ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5149/2021 от 30.09.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

30 сентября 2021 года

Дело № А58-5149/2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению акционерного общества "Полюс Алдан" (ИНН 1402046085, ОГРН 1051400027579) от 20.07.2021 без номера к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2540261603, ОГРН 1212500012944) о признании незаконными и отмене постановления от 14.07.2021 № ТБ-ФЕ-14/07/202129ЯКТ, представления от 14.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, без вызова лиц, участвующих в деле.

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Полюс Алдан" (далее – АО «Полюс Алдана», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 20.07.2021 без номера к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 14.07.2021 № ТБ-ФЕ-14/07/202129ЯКТ, представления от 14.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Определением арбитражного суда от 28.07.2021 заявление общества принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Административному органу предложено в срок не позднее 24.08.2021 представить мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно предъявленных требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении; пояснение о полномочиях лица, составившего протокол об административном правонарушении, и лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, с приложением соответствующих документов; доказательства направления или вручения копии отзыва заявителю; материалы административного дела с доказательствами надлежащего извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела; документы по правовому положению. Сторонам разъяснено о возможности представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 14.09.2021.

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

05.08.2021 АО «Полюс Алдана» через систему «Мой арбитр» представлено заявление от 04.08.2021 об уточнении требований.

11.08.2021 АО «Полюс Алдана» представлен оригинал платежного поручения от 13.07.2021 № 9570 об уплате государственной пошлины.

24.08.2021 от административного органа поступили отзыв на заявление, пояснения полномочий должностного лица, составившего протокол и вынесшего постановление о назначении административного наказания с приложением материалов административного дела.

21.09.2021 судом принято решение путем подписания резолютивной части решения в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.09.2021 в 13:20:04 мск.

23.09.2021 от АО «Полюс Алдана» поступило заявление от 23.09.2021 о составлении мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Учитывая поступление заявления от 23.09.2021 о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Заявитель не согласен с постановлением по следующим основаниям того, что АО «Полюс Алдана» не является субъектом транспортной инфраструктуры, то есть субъектом ответственности вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что также влечет незаконность вынесенного представления в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган возражает на заявление, просит отказать в удовлетворении требований заявителя, что отражено в отзыве без даты и номера, считает, что событие вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела, состав полностью доказан, поскольку общество является субъектом транспортной инфраструктуры, нарушений при производстве не допущено.

Из материалов дела следует.

Акционерное общество «Полюс Алдана» является юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве путем реорганизации в форме преобразования 16.12.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу (району) Республики Саха (Якутия), имеет ИНН <***>, ОГРН <***>.

В период с 01.06.2021 по 15.06.2021 на основании распоряжения и.о. начальника УГАННОТБ ДФО Ространснадзора, врученного АО «Полюс Алдана» 20.05.2021 за вх. № 835, в отношении АО «Полюс Алдана» проведана документарная плановая проверка, по результатам проверки составлен акт проверки от 15.06.2021 № ТБ-АТ-15/06/2021/165, в котором отражено: АО «Полюс Алдана» имеет лицензию от 19.06.2018 серии ВМ-00 № 014638 П, выданную на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, эксплуатирует три транспортных средства, которые осуществляют перевозку опасных грузов: КАМАЗ 43253-С4 VTN:XTC432534H1372707, КАМАЗ 65117-А5 VIN:XTC651175J1385725, КРАЗ 6322-0000032-02 VTN: <***>, в ходе проверки выявлены нарушения:

в нарушение подпункта 1 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1640 (далее - Требования) при наличии более одного транспортного средства не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

в нарушение подпункта 2 пункта 6 Требования не назначено лицо (лица) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств;

в нарушение подпункта 3 пункта 6 Требования не представлена в Федеральное дорожное агентство полная и достоверная информация для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона (на ТС: КАМАЗ 43253-С4 VTN:XTC432534H1372707, КАМАЗ 65117-А5 VTN:XTC651175Л385725, КРАЗ 6322-0000032-02 VIN: <***>);

в нарушение подпункта 4 пункта 6 Требования не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (на ТС: КАМАЗ 43253-С4 VIN:XTC432534H1372707, КАМАЗ 65117-А5 VTN:XTC651175Л385725, КРАЗ 6322-0000032-02 VTN: <***>);

в нарушение подпункта 10 пункта 6 Требования не проверены лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью I1 статьи 10 Закона;

в нарушение подпункта 12 пункта 6 Требования не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 12 Закона;

в нарушение подпункта 13 пункта 6 Требования не информированы в наглядной и доступной форме все физические лица, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся;

в нарушение подпункта 25 пункта 6 Требования организационно-распорядительным документом не определены: перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства; перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств; перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти).

