Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-512/10
город Якутск 14.04.2010 г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Семеновой У. Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Семеновой У.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства»
к администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия)
о признании права собственности на самовольную постройку,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен (уведомления №№ 01294, 01296);
от ответчика: не явился, извещен (уведомления №№ 01293, 01295).
Муниципальное учреждение «Управление Жилищно-коммунального ходатайства» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о признании права собственности на полигон твердых бытовых отходов, расположенный на земельном участке общей площадью 117 016 кв.м. с кадастровым номером 14:37:000000:0028 по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Мирный, Северная промзона, Чернышевское шоссе.
Стороны не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
От ответчика поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
На основании Постановления Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района № 163 от 29.06.2006 г. «Об оформлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов МУ «УЖКХ» (МО «Город Мирный»)» истцу предоставлено из земель поселений в постоянное (бессрочное) пользование два обособленных участка, под условным кадастровым номером 14:37:000105:0080 и условным кадастровым номером 14:37:000113:0010 под эксплуатацию полигона бытовых отходов, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, Северная промзона, Чернышевское шоссе, общей площадью 117016 кв.м.: путем предоставления 18 302 кв.м. из участка 14:37:000105:0080, ранее учтенного по договору аренды № 114 от 24.08.1994 г.; путем предоставления 85 237 кв.м. из фонда свободных земель поселения; путем предоставления 13 477 кв.м. из участка 14:37:0000113:0001, ранее учтенного по договору аренды № 181/04 от 20.11.2004 г.; путем передачи 3 028 кв.м. в фонд свободных земель поселения, ранее учтенных по договору аренды № 144 от 24.08.1994 г.
ООО «Земкадастрпроект» изготовило проект границ данного земельного участка, утвержденный 29.12.2005 г.
Свидетельством о государственной регистрации права серии 14-АА № 315082 от 16.10.2006 г. подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования истца земельным участком, категории земель: земли поселений, назначение: земельные участки полигонов бытовых отходов, общей площадью 117 016 кв.м. по адресу РС(Я), г. Мирный Северная промзона, Чернышевское шоссе, под кадастровым номером: 14:37:000000:0028.
24.05.2009г. между Администрацией муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) в лице и.о. директора Муниципального Учреждения «Управление Жилищно- Коммунального Хозяйства» ФИО1 (заказник) действовавшего на основании доверенности №3 от 09.02.2006г. и обществом с ограниченной ответственностью «Алмазгидроспецстрой» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение муниципального заказа по рекультивации полигона твердых бытовых отходов для муниципальных нужд № 19.
В соответствии с условиями контракта подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по рекультивации полигона твердых бытовых отходов для дальнейшего его использования, а заказчик обязался принять результаты и оплатить его, за счет средств городского бюджета. Финансирование работ осуществляется за счет городского бюджета при выполнении подрядчиком условий и сроков выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом (пункты 1.1,3.2 муниципального контракта от 24.05.2006г. №19).
Пунктами 1.2, 1.3 муниципального контракта от 24.05.2006г. №19 установлено, что работы по рекультивации предусматривают высокую схему отсыпки и обвалку городского полигоны вскрышными породами карьера добычи отсыпки и обвалку городского полигона вскрышными породами карьера добычи алмазов. Общий объем отсыпки составляет 30 400м.куб. Работы выполняются иждивением подрядчика, материалы используемые для рекультивации в калькуляции стоимости работ не фигурируют и происходят по нулевой стоимости.
Условия контракта были выполнены, что подтверждается актами, счетами-фактурами от 30.06.2006г. №83, от 14.07.2006г. №94, и платежными получениями от 07.07.2006г. №151, от 17.07.2006г. №172 (л.д. 70-79).
Денежные средства были перечислены платежными получениями от 07.07.2006г. №151, от 17.07.2006г. №172, в которых плательщиком указан ФКУ по Республике Саха (Якутия) (ФКУ по Мирнинскому улусу, МУ УЖКХ), а получателем указано ООО «Алмазгигидроспецстрой».
