ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5139/16 от 23.11.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело № А58-5139/2016

30 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 09.09.2016 № 02/35/1451,

с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.01.2016 №13; от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 13.10.2016 №09-50/1685, ФИО3 по доверенности от 15.11.2016 №09-50/2038,

с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 15ч.46м. 16.11.2016 до 10ч.40м. 23.11.2016, после окончания перерыва дело рассмотрено в том же составе суда, с теми же представителями лиц, участвующих в деле,

у с т а н о в и л:

Окружная администрация города Якутска (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее – заинтересованное лицо, Счетная палата РС(Я)) о признании недействительным предписания от 09.09.2016 № 02/35/1451, по основаниям, указанным в заявлении и поддержанным в суде.

В частности, в возражение вывода Счетной палаты РС (Я) об отсутствии в составе комплекта документов, представленных в Минтранс РС(Я), документов, подтверждающих исполнение Администрацией п.п. «б» п.2.3.3 Порядка №459 (обязательство МО по установлению муниципальными программами, правовыми актами значений показателей результативности предоставления субсидий), Администрация указывает, что согласно пункту 1.3 Порядка субсидии предоставляются Минтрансом РС(Я) местным бюджетам МО на основание соглашений в пределах средств, предусмотренных в дорожном фонде. В соответствии с пунктом 6.4 Соглашения от 24.03.2015 №РНП-662 показателями эффективности (результативности) использования субсидий являются протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог (км, м2), приведенных в нормативное состояние (км) или искусственных сооружений (п.м.). В силу пункта 3.3. Порядка документы по предоставлению субсидии предоставляются в Минтранс, в день поступления пакета документов для участия в отборе заявка регистрируется в АИС «Дело» и в журнале заявок с указанием даты и времени поступления, в течение 5 рабочих дней проводится проверка на предмет полноты пакет документов, МО уведомляется о недостающих документах. Полагает, что нарушений Администрацией п.п. «б» п.2.3.3 Порядка не допущено;

В части вывода Счетной палаты РС(Я) о том, что муниципальная программа «Комплексное развитие территорий ГО «город Якутск» на 2013-2017года», утвержденная постановлением ОА г.Якутска от 28.09.2012 №176п не содержит плановые значения целевых индикаторов, установленные на 2015, 2016 года, Администрация со ссылкой на положения части 5 статьи 200 АПК РФ считает, что Счетная палата РС(Я) нормативно не обосновала в связи с чем в данной программе должны быть установлены значения целевых индикаторов.

В части вывода Счетной палаты РС(Я) о том, что Администрацией в 2015году не достигнуты значения показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 №РНП-662, о представлении в Минтранс РС(Я) отчета, содержащего недостоверные выводы, приведшему к необоснованному получению субсидий в 2016, Администрация указывает, что в соответствии с пунктом 2.1.6 приложение № 3 Порядка №459, отчеты за 2016 год в Минтранс направлялись ежемесячно, на основание которых формировались достигнутые значения показателей результативности освоения субсидий. При этом у Минтранс РС(Я) замечаний по данным отчетам не имелось.

Счетная палата РС(Я) с заявленными требованиями не согласна полностью, представила отзыв от 17.10.2016 №09-50/1703 с изложением доводов возражения. В частности полагает, что до подписания сторонами муниципального контракта Акта приемки законченного строительством (ремонтом) объекта, ремонт участка автомобильной дороги считается незавершенным, а показатели результативности использования субсидии, установленные Соглашением от 24.03.2015 №РНП-662 не достигнутыми. При этом Акт приемки выполненных работ и затрат формы № КС-2, Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-№ данных о протяженности отремонтированного участка автомобильной дороги не содержат, и не являются документами, подтверждающими окончание ремонта, т.е. выполнения всего комплекса ремонтных работ, предусмотренных муниципальным контрактом, на конкретном участке автомобильной дороги. Также считает, что муниципальная программа «Комплексное развитие территории ГО «город Якутск» на 2013-2017годы», в нарушение подпункта «б» пункта 2.2.3, подпункта «б» пункта 3.11 Порядка № 459, пункта 2.1.10 Соглашения от 27.03.2015 №РНП-662, не содержит плановые значения целевых индикаторов, установленные на 2015, 2016 годы.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, полностью поддержали свои доводы.

Суд установил следующие обстоятельства.

