ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5030/2022 от 22.09.2022 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

26 сентября 2022 года

          Дело № А58-5030/2022

Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2022.

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола помощником судьи Николаевой К.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюфедерального казенного учреждения "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, с участием представителей: ФКУ – ФИО1 по доверенности от 22.04.2022, диплом (до перерыва); Пенсионного фонда – ФИО2 по доверенности от 23.11.2021 № 102, диплом, установил:  

федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" – далее ФКУ, Учреждение, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) – далее Пенсионный фонд, ОПФ о признании недействительным решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (с учетом уточнения от 21.09.2022, принятого судом протокольным определением от 22.09.2022).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что по результатам сверки, проведенной с Пенсионным фондом, установлено наличие переплаты страховых взносов за период до 1 января 2017 года и за период с 2002 – 2009 годы; Учреждение обратилось в ОПФ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, между тем, Пенсионный фонд вынес решение об отказе в возврате сумм в связи с истечением срока для осуществления возврата; Учреждение считает, что о наличии переплаты заявитель узнал только в 2021 году в результате сверки.               

Пенсионный фонд не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 21.07.2022 № 5566/24666 (поступил в суд 22.07.2022).    

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Между Учреждением и налоговым органом в лице Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) произведена сверка по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.09.2021, составлен акт № 2021-36527, в соответствии с которым установлено наличие переплаты по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей.    

07.12.2021 Учреждение обратилось в Управление ФНС по РС (Я) с заявлением № 15/ТО/33-б/н о возврате указанных выше сумм страховых взносов.

08.12.2021 Управление ФНС по РС (Я) направило ответ на заявление Учреждения № 34-35/28939@ о том, что обращение направлено на рассмотрение в Отделение ПФР по РС (Я)  со ссылкой на письмо ПФ РФ и ФНС России от 04.10.2017 № НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@.

17.03.2022 ОПФ принято решение № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

21.03.2022 ОПФ направило в Учреждение уведомление № ТВ-4270/8386 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с уплатой платежей более трех лет назад и истечением срока для осуществления возврата.    

26.05.2022 Учреждение обратилось в ОПФ с письмом № 15/ТО/33-1-1420 о направлении решения ОПФ от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в адрес заявителя.

31.05.2022 ОПФ направило в адрес Учреждения решение от 17.03.2022 №  016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

Учреждение, не согласившись с вышеуказанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным данного  решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и Пенсионного фонда, приходит к  следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель оспаривает решение ОПФ от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, которое получено им 02.06.2022. Из материалов дела следует, что заявление Учреждения поступило в арбитражный суд 24.06.2022.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из заявления, Учреждение просило признать недействительным решение от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов путем возврата на расчетный счет переплаты по страховым взносам в размере 621 258, 77 рублей, в том числе по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей. 

Суд с учетом указания заявителем требования об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов плательщика страховых взносов путем возврата на расчетный счет переплаты по страховым взносам в размере 621 258, 77 рублей, в том числе по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей в судебном заседании 19.09.2022 (до объявленного перерыва) предложил уточнить требование – заявителем оспаривается ли решение ОПФ в порядке главы 24 АПК РФ, либо в исковом порядке заявитель просит обязать возвратить переплату по страховым взносам в размере 621 258, 77 рублей, в том числе по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей.    

Заявлением от 21.09.2022 без номера Учреждение уточнило заявленные требования – просит признать недействительным в порядке главы 24 АПК РФ решение от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.     

Уточнение заявленных требований судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ протокольным определением от 22.09.2022.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), который с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

При этом, согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Учреждение обратилось в Пенсионный фонд с заявлением о возврате страховых взносов, переплата по которым образовалась до 01.01.2017.

Таким образом, в данном случае применяются нормы Федерального закона № 212-ФЗ.   

В соответствии с частью 1 статьи 18, пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).

Аналогичный срок, подлежащий применению и к страховым взносам с 01.01.2017, установлен пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О разъяснено, что норма пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что пропуск срока на подачу заявления в налоговый орган не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение 3 лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемых налоговых периодов, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела достоверно установлено и не оспаривается ни заявителем, ни Пенсионным фондом, что переплата по страховым взносам образовалась за период до 01.01.2017, при этом страховые взносы были самостоятельно исчислены и уплачены Учреждением в установленный законом срок, иного не доказано ни заявителем, ни Пенсионным фондом, а с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм заявитель первоначально обратился 07.12.2021 в Управление ФНС по РС (Я), которое перенаправило в ОПФ по РС (Я), то есть с пропуском установленного федеральным законом трехлетнего срока (с даты уплаты взноса и с даты, когда учреждение об этом должно было узнать).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение с учетом уведомления от 21.03.2022 № ТВ-4270/8386, мотивированное истечением срока давности, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Довод заявителя о том, что Учреждение узнало о наличии излишней уплаты страховых взносов (до 01.01.2017) только в сентябре 2021 года, когда был составлен акт сверки по состоянию на 01.09.2021, отклоняется судом, т.к. отчетность в Пенсионный фонд предоставлялась непосредственно Учреждением, страховые взносы исчислены и уплачены им самостоятельно, следовательно, оно должно было знать об излишне уплаченных суммах страховых взносов в момент их уплаты (до 2017 года), в то время как незнание порядка расчета сумм, подлежащих уплате, не продлевает течение срока и не свидетельствует о том, что Учреждение узнало об излишней уплате страховых взносов только в момент представления ему сверки расчетов с бюджетом.

Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченных платежей, в том числе, в судебном порядке в установленный срок, заявителем не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Учреждения полностью.

При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, которая подлежит возврату Учреждению в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ по следующим основаниям.  

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, служба осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" реализует указанные публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру службы, является заявителем по арбитражному делу, а следовательно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  

                                                         Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов отказать. 

Возвратить федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 17.06.2022 № 289926, выдать справку. 

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                            А.Н. Устинова