Согласно техническому паспорту выданному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Саха (Якутия) 12.02.2007г. на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Мирный, Серенная промзона, Чернышевское шоссе, площадью 117 016 кв.м. инвентарный номер 98 231 4:000024596, кадастровый номер 14:37:000100:0017, его правообладателем является МО «Город Мирный». Описание объекта инженерной, транспортной инфраструктуры и внешнего благоустройства учетных участков и комплекса- земляное полотно отведенное для твердых бытовых отходов. Состав объекта и общие сведения объекта: полигон твердых бытовых отходов 2006 года постройки, площадью 117 016 кв.м., протяженность или габариты- 350м., 120м., 230м., основной материал- вскрышная порода; автодорога 2006 года постройки, площадью 3 043 кв.м., ширина- 8,50м., длина-358м., основной материал –диабаз, щебень; забор 2006 года постройки, площадью 520 кв.м., длина 260м., высота 2м., основной материал- дощатый; инвентаризационная стоимость объекта: восстановительная стоимость -61 400 108,22 руб., действительная стоимость -61 400 108,22 руб.
В подтверждение отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц сохранением постройки и отсутствием угрозы жизни и здоровью граждан истец представил:
- заключение по полигону твердых бытовых отходов Администрации МО «Город Мирный» Мирнинского района № М5-243 от 14.12.2009 г.;
- экспертное заключение по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУ «ГЖКХ» г. Мирный» Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» в лице филиала в Мирнинском районе № 35 от 06.09.2007 г.;
- приказ Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы, материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов МУ «Городское жилищно-коммунальное хозяйство» г. Мирный, представленных МУ «Городское жилищно-коммунальное хозяйство г.Мирный» № 636 от 24.10.2007г.;
- заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов МУ «Городское жилищно-коммунальное хозяйство» г. Мирный № 76 от 23.10.2007г., выданное Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- протокол общественных экологических слушаний от 15.03.2007 г.;
- лицензию № ЭВ-73-000038 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору серии АА № 010765 об эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
- лицензию № ОТ-73-000250 (14) от 07.12.2007 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору серии АВ № 035606 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
- приложение № 1 к лицензии № ОТ-73-000250 (14) от 07.12.2007 г. серии АВ № 024590;
- приложение № 2 к лицензии № ОТ-73-000250 (14) от 07.12.2007 г. серии АВ № 024591;
- разрешение № ПДВ-073/411 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух серии АА № 244094, выданный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Истцом представлено письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ленского управления Ростехнадзора № 13-26/5764 от 16.12.2009 г. о том, что данный объект внесен в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением регистрационного номера 14/52/00000/00167 под наименованием городская санкционированная свалка ТБО.
В ходе рассмотрения дела судом сделаны соответствующие запросы в Территориальное управление Федерального кадастра по учету государственной собственности по РС(Я), Министерство имущественных отношений РС(Я) и Мирнинский филиал ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» о нахождении полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке общей площадью 117 016 кв.м. с кадастровым номером 14:37:000000:0028 по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Мирный, Северная промзона, Чернышевское шоссе в реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности соответственно.
На запрос суда Министерство имущественных отношений РС(Я) сообщает в письме от 26.01.2010 г. № И-09-506 о том, что полигон твердых бытовых отходов по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Мирный, Северная промзона, Чернышевское шоссе, в реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия) не числится.
ГУП РС(Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» в лице Мирнинского филиала сообщением № 231-59/1-474 от 01.02.2010 г. указал, о том что в реестре Мирнинского филиала ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» отсутствуют сведения на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: г. Мирный, Северная промзона, Чернышевское шоссе.
От Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления в Республике Саха (Якутия) поступило заявление № 03-910 от 27.02.2010 г. об отсутствии в реестре федерального имущества сведений об объекте недвижимости – полигон твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: РС(Я), <...>; при этом, указывает, что отсутствие данных об объекте в реестре федерального имущества не означает, что указанные объекты не находятся в собственности Российской Федерации.
Истец, основывая свои исковые требования на статье 222 Гражданского кодекса РФ, обратился в суд с требованием о признании права собственности на самовольную постройку.
Изучив представленные материалы искового заявления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Кодекса).
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно п. 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Для возможности удовлетворения иска необходимы доказательства, подтверждающие наличие у истца права собственности.
Муниципальное Учреждение «Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства» (далее –Учреждение) создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании распоряжение Главы Муниципального образования «Город Мирный» Республики Саха (Якутия) №8 от 09.02.2006г.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава Учреждение является некоммерческой организацией и в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами РФ и иными нормативными актами.
Согласно пункту 2.3 Устава Учреждение финансируется за счет бюджетных средств Муниципального образования, имеет годовую смету доходов и расходов, утверждаемую Учреждением.
Пунктами 4.1-4.3 Устава установлено, что имущество Учреждения находится в собственности Муниципального образования «Город Мирный» Республики Саха (Якутия) и принадлежит Учреждению на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Учреждения. Учреждение использует имущество и денежные средства для достижения целей, определенных его Уставом. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования в пределах, установленных законом и в соответствии с целями своей деятельности.
В соответствии с пунктами 4.6-4.8 Устава имущество формируется за счет: имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления собственником этого имущества; оборотные средства, материальных ценностей и финансовых ресурсов, переданных Учреждению Учредителем; доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности Учреждения; капитальных вложений и дотаций из бюджета; целевого бюджетного финансирования; амортизационных отчислений; дивидендов (доходы), поступающих от хозяйственных обществ и товариществ, участников которых является Учреждение; добровольных взносов (пожертвований) организаций и граждан; иных, не противоречащих законодательству источников. Право на имущество, закрепляемое за Учреждением на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такового имущества Учреждению, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества Учреждению. Учреждение не вправе без разрешения Учредителя отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенных за счет средств, выделенных ему по смете.
Из положений пунктов 4.1-4.3, 4.6-4.8 Устава истца, ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственником имущества истца является муниципальное образование «Город Мирный» Республики Саха (Якутия).
Определениями от 24.02.2010г., от 30.03.2010г. предлагал истцу нормативно обосновать право требования признания права собственности с учетом того, что работы по рекультивации проводились по договору, заключенному с администрацией муниципального образования и за счет бюджета, а имущество по уставу является муниципальным имуществом.
Истец не представил нормативного обоснования права требования признания права собственности с учетом того, что работы по рекультивации проводились по договору, заключенному с администрацией муниципального образования и за счет бюджета, а имущество по уставу является муниципальным имуществом.
Между тем, в соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно статье 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Истцом не представлено доказательств получения права собственности на оспариваемое имущество путем приватизации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Из муниципального контракта на выполнение муниципального заказа по рекультивации полигона твердых бытовых отходов для муниципальных нужд от 24.06.2006г. №19 и доказательств по фактическому исполнению условий данного контракта следует, что заказчиком рекультивации твердых бытовых отходов было муниципальное образование «Город Мирный» Мирнинского района РС(Я), финансирование на его строительство было осуществлено из средств муниципального образования, из контракта не следует, что возводится объект недвижимости.
Определениями от 24.02.2010г., от 30.03.2010г. суд предлагал истцу обосновать, что в результате рекультивации был создан объект недвижимости, представить документы, подтверждающие ввод объекта недвижимости.
Истцом доказательства, что в результате рекультивации был создан объект недвижимости, документы подтверждающие ввод объекта недвижимости в установленном законом порядке в материалы дела не представлены.
Оценив имеющиеся в деле материалы, в частности технический паспорт полигона твердых бытовых отходов, в котором указано, что основным материалом: полигона твердых бытовых отходов 2006 года постройки является вскрышная порода; автодороги–диабаз, щебень; забора – доски, суд приходит к выводу, что спорный объект не отвечает критериям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
В материалах дела отсутствуют документы о выделении земельного участка под строительство данного объекта, о сооружении объекта как самостоятельного объекта недвижимости, о введении объекта в эксплуатацию как объекта недвижимости.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные по делу доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что согласно техническому паспорту от 12.02.2007г. правообладателем полигона бытовых отходов является МО «Город Якутск», материалы из которых состоит оспариваемый объект, постановление администрации МО «Город Мирный» Мирнинского района от 29.06.2006г. №163 из которого следует, что истцу представлены земельные участки под эксплуатацию полигона бытовых отходов, у суда отсутствуют правовые основания для признания права собственности истца на спорные объекты как на объекты недвижимости из-за отсутствия документов о выделении земельного участка под строительство данных объектов, о сооружении объектов как объектов недвижимости и о введении их в эксплуатацию в порядке, установленном для объектов недвижимости, а также не представлением доказательств приватизации указанных объектов в установленном порядке как объектов недвижимого имущества.
В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований государственная пошлина уплаченная истцом не возвращается, не взыскивается с ответчика.
Истцом при предъявлении иска платежным поручением от 25.12.2009г. №21008 уплачена государственная пошлина в размере 20 000 руб.
Определением суда от 14.01.2010г. истцу возращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 18 000руб., выдана справка на возврат от 14.01.2010г.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный арбитражный суд.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Судья Семенова У. Н.