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 174-З №355-111 «Об установлении границ и о наделении муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» муниципальное образование город Якутск наделено статусом городского округа.

Устав городского округа «город Якутск» утвержден решением Окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 №РОС-51-1 (в ред. 26.04.2016). Окружная администрация является исполнительно-распорядительным органом. Главой городского округа «город Якутск» в проверяемом периоде является ФИО4

В соответствии с п.2.5 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2016год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 28.12.2015 № 28-7, Счетной палатой РС (Я) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования средств Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)», в том числе, проверка средств, выделенных Городскому округу «город Якутск» по подпрограмме «Дорожное хозяйство» государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» (проверяемый период 2015-текущий период 2016).

Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден решением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 27.09.2014 №25-1.

В связи с выявлением в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, Счетной палатой РС(Я) в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З №837-IV «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)», в отношении Администрации вынесено предписание от 09.09.2016 №02-35/1451 о незамедлительном устранении выявленных фактов нарушения, допущенных при исполнении Соглашения от 24.03.2015 № РНП-662.

Не согласившись с вынесенным предписанием от 09.09.2016 №02-35/1451 Администрация, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным заявлением с соблюдением установленных процессуальных сроков.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В рассматриваемой ситуации, по результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)», в том числе, проверка средств, выделенных Городскому округу «город Якутск» по подпрограмме «Дорожное хозяйство» государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», на основании Плана работы на 2016, утвержденной постановлением Коллегии Счетной палаты РС (Я) от 28.12.2015 № 28-7, Счетной палатой РС (Я) составлен соответствующий Акт № 02-34/99 от 09.09.2016.

На основании акта № 02-34/99 от 09.09.2016 составлен Отчет, одобренный постановлением Коллегии Счетной палаты РС (Я) от 27.09.2016 № 25-1. По результатам проверки выдано Предписание от 09.09.2016 №02-35/1451.

Счетная палата Республики Саха (Якутия) зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) 23.12.2011, является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), образуется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Осуществляет свою деятельность на основе Конституций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Закона Республики Саха (Якутия) «О счетной палате Республики Саха (Якутия)» от 10.11.2011 № 976-3 № 837-IV.

Согласно статье 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-3 № 837-IV «О счетной палате Республики Саха (Якутия)» (далее – Закон о Счетной палате РС(Я)), в полномочия Счетной палаты РС(Я), в том числе входит, контроль за исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (ч.1) и контроль за ходом и результатами реализации программ и планов развития Республики Саха (Якутия) (ч.11).

Счетная палата РС (Я) осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно (ч.1 ст.11).

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по пресечению и предупреждению, в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о Счетной палате РС (Я), Счетная палата РС (Я) вправе направлять в органы местного самоуправления предписание.

Таким образом, Счетная палата РС (Я), провела контрольное мероприятие, включая порядок оформления ее результатов и форму реагирования на выявленные нарушения, в пределах своих полномочий, процедура полностью соответствует закону.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о Счетной палате РС (Я), проверяемые органы и организации вправе обжаловать действия (бездействия), предписания и представления Счетной палаты РС (Я) в установленном законодательством порядке.

Администрация оспаривает Предписание от 09.09.2016 №02-35/1451 в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы конкретного лица.

Как указано выше Предписания выносятся контрольно-счетными органами для их рассмотрения и принятия мер.

Названное определение характеризует Предписание как акт, содержащий властное предписание, то есть создающий, порождающий и изменяющий правоотношения, кроме того, поскольку он характеризуется принудительным воздействием на действие проверяемого лица, то данный акт содержит меры государственного принуждения.

Следовательно, оспариваемое Предписание от 09.09.2016 №02-35/1451 отвечает всем критериям ненормативного правового акта и может быть обжаловано в арбитражном суде.

Из представленных материалов дела следует, что Счетной палатой РС(Я) в Акте № 02-34/99 от 09.09.2016 и в Отчете, одобренном постановлением Коллегии Счетной палаты РС (Я) от 27.09.2016 № 25-1, указаны все выявленные нарушения в ходе проведенного контрольного мероприятия в отношении Администрации, в том числе и нарушения, отраженные в оспариваемом предписание от 09.09.2016 №02-35/1451, а именно:

- в соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2.3. Порядка № 459 одним из условий предоставления субсидий муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов, связанных с капитальным ремонтом и ремонтом автомобильных дорог общего пользования местного значения, является обязательство муниципальных образований по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидий, определенных Соглашением. При этом в составе комплекта документов, предоставляемых ГО «город Якутск» в Минтранс РС(Я), отсутствует документы, подтверждающие исполнение данного обязательство муниципальным образованием. Муниципальная программа «Комплексное развитие территорий ГО «город Якутск» на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением ОА города Якутска от 28.09.2012 №176п не содержит плановые значения целевых индикаторов, установленные на 2015, 2016 годы;

- в соответствии с пунктом 5.3 Соглашения от 24.03.2015 № РНП-662 с учётом изменений и дополнений показателями результативности предоставления субсидий являются протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог и улично-дорожной сети (км., м2) или искусственных сооружений (п.м.). Плановые значения целевых показателей результативности использования субсидии установлены в Приложении 1 к данному Соглашению;

- согласно пункту 5.4. Соглашения от 24.03.2015 № РНП-662, в случае если в отчётном финансовом году муниципальным образованием не достигнуто значение показателя результативности предоставления субсидий, субсидии в очередном финансовом году муниципальному образованию не предоставляются до устранения муниципальным образованием отставания от установленного значения показателя результативности предоставления субсидий;

- достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидий указываются муниципальными образованиями - получателями субсидий в Отчёте об исполнении финансирования и выполнения работ, предоставляемом ежемесячно в Минтранс РС(Я) в срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам 2015 года не позднее 10 декабря 2015 года;

- в соответствии с данными, содержащимися в Отчёте, представленном ГО «город Якутск» в Минтранс РС(Я) по итогам 2015 года, муниципальным образованием достигнуты установленные Соглашением от 24.03.2015 № РНП-662 плановые значения показателей результативности. Но проверкой установлено, что фактически в 2015 году окончены строительством только 2 объекта, указанные в Соглашении, а именно, «Ремонт ул. Экспериментальная на участке от Маганского тракта 2 км до конечной остановки авт. Маршрута № 41 ул. Заводская» и «Ремонт улицы Котенко». По остальным объектам Акты приёмки законченного строительством объекта, оформление которых предусмотрено пунктами 8.9. Муниципальных контрактов, заключенных с ПАО «Дорисс», Акты приёмки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги, не подписаны;

- ГО «город Якутск» в 2015 году не достигнуты значения показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 № РНП-662, в Минтранс РС(Я) представлен Отчёт, содержащий недостоверные сведения, что привело к необоснованному получению субсидий в 2016 году;

- по состоянию на 01.09.2016 Администрация получила субсидий на сумму 448 626 983,43рублей, в том числе, средства Дорожного фонда РС(Я) – 353 287 428,34рублей, средства госбюджета РС(Я) – 95 339 555,09рублей;

- Счетной палатой составлена нижеприведенная таблица «Процент достижения показателей результативности по данным контрольного мероприятия».

№ п/п

Наименование объекта

Плановые значения целевых показателей результативности использования субсидий на 2015 год

Фактические значения целевых показателей результативности использования субсидий на 2015 год

Процент выполне­ния

протяженно

сть отремонти рованных участков автомобильных дорог, м.

размер отремонти-рованных участков дорог, м2

протяженность

отремонтиро- ванных  участков автомобильных дорог, м.

размер отремонтиро-

ванных  участков дорог,  м2

Всего

9 404,70

88 998,80

16,8

1

Ремонт ул. Горького на участке от ул. Октябрьская до ул. Курашова

1090,0

7630,0

0

0

0

2

Капитальный ремонт ул. Ярославского на участке от ул. Кулакоского до ул. Хабарова

1720,0

24080,0

0

0

0

3

Ремонт ул. Курашова на участке от пр. Ленина до ул. Ярославского

196,7

2753,8

0

0

0

4

Ремонт покровского тракта на участке от ул. Чернышевского до поста ГАИ (2-ая очередь) от ул. Чернышевского до ул. Автодорожная

3480,0

36540

0

0

0

5

Ремонт ул. Короленко на участке от ул. ФИО6 до ул. Лермонтова

633,0

4431,0

0

0

0

6

Ремонт ул. Экспериментальная на уч. От Маганского тракта до остановки по ул. Заводская в мкр. Марха

1360,0

9520,0

1 360,0

9520,0

100

7

Ремонт ул. Котенко

220,0

1540,0

220,0

1540,0

100

8

Перекрёстки на пересечении ул. Дзержинского с ул. Кальвица, ФИО5. Ойунского (ФИО6)

705,0

2504,0

0

0

0

- Администрацией нарушены положения Порядка № 459, Соглашения от 24.03.2015 №РНП-662, что свидетельствует о рисках неправомерных бюджетных расходов из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

- в виду выявленных нарушений, Счетная палата РС(Я) считает необходимым приостановить расходования средств местного бюджета полученных из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Соглашения от 26.02.2016 №РНП-16, РНП-17 (в предписание допущена техническая опечатка –«Соглашение от 24.03.2015 №РНП-662»).

- с учетом изложенного и на основании статьи 18 Закона РС(Я) от 10.11.2011 года 976-З №873-IV «О Счетной палате РС(Я)» в целях предотвращения нарушений законодательства при использовании бюджетных средств предписывает незамедлительно устранить указанные факты нарушений, допущенных при исполнении Соглашения от 24.03.2015 №РНП-662, привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в вышеуказанных нарушениях;

- о выполнении предписания и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату РС(Я) в срок до 16.09.2016.

Рассмотрев и оценив представленные материалы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 № 459 «О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)» в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при исполнении органами местного самоуправления полномочий по строительству и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, Правительством Республики Саха (Якутия) постановлением от 15.12.2014 № 459 утвержден Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из дорожного фонда Республики Саха (Якутия), разработанный в соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяющий цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам (далее – Порядок № 457).

Согласно пункту 1.3 Порядка № 459, субсидии предоставляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее – Минтранс РС(Я)) местным бюджетам муниципальных образований на основании Соглашений в пределах средств, предусмотренных в Дорожном фонде на предоставление межбюджетных трансфертов в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), а также межбюджетных трансфертов, предоставленных государственному бюджету Республики Саха (Якутия) на основании Соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Субсидии предоставляются муниципальному образованию в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения (п.1.4).

Одним из целевых направлений субсидий на условиях софинансирования является капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (п.1.5.2).

Администрация, являясь муниципальным образованием, наделенным статусом «городской округ», в данном деле, является получателем субсидии по целевому направлению – «капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» и соответствует критерию отбора муниципальных образований, установленному пунктом 2.2.2. Порядка № 459 (постановление Правительства РС(Я) «О безвозмездной передаче автомобильных дорог общего пользования Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия)» от 18.08.2005 № 481; статистические данные по состоянию на 01.01.2015 и 01.01.2016 о протяженности автомобильных дорог общего пользования - 482,0км, в т.ч. с твёрдым покрытием – 268,8км., доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям – 75%).

В свою очередь, условия предоставления субсидии предусмотрены в пункте 2.2.3 Порядка № 459:

а) наличие в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства муниципального образования;

б) обязательство муниципальных образований по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидий, определенных Соглашением;

в) предоставление муниципальным образованием Минтрансу РС(Я) дефектных ведомостей и расчета сметной стоимости на объекты ремонта;

г) наличие положительного заключения государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости на объекты капитального ремонта;

д) наличие проектной документации на объекты капитального ремонта.

Пунктом 2.2.6 Порядка № 459 установлено, что представление комплекта документов осуществляется местной администрацией соответствующего муниципального образования. При этом в составе комплекта представляются следующие документы:

а) заявка на предоставление субсидии с обоснованием приоритетности капитального ремонта или ремонта объектов заявки и указанием перечня прилагаемых к заявке документов;

б) план финансирования капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов (улично-дорожной сети) муниципального образования поселения (городского округа) согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

в) копии документов, подтверждающих соответствие критериям предоставления субсидий согласно пунктам 1.8 и 2.2.2 настоящего Порядка.

Порядок предоставления и расходования субсидий предусмотрен в разделе III Порядка № 459.

Так, пунктом 3.7 Порядка № 459 установлено, что в течение 20 рабочих дней с момента принятия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) о распределении местным бюджетам средств из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год, муниципальные образования представляют в Минтранс приложения № 1, 2 к Соглашению о предоставлении субсидии с пообъектным распределением суммы субсидии.

В течение 10 рабочих дней с момента представления муниципальным образованием документов, указанных в пункте 3.7 настоящего Порядка, Минтранс оформляет проект Соглашения о предоставлении субсидий согласно приложению № 3 к настоящему Порядку и направляет его муниципальному образованию (п.3.8).

Соглашение о предоставлении субсидий подписывается сторонами в течение 10 рабочих дней с момента направления Минтрансом проекта Соглашения муниципальному образованию (п.3.9).

Согласно пункту 3.10 Порядка № 459 на каждую субсидию подписывается отдельное Соглашение о предоставлении субсидии, в котором содержатся следующие сведения:

а) целевое назначение субсидии,

б) размер предоставляемой субсидии,

в) условия предоставления и расходования субсидии;

г) уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий;

д) значения показателей результативности предоставления субсидий (протяженность приведенных в нормативное состояние автомобильных дорог, км, протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений, п. м);

е) перечень объектов, на финансирование которых предоставляется субсидия.

Кроме сведений, указанных в пункте 3.10 настоящего Порядка, Соглашение должно содержать следующие общие сведения:

а) график перечисления субсидий местному бюджету муниципального образования;

б) обязательство местной администрации муниципального образования по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидий;

в) сроки и формы представления отчетности (ежеквартальной, ежегодной) об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и достижении значений показателей эффективности, устанавливаемых Соглашением;

г) осуществление контроля за соблюдением муниципальным образованием условий, установленных при предоставлении субсидий;

д) последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений показателей результативности предоставления субсидий (п.3.11).

Пункт 3.18 Порядка № 459 предусматривает, что оценка эффективности использования субсидий осуществляется Минтрансом исходя из степени достижения муниципальными образованиями установленных соглашениями следующих показателей результативности предоставляемых субсидий, в т.ч.:

б) для субсидий, предоставляемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов - протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог (км, кв. м) или искусственных сооружений (п. м).

В случае, если в отчетном финансовом году муниципальным образованием не освоена субсидия (или ее часть), либо после ее освоения не достигнуто значение показателя результативности предоставления субсидий, установленное Соглашением, субсидии в очередном финансовом году такому муниципальному образованию уменьшаются на сумму предоставленной субсидии до устранения муниципальным образованием отставания от установленного значения показателя результативности предоставления субсидий (п.3.19).

Администрация муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) несет ответственность за нарушение условий, установленных настоящим Порядком, и недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в Минтранс в целях получения и контроля использования субсидий (п.3.20).

Во исполнение постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 г. № 457 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)", от 15 декабря 2014 г. № 459 "О Порядке предоставления субсидий местным бюджетам из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)" и на основании протоколов заседаний комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий муниципальным образованиям на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, местного значения и капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог населенных пунктов из средств Дорожного фонда в 2015 году от 16 января 2015 года № Пр-03/1-2, от 16 января 2015 года № Пр-03/1-3 постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2015 г. № 78 утверждено распределение субсидий из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) в 2015 году.

Также постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 г. № 40 на основании протоколов заседания комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий муниципальным образованиям на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, местного значения и капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог населенных пунктов из средств Дорожного фонда в 2016 году от 29 января 2016 г.№ № Пр-03/1-60, от 29 января 2016 г. № Пр-03/1-61, утверждено распределение субсидий из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) в 2016 году.

В целях реализации постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.03.2015 № 78, от 26.02.2016 № 40, между Минтрансом РС(Я) и Администрацией заключены Соглашения о предоставлении субсидий от 24.03.2015 № РНП-662 и Соглашение о предоставлении субсидий от 26.02.2016 №РНП-16.

В рассматриваемом случае, предметом спора по данному делу является оспаривание Администрацией выводов Счетной палаты РС(Я) о нарушении ею положений Порядка №459 и Соглашения от 24.03.2015, выразившиеся в отсутствии в муниципальной программе «Комплексное развитие территорий ГО «город Якутск» на 2013-2017годы» плановых значений целевых индикаторов, установленных на 2015, 2016годы и представлении в Минтранс РС(Я) отчета по итогам 2015 года, содержащего недостоверные сведения о достижении значений показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 № РНП-662, что привело к необоснованному получению субсидий в 2016году.

Счетная палата РС(Я), придя к вышеуказанному выводу в ходе контрольного мероприятия, выдала Администрации предписание от 09.09.2016 № 02-35/1451 об устранении указанных фактов нарушений и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц в срок до 16.09.2016.

Постановлением Окружной Администрации города Якутска от 28.09.2012 № 176п утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие территорий ГО «город Якутск» на 2013-2017годы».