Одновременно вынесено предписание от 15.06.2021 № ТБ-АТ-15/06/2021/165 об устранении нарушений в срок до 25.11.2021.

15.06.2021 административным органом вынесено извещение о составлении протокола об административном правонарушении и необходимости прибытия на его составление 30.06.2021 в 11-00 час. по адресу: Российская Федерация, <...>, каб. 312.  Извещение с актом проверки направлено почтовой связью в адрес общества 15.06.2021.

30.06.2021 главным государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности административного органа ФИО1 составлен протокол серии ТБ-АТ-30/06/2021/29ЯКТ об административном правонарушении в отношении АО «Полюс Алдана», в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения, квалифицированные органом по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол составлен в присутствии представителя ФИО2 по доверенности от 05.04.32019 № 010/Д/-АЛД/19П/2019. В протоколе отражено: место и время рассмотрения административного правонарушения - Российская Федерация, <...>, каб. 312, время 14.07.2021 в 11-00 час. Протокол направлен в адрес общества почтовой связью 30.06.2021, получен обществом 07.07.2021.

14.07.2021 состоялось рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении АО «Полюс Алдана», в присутствии представителя ФИО3 по доверенности, по результатам государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности административного органа ФИО1 вынесено постановление серии ТБ-АТ-14/07/2021/29ЯКТ о признании виновным АО «Полюс Алдана» в совершении правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

АО «Полюс Алдана», не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В пунктах 13, в абзаце 3 пункта 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Оспариваемые постановление и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, вынесены административным органом 14.07.2021, с заявлением общество обратилось 20.07.2021 через систему «Мой арбитр», следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.

Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пунктах 2, 3, 4 части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены должностные лица Ространснадзора, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, среди которых отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного для определения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует руководствоваться общими нормами статей 22.1, 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 3 частью 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования, воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене является Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

С учетом изложенного должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях считаются правомочными рассматривать дела по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 30.06.2021 серии ТБ-АТ-30/06/2021/29ЯКТ и оспариваемое постановление от 14.07.2021 серии ТБ-АТ-14/07/2021/29ЯКТ вынесены главным государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности административного органа ФИО1 в соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409, то есть в пределах предоставленных должностным лицам полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно извещению от 15.06.2021 общество уведомлено о дате составления протокола на 30.06.2021 в 11-00 час. по адресу: Российской Федерации, <...>, каб. 312. Данное извещение направлено обществу посредством почтовой связи заказным письмом № 80090961802733 и получено им 22.06.2021.

Рассмотрение административного дела назначено на 14.07.2021 в 11-00 час., дата и время назначения рассмотрения административного дела указана в протоколе об административном правонарушении, направленном обществу почтовой связью заказным письмом № 80098361972124, которое получено обществом 07.07.2021.

Учитывая изложенное, суд считает, что юридическое лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении,  извещено о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, нарушений процедуры составления и рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом не допущено.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлено, что неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются установленные требования по обеспечению транспортной безопасности.

Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении, невыполнении либо нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется неосторожной формой вины.

Транспортная безопасность в понимании статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; к транспортным средствам относится, в том числе, подвижной состав автомобильного городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Целями обеспечения транспортной безопасности на основании части 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Субъекты транспортной инфраструктуры в понимании пункта 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12).

Согласно подпункту "а" пункта 11 статьи 1 Закона о транспортной безопасности транспортные средства - это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Частью 1 статьи 4 указанного Закона определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1640 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования № 1640, начало действия с 22.10.2020).

Пунктом 2 Требований № 1640 установлено, что документ применяется в отношении транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" (далее - Закон) и эксплуатируемых (осуществляющих перевозки) на территории Российской Федерации (далее - транспортные средства).

Согласно подпункту 3 пункта 3 Требований № 1640 документ не применяется в отношении: транспортных средств, осуществляющих перевозки в границах территории объектов, охрана которых возлагается на войска национальной гвардии Российской Федерации, военных объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, а также в границах зон транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, промышленных (производственных, складских) объектов.

Заявитель, ссылаясь на указанную норму, считает, что не является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку место осуществления лицензируемого вида деятельности общества определено в приложении к лицензии от 19.06.2018 № ВМ-00 014638П, то есть, ограничено территорией промышленных объектов месторождений полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела, АО «Полюс Алдана» имеет лицензию от 19.06.2018 серии ВМ-00 № 014638 П, выданную на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, эксплуатирует три транспортных средства, которые осуществляют перевозку опасных грузов: КАМАЗ 43253-С4 VTN:XTC432534H1372707, КАМАЗ 65117-А5 VIN:XTC651175J1385725, КРАЗ 6322-0000032-02 VTN: <***>.

Приложением к лицензии установлено место осуществления лицензируемого вида деятельности: Республика Саха (Якутия), Алданский район пос. Нижний Куранах, на левом склоне руч. Латышенский правого притока р. Большой Куранах, в районе хвостохранилища Куранахский ЗИФ, склад взрывчатых материалов (базисный); Республика Саха (Якутия), Алданский район, 18 км. на север от пос. Нижний Куранах, карьер «Северное»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 9 км. на северо-восток от пос.Нижний Куранах, карьер «Якокутское»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 15 км. на северо-восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Порфировое»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 9 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Канавное»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 11 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Южное» (Первухинское); Республика Саха (Якутия), Алданский район, 6 км на северо-восток от пос. Нижний куранах, карьер «Боковое»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 13 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Дорожное»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 10 км на северо-восток от пос. Нижний куранаха, карьер «Центральный».

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о транспортной безопасности установлено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции; б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации; в) тоннели, эстакады, мосты; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины); ж) аэродромы и аэропорты; з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение; и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Суд считает, что место осуществления лицензируемого вида деятельности не является зоной транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, промышленных (производственных, складских) объектов, в смысле, придаваемом пунктом 5 статьи 1 Закона о транспортной безопасности, как объекта транспортной инфраструктуры. Следовательно, суд считает, что АО «Полюс Алдана» является субъектом транспортной инфраструктуры, как юридическое лицо - собственник транспортных средств, используемых в своей деятельности, в связи с чем, доводы заявителя подлежат отклонению.

В ходе проверки административным органом установлено, что АО «Полюс Алдана» не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры не назначено лицо (лица) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств; не представлена в Федеральное дорожное агентство полная и достоверная информация для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона (на ТС: КАМАЗ 43253-С4VTN:XTC432534H1372707, КАМАЗ 65117-А5 VTN:XTC651175Л385725, КРАЗ 6322-0000032-02 VIN: <***>); не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (на ТС: КАМАЗ 43253-С4 VIN:XTC432534H1372707, КАМАЗ 65117-А5 VTN:XTC651175Л385725, КРАЗ 6322-0000032-02 VTN: <***>); не проверены лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью I1 статьи 10 Закона; не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 12 Закона; не информированы в наглядной и доступной форме все физические лица, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся; не определены: перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства; перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств; перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти).

Пунктом 6 Требований № 1640 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:

при наличии более одного транспортного средства назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (п.п. 1);

назначить лицо (лиц) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств (п.п. 2);

представить в Федеральное дорожное агентство полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона (п.п. 3);

разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства). Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки (п.п. 4);

проверять лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона (п.п. 10);

обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 12.1 Закона (п.п. 12);

информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся (п.п. 13);

организационно-распорядительным документом определить:

перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства;

перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств;

перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти) (п.п. 25).

Оценив вышеуказанные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что ими достоверно подтверждается объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Размер штрафа определен административным органом обществу в пределах санкции, предусмотренной статьей частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сумме 50 000 рублей, то есть в минимальном размере, установленной санкцией данной статьи Кодекса.

По совокупности изложенных обстоятельств, суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, доводы заявителя подлежат отклонению в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 208, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования акционерного общества "Полюс Алдан" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 14.07.2021 № ТБ-ФЕ-14/07/202129ЯКТ о назначении административного наказания, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представления от 14.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, отказать.

Возвратить акционерному обществу "Полюс Алдан" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 13.07.2021 № 9570. Выдать справку.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья                                                                                            А.Н. Устинова