019 году между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и заявителем было подписано Соглашение о предоставлении субсидии от 17.01.2019 №81, предметом которого является определение порядка и условий предоставления ГРБС или уполномоченным органом, выполняющим функции учредителя, Учреждению субсидии из бюджета городского округа «город Якутск» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

На основании приказов Министерства от 07.07.2020 № 01-04/0974 в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета РС(Я) в рамках реализации Государственной программы РС(Я) «Развитие образования РС(Я) на 2016-2022 годы и плановый период до 2026 года, в городском округе «Город Якутск» была проведена встречная проверка Учреждения в целях соблюдения условий соглашении о предоставлении субсидии, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении субвенций из государственного бюджета.

В результате проверочных мероприятий Министерством было установлено, что главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) Учреждения 23.09.2019 был издан Приказ о направлении на обучение (курсы повышения квалификации) работников муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск» в г. Иркутск. В пункте 2 данного Приказа Учреждению было предписано произвести оплату проезда, проживания и сохранения заработной платы заместителю директора Батюшкину А.В.

На основании платежного поручения от 27.12.2019 № 173338 Учреждение произвело расходы за счет средств предоставленной субсидии в размере 36 684,54 рублей, которые были направлены на оплату проезда и проживания для участия в повышении квалификации заместителю директора учреждения Батюшкину А.В.

Министерство, усмотрев в данных действиях заявителя нецелевое использование средств субвенций, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 30.11.2020 направило в адрес Учреждения уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.14. КоАП РФ на 07.12.2020.

07.12.2020 главным контролером–ревизором Министерства в отношении Учреждения был составлен Протокол об административном правонарушении  предусмотренного статьей 15.14. КоАП РФ из содержания которого следует, что заявитель в нарушение п.3.2 Порядка расходования субвенций, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) № 152 от 12.05.2016 допустило нецелевое использование средств государственного бюджета РС(Я) на сумму 36 684,54 рублей.

Определением Министерства от 09.12.2020 было назначено рассмотрение дела об административном правонарушении  в отношении заявителя на 14.12.2020.

14.12.2020 заместителем Министра финансов в отсутствие представителя заявителя был рассмотрен административный материал и было принято постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 1 834 рублей.

Не согласившись с данным решением Учреждение, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В представленном отзыве на заявление административный орган отклонило требования заявителя, указав на законность и обоснованность оспариваемого Постановления.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315, Министерство является органом внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок. Полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля определены статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) контроля, в том числе осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ в пределах своих полномочий.

В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерств финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-н, Министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.

Следовательно, оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами Министерства в рамках своих полномочий.

Согласно оспариваемому постановлению заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Как следует из материалов дела Министерство осуществляло камеральную проверку соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета РС(Я) в рамках реализации Государственной программы РС(Я) «Развитие образования РС(Я) на 2016-2022 годы и плановый период до 2026 года, в городском округе «Город Якутск».

Для осуществления данных проверочных мероприятий  была проведена встречная проверка Учреждения. Поскольку муниципальные образовательные учреждения в данном случае получали субсидии и бюджета муниципального образования, которые были предоставлены последним за счет полученных субвенции (межбюджетных трансфертов) из бюджета Республики Саха (Якутия), Министерство финансов как орган финансового контроля вправе было проверять Учреждение с целью подтверждения сведений, предоставленных непосредственным получателем межбюджетных трансфертов - Администрации муниципального образования «Город Якутск».

Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Под нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ понимается, направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным

- законом (решением) о бюджете,

- сводной бюджетной росписью,

- бюджетной росписью,

- бюджетной сметой,

- договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств,

- или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как усматривается из оспариваемого постановления, Учреждению вменяется нарушение нецелевое использование средств государственного бюджета РС(Я) на сумму 36 684,54 рублей.

Между тем, по мнению Министерства финансов, образовательным учреждением в нарушение пункта 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 152 от 12.05.2016.

Из указанного следует, что учреждению вменяется нецелевое использование средств субвенции предоставленной Бюджетом Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования Городской округ «Город Якутск».

Оценив указанное, суд  исходит из следующего.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).

Как было указано, объективная сторона правонарушения предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ состоит в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из указанного следует, что для установления факта нецелевого использования средств, административный орган обязан установить цели предоставления средств из бюджетной системы Российской Федерации, которые определяются договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Между тем, административный орган в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установил таких документов.

В материалах административного дела отсутствует соглашение о предоставлении субвенций из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2019 год, заключенного между Министерством образованием и муниципальным образованием Городской округ «Город Якутск» на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Ссылку административного органа на Соглашение N 81 от 17.01.2019 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) суд необоснованной, поскольку образовательное учреждение не является стороной соглашения о выделении субвенций из Государственного бюджета РС(Я), а материалы дела не содержат сведений о том, что данное соглашение явилось основанием предоставления ему этой субсидии.

Статьей 140 БК РФ установлено, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (ч. 1).

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях (ч. 3).

Таким образом, субвенция не может быть предоставлена конкретному юридическому лицу, поскольку правоотношения по предоставлению субвенций могут возникнуть исключительно между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае между бюджетом субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Учитывая указанное, суд  считает, что в связи с тем, что административный орган не установил основания предоставления средств образовательному учреждению, у него не было законных оснований для установления их целевого предназначения, а следовательно делать выводы об их нецелевом использовании.

Статьей 78.1 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации (ч. 1).

Учитывая, что заявитель финансируется из муниципального бюджета  на оказание ими государственных (муниципальных) услуг на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2019, то оно финансируется путем предоставления субсидий из бюджета муниципального образования, о чем заключается соответствующее соглашение в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации.

Из содержания Соглашения N 81 от 17.01.2019 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) следует, что субсидия выдана на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением. При этом ГРБС вправе изменять размер субсидии (п.2.2.1) и определять возможные отклонения от установленных показателей (п.2.2.2).

Как следует из материалов дела, расходы Учреждения были произведены на основании Приказа ГРБС, что свидетельствует об отсутствии факта нецелевого использования предоставленных по субсидии средств.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, для наступления административной ответственности следует доказать наличие совершенного административного правонарушения, для чего необходимо установить совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение, то есть состав правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из элементов означает отсутствие состава в целом.

Наличие всех элементов состава административного правонарушения: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны, позволяет говорить о наличии административного правонарушения. Дефект одного из элементов состава правонарушения позволяет приходить к выводу как об отсутствии состава административного правонарушения в целом, так и о недоказанности совершения правонарушения.

По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суд пришел к выводу о том, что Министерство не доказало в действиях Учреждения состава административного правонарушения предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, а также не представил доказательств, что полученные учреждением средства из бюджета муниципального образования на реализацию муниципальных услуг на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2019 были использованы им не в соответствии с целями их предоставления.

Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2).

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а заявление удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) об административном правонарушении № 1/15.14-2020/506 от 14.12.2020, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Саха-корейская средняя общеобразовательная школа" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435124476, ОГРН 1021401065146).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев