ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5213/2021 от 31.01.2022 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

11 февраля 2022 года

Дело № А58-5213/2021

Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 11.02.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарями судебного заседания Федоровой О.Н. (до перерыва), ФИО1 (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Якутоптторг" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными пунктов 1, 3, 9 представления от 24.05.2021 № 17/16-1/14-957, предписания от 24.05.2021 № 17/16-1/14-958 в части требования о восстановлении в доход государственного бюджета РС (Я) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 6 555 395, 05 рублей, суммы неправомерного расходования бюджетных средств, а именно уменьшить требование на сумму 9 655 825, 53 рублей,

с участием представителей: заявителя – ФИО2 по доверенности от 24.01.2022 № 412/22 (до перерыва), ФИО3 по доверенности от 18.01.2022 № 409/22, ФИО4 по доверенности от 24.01.2022 № 413/22 (до перерыва); Министерства – ФИО5 по доверенности от 11.02.2021 № 17/16-1-33-249, ФИО6 по доверенности от 09.02.2021 № 17/16-1-33/23-237 (до перерыва), установил:

акционерное общество "Якутоптторг" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением (с учетом уточнения от 18.11.2021 № 978/21) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) – далее Минфин, Министерство о признании недействительными пунктов 1, 3, 9 представления от 24.05.2021 № 17/16-1/14-957, предписания от 24.05.2021 № 17/16-1/14-958 в части требования о восстановлении в доход государственного бюджета РС (Я) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 6 555 395, 05 рублей, суммы неправомерного расходования бюджетных средств, а именно уменьшить требование на сумму 9 655 825, 53 рублей.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что Обществом выполнены показатели результативности предоставленной субсидии в объеме 552 тонн (с учетом изменения плановых показателей перевозки дополнительным соглашением к Соглашению № С-191/09) по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические и северные улусы водным транспортом, нарушений условий предоставления субсидии органом финансового контроля не заявлено, Общество свои обязательства по Соглашению выполнило в полном объеме, излишнюю субсидию не получало, в связи с чем является необоснованным вывод Минфина о нецелевом использовании бюджетных средств в размере 6 555 395, 05 рублей; в части неправомерного расходования средств в размере 4 376 972, 73 рублей Министерством сельского хозяйства РС (Я) устанавливается заведомо невыполнимый объем перевозимой продукции из Олекминского и Хангаласского улусов до рынков сбыта водным транспортом, в Соглашениях Общества с Министерством сельского хозяйства указано, что субсидии не подлежат возврату в случае, если исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, Общество обеспечило вывоз картофеля от производителей вышеуказанных районов по их заявкам в полном объеме, суда для перевозки на больший объем были предоставлены, но заготовители картофеля указанных районов не обеспечили производство картофеля в плановом объеме, т.е. имелись обстоятельства, не зависящие от Общества, по указанному нарушению Счетная палата РС (Я) возложила вину и ответственность на Минсельхоз РС (Я); является незаконным вывод Минфина о том, что заемные средства, предоставленные обществу АО «РИК Плюс» по договору на погашение кредиторской задолженности использованы безрезультатно в размере 386 505, 60 рублей (подлежит возврату в госбюджет РС (Я)) – за ремонт теплохода «Бриз» перечислено ООО «Конти», указанная сумма списана на убытки, в размере 4 892 347, 20 рублей (подлежит возврату в госбюджет РС (Я)) – перечислено ИП ФИО7 за капитальный ремонт суда (теплохода) «СПО-826», переданного во временное владение и пользование казенным предприятием РС (Я) «Арктическая транспортная компания», данное судно в 2018 – 2019 года не эксплуатировалось, в 2020 году дебиторская задолженность КП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» списана на убытки, Общество погасило задолженность перед АО «РИК Плюс», фактически выполнило показатели результативности предоставленной субсидии, правом требовать возврата предоставленного займа имеет только сторона договора, а именно АО «РИК Плюс», основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий и субвенций определены законом, изъятие выделенных в качестве субсидии денежных средств является исключительной мерой ответственности.

Минфин не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 29.07.2021 № 17/16-1-33/23-1443 (том 2, л.д. 1 – 16), дополнении к отзыву от 25.08.2021 № 17/16-1-33/23-1634 (том 3, л.д. 39 – 40), дополнении к отзыву от 14.12.2021 № 17/16-1-33/23-2310 (поступило в суд 15.12.2021), дополнении к отзыву от 20.01.2022 без номера (поступило в суд 21.01.2022).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

На основании приказа Минфина от 20.01.2021 № 01-04/0040 «О назначении выездной проверки в открытом акционерном обществе «Туймаада-Агроснаб» в соответствии с Планом контрольных мероприятий на 2021 год с 26.01.2021 по 26.02.2021 проведена выездная проверка в ОАО «Туймаада-Агроснаб» по вопросу предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении.

По результатам выездной проверки составлен акт выездной проверки от 12.03.2021, в котором установлены нарушения, в том числе нецелевое использование субсидии, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) по соглашению с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 13.04.2020 № С-191/09 (с учетом дополнительного соглашения от 20.02.2021 № С-67/09) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, а именно для оплаты транспортных расходов (в т.ч. погрузочно - разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом (из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я)) в размере 6 555 395, 05 рублей, за счет средств, предназначенных для оплаты транспортных расходов по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции водным транспортом из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я) до рынков сбыта произведена оплата за услуги перевозке сельскохозяйственной продукции общим объемом 512, 015 тонн автомобильным транспортом, в т.ч. 6 225 095, 05 рублей обществу с ограниченной ответственностью «Арктические региональные перевозки» за перевозку сельскохозяйственной продукции в объеме 497,335 тонн из Амурской области, Иркутской области и городского округа «Город Якутск» и 330 300,0 рублей индивидуальному предпринимателю Крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО8 за перевозку сельскохозяйственной продукции в объеме 14,68 тонн из Намского улуса; нарушение п. 2.25 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства от 15.02.2018 № 94 (приложение № 1), п. 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала от 27.06.2019 № С-780/09, а именно не достижение двух из четырех показателей результативности, установленных Министерством сельского хозяйства PC (Я) в соответствии с п. 4.1.3 Соглашения, в том числе: перевозка сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом - 982,5 тонн при установленных 2750 тонн или 35,73 %, в соответствии с соответствии с п. 5.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 27.06.2019 № С-780/09 и пунктом 4.5 Порядка № 94/1 подлежит возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 4 376 972, 73 рублей; неправомерное и безрезультатное использование субсидии в размере 386 505, 60 рублей и 4 892 347, 20 рублей, предназначенной на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов), использованных на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с Уставом, фактически средства направлены на погашение задолженности перед акционерным обществом «РИК Плюс» по ранее предоставленному займу по договору от 01.08.2018 № 40-04/2018, из которых 5 400 000,0 рублей использованы не на финансирование основной производственной деятельности Общества – 400 000 рублей перечислено ООО «Конти» по договору от 01.08.20218 № 40-04/2018 за ремонт теплохода «Бриз», фактически работы не выполнены, не сданы, в 2020 году дебиторская задолженность ООО «Конти» в общей сумме 700 000 рублей списана на убытки, подлежит возврату в госбюджет РС (Я) 386 505, 60 рублей; 5 000 000 рублей перечислено ИП ФИО7 по договору от 18.06.2018 № 136-Д за капитальный ремонт судна (теплоход) «СПО-826» (замена обшивки днища, корпуса), не принадлежащего Обществу на праве собственности, судно передано Обществу во временное владение и пользование арендодателем - казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» по договору аренды судна без экипажа от 14.08.2017 № 136-Д, которым право или обязанность Общества производить какие - либо ремонтные работы капитального характера на судне не установлены, в 2018 - 2019 годах судно (теплоход) «СПО-826» не эксплуатировалось, в 2018 году казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» акты за аренду не выставлены, в 2020 году невостребованная дебиторская задолженность казенного предприятия PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» списана на убытки, в 2019 году сумма расходов, произведенных в течение 2018 года, на ремонт арендованного судна (теплоход) «СПО-826» в общей сумме 19 897 549, 95 рублей необоснованно списаны на прочие расходы, неправомерное использование субсидии в размере 4 892 347, 20 рублей подлежит возврату в государственный бюджет PC (Я).

13.04.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № 1071435022361 о прекращении юридического лица ОАО «Туймаада-Агроснаб» путем реорганизации в форме присоединения к АО «Якутоптторг», которое стало правопреемником ОАО «Туймаада-Агроснаб».

Минфином в адрес правопреемника АО «Якутоптторг» были вынесены: представление от 24.05.2021 № 17/16-1/14-957 и предписание от 24.05.2021 № 17/16-1/14-958 со сроком исполнения до 31.12.2022.

Согласно представлению Минфин установил нецелевое использование субсидии, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) по соглашению с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 13.04.2020 № С-191/09 (с учетом дополнительного соглашения от 20.02.2021 № С-67/09) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, а именно для оплаты транспортных расходов (в т.ч. погрузочно - разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом (из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я)) в размере 6 555 395, 05 рублей, произведена оплата за услуги перевозке сельскохозяйственной продукции общим объемом 512,015 тонн автомобильным транспортом, в т.ч. 6 225 095, 05 рублей обществу с ограниченной ответственностью «Арктические региональные перевозки» за перевозку сельскохозяйственной продукции в объеме 497,335 тонн из Амурской области, Иркутской области и городского округа «Город Якутск» и 330 300,0 рублей индивидуальному предпринимателю Крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО8 за перевозку сельскохозяйственной продукции в объеме 14,68 тонн из Намского улуса; нарушение п. 2.25 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства от 15.02.2018 № 94 (приложение № 1), п. 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала от 27.06.2019 № С-780/09, а именно не достижение двух из четырех показателей результативности, установленных Министерством сельского хозяйства PC (Я) в соответствии с п. 4.1.3 Соглашения, в том числе: перевозка сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом - 982,5 тонн при установленных 2750 тонн или 35,73 %, в соответствии с соответствии с п. 5.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 27.06.2019 № С-780/09 и пунктом 4.5 Порядка № 94/1 подлежит возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 4 376 972, 73 рублей; неправомерное и безрезультатное использование субсидии в размере 386 505, 60 рублей и 4 892 347, 20 рублей, предназначенной на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов), использованных на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с Уставом, фактически средства направлены на погашение задолженности перед акционерным обществом «РИК Плюс» по ранее предоставленному займу по договору от 01.08.2018 № 40-04/2018, из которых 5 400 000,0 рублей использованы не на финансирование основной производственной деятельности Общества – 400 000 рублей перечислено ООО «Конти» по договору от 01.08.20218 № 40-04/2018 за ремонт теплохода «Бриз», фактически работы не выполнены, не сданы, в 2020 году дебиторская задолженность ООО «Конти» в общей сумме 700 000 рублей списана на убытки, подлежит возврату в госбюджет РС (Я) 386 505, 60 рублей; 5 000 000 рублей перечислено ИП ФИО7 по договору от 18.06.2018 № 136-Д за капитальный ремонт судна (теплоход) «СПО-826» (замена обшивки днища, корпуса), не принадлежащего Обществу на праве собственности, судно передано Обществу во временное владение и пользование арендодателем - казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» по договору аренды судна без экипажа от 14.08.2017 № 136-Д, которым право или обязанность Общества производить какие - либо ремонтные работы капитального характера на судне не установлены, в 2018 - 2019 годах судно (теплоход) «СПО-826» не эксплуатировалось, в 2018 году казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» акты за аренду не выставлены, в 2020 году невостребованная дебиторская задолженность казенного предприятия PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» списана на убытки, в 2019 году сумма расходов, произведенных в течение 2018 года, на ремонт арендованного судна (теплоход) «СПО-826» в общей сумме 19 897 549, 95 рублей необоснованно списаны на прочие расходы, на момент проверки передача судна (теплохода) «СПО-826» в уставный капитал Общества не произведена, неправомерное использование субсидии в размере 4 892 347, 20 рублей подлежит возврату в государственный бюджет PC (Я) и предложил устранить выявленные выездной проверкой нарушения, соблюдать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования средств, выделенных из государственного бюджета РС (Я), в том числе использовать выделенные из госбюджета РС (Я) средства строго в соответствии с целями и условиями их предоставления; обеспечить исполнение результативности предоставления субсидии, отражать достоверные данные в отчетах, направляемых в Министерство в соответствии с порядками и соглашениями о предоставлении субсидии из госбюджета РС (Я), в срок до 31.12.2022 исполнить представление и представить подробную информацию о принятых мерах по устранению установленных нарушений и недостатков с приложением копий документов, подтверждающих исполнение.

Согласно предписанию Минфин предписал Обществу в срок до 31.12.2022 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 21 776 703, 90 рублей, в том числе нецелевого расходования бюджетных средств 6 555 395, 05 рублей (оспаривается заявителем полностью), неправомерного расходования бюджетных средств 15 221 308, 85 рублей (оспаривается заявителем в части 9 655 825, 53 рублей).

Общество, не согласившись с представлением Минфина в части пунктов 1, 3, 9, с предписанием в части требования о восстановлении в доход государственного бюджета РС (Я) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 6 555 395, 05 рублей, суммы неправомерного расходования бюджетных средств, а именно уменьшить требование на сумму 9 655 825, 53 рублей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим распоряжением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111 -V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении данных полномочий Министерством финансов Республики Саха Якутия): проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с частью 2 статьи 269.2, частями 2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 24 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» заместитель министра финансов Республики Сaxa (Якутия) выдает представление, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и предписание, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)» заместителем министра Республики