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение условия предоставления субсидии, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2.2.3 Порядка № 459, в муниципальной программе «Комплексное развитие территорий ГО «город Якутск» на 2013-2017годы» не содержатся плановые значения целевых индикаторов (значения показателей результативности предоставления субсидий), установленные на 2015 и 2016 годы. В составе комплекта документов отсутствует документы, подтверждающие исполнение Администрацией обязательства по установлению муниципальными программами и иными правовыми актами значений показателей результативности предоставления субсидий, определенных Соглашением.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 указанной статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями приведенного Кодекса.

Исходя из представленных материалов дела и установленных по делу обстоятельств, судом признает правильным и обоснованным вывод Счетной палаты РС(Я), поскольку обязательство Администрации по установлению муниципальными программами и иными правовыми актами значений показателей результативности предоставления субсидий является одним из условий предоставления субсидии, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 № 459.

Следовательно, Администрацией нарушены условия предоставления субсидии, установленное подпунктом «б» пункта 2.2.3 Порядка № 459.

С учетом изложенного, доводы Администрации об отсутствии нарушений со ссылкой на пункт 1.3 Порядка № 459 (субсидии предоставляются на основании соглашений), п.6.4 Соглашения от 24.03.2015 №РНП-662 (предусмотрены показатели эффективности), п.3.3 Порядка №459 (принятие Минтрансом РС(Я) комплекта документов), на ч.5 ст. 200 АПК РФ (недоказанность) судом отклоняются.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания.

В данном случае, Соглашением от 24.03.2015 №РНП-662 (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения с плановым значением целевых показателей результативности использования субсидий на 2015 год.

Пунктом 5.3 Соглашения от 24.03.2015 №РНП-662 установлены показатели результативности предоставления субсидий: протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог и улично-дорожной сети (км, м2) или искусственных сооружений (п.м). Плановые значения целевых показателей результативности использования субсидии установлены в Приложении №1.

По итогам контрольного мероприятия (проверки) Счетной палатой РС(Я) установлено, что предусмотренные плановые значения целевых показателей результативности использования субсидии на 2015 году всего 9 404,70м (протяженность отремонтированных участков автомобильных дорог), 88 998,80 м2 (размер отремонтированных участков дорог) по объектам не достигнуты, а именно:

1) Ремонт ул. Горького на участке от ул. Октябрьская до ул. Курашова: - 1090,0м, 7630,0м2, из них фактически достигнуто: – 0;

2) Капитальный ремонт ул. Ярославского на участке от ул. Кулаковского до ул. Хабарова: - 1720,0м.,24080,0м2, из них фактически достигнуто: - 0;

3) Ремонт ул. Курашова на участке от пр. Ленина до ул. Ярославского: -196,7м., 2753,8 м2, из них фактически достигнуто: - 0;

4) Ремонт покровского тракта на участке от ул. Чернышевского до поста ГАИ (2-ая очередь) от ул. Чернышевского до ул. Автодорожная: - 3480,0м, 36540м2, из них фактически достигнуто: - 0;

5) Ремонт ул. Короленко на участке от ул. ФИО6 до ул. Лермонтова:- 633,0м, 4431,0м2, из них фактически достигнуто: - 0;

6) Ремонт ул. Экспериментальная на уч. от Маганского тракта до остановки по ул. Заводская в мкр. Марха: - 1360,0м, 9520,0м2, из них фактически достигнуто: -1 360,м, 9520,0м2 (100%);

7) Ремонт ул. Котенко:- 220,0м, 1540,0м2, из них фактически достигнуто: - 220,0м, 1540,0м2 (100%);

8) Перекрёстки на пересечении ул. Дзержинского с ул. Кальвица, ФИО5. Ойунского (ФИО6): -705,0м, 2504,0м2, из них фактически достигнуто: - 0.

Таким образом, установлено, что фактически в 2015 году завершен ремонт только по 2 объектам из указанных в Соглашении от 24.03.2015 №РНП-662:

1) объект «Ремонт ул. Экспериментальная на уч. от Маганского тракта до остановки по ул. Заводская в мкр. Марха»;

2) объект «Ремонт ул. Котенко».

По остальным объектам Акты приемки законченного строительством (ремонтом) объекта, в соответствии с пунктом 8.9 муниципальных контрактов на выполнение работ, не оформлены и не подписаны.

Несмотря на данное обстоятельство, Администрацией в Минтранс РС(Я) представлен отчет, содержащий сведения о достижении плановых значений показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 №РНП-662, что привело к необоснованному получению субсидий в 2016году.

Довод Администрации о достижении значения показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 №РНП-662, о направлении ежемесячных отчетов в Минтранс РС(Я) и их принятии без замечаний, судом не принимаются во внимание, в силу следующего.

Показателями результативности предоставления субсидий являются протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог и улично-дорожной сети (км., м2) или искусственных сооружений (п.м.). Плановые значения целевых показателей результативности использования субсидии установлены в Приложении к Соглашению от 24.03.2015 №РНП-6621.

Согласно частям 1, 10, 11 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.1 1.2007 № 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене п (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружении и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; под ремонтом автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402.

Правила приёмки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог утверждены приказом Минавтодора РСФСР от 14.07.1989 № НА-18/266.

В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах 3.5, 3.6. указанных Правил, приёмка отремонтированного участка автомобильной дороги оформляется Актом приёмки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги. При этом указанный акт содержит сведения о протяженности отремонтированного участка автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 8.2. Муниципальных контрактов, заключенных МКУ «Главстрой» с ПАО «Дорисс» на проведение капитального ремонта, ремонта участков дорог, указанных в Соглашении от 24.03.2015 № РНП-662, для оформления сдачи-приемки работ (этапов работ) ПАО «Дорисс» предоставляет первичную учётную документацию, в том числе, акт приёмки выполненных работ по форме № КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3.

Согласно пунктам 8.8, 8.9 указанных Муниципальных контрактов окончательная приёмка выполненных объёмов работ, производится муниципальным заказчиком по Акту приёмки законченного строительством (ремонтом) Объекта приёмочной комиссией, в течение 5 (пяти) календарных дней после получения соответствующего письменного уведомления ПОА «Дорисс» о строительной готовности Объекта. Подтверждением окончательной приёмки работ по каждому объекту, является подписание Акта приёмки законченного строительством (ремонтом) объекта комиссией, назначенной Муниципальным заказчиком - МКУ «Главстрой». При этом указанный акт приёмки законченного строительством (ремонтом) объекта должен содержать данные о показателе мощности - протяженности отремонтированного участка автомобильной дороги.

Акт о приёмки выполненных работ и затрат формы № КС-2, Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 данные о протяженности отремонтированного участка автомобильной дороги не содержат, и не являются документами, подтверждающими окончание ремонта, капитального ремонта автомобильной дороги, т.е. выполнения всего комплекса ремонтных работ, предусмотренных Муниципальным контрактом, на конкретном участке автомобильной дороги.

При таких обстоятельствах до подписания сторонами Акта приёмки законченного строительством (ремонтом) объекта ремонт, капитальный ремонт участка автомобильной дороги считается незавершенным, а показатели результативности использования субсидии, установленные Соглашением от 24.03.2015 №РНП-662 недостигнутыми.

Как следует из пункта 3.19 Порядка № 459, в случае, если в отчетном финансовом году муниципальным образованием не освоена субсидия, либо после ее освоения не достигнуто значение показателя результативности предоставления субсидии, установленное Соглашением, субсидии в очередном финансовом году такому муниципальному образованию уменьшаются на сумму предоставленной субсидии до устранения отставания от установленного значения показателя результативности предоставления субсидий.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В рассматриваемой ситуации, Администрация не представила контрольному органу и суду допустимые и относимые доказательства надлежащего достижения установленных соглашением показателей результативности предоставленной субсидии, либо доказательства объективной невозможности оформления и подписания Акта приёмки законченного строительством (ремонтом) объектов, при наличии такого обязательного условия в заключённых, в целях освоения субсидии, муниципальных контрактах.

Таким образом, Счетной палатой РС(Я), правомерно приостановлено расходование средств, полученных по Соглашению от 26.02.2016 №РНП-16, РНП-17 и выдано предписание от 09.09.2016 №02-35/1451 об устранении выявленных вышеуказанных нарушений, допущенных при исполнении Соглашения от 24.03.2015 № РНП-662.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что предписание от 09.09.2016 №02-35/1451 не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Окружной администрации города Якутска о признании недействительным предписания Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 09.09.2016 № 02/35/1451 отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Евсеева Е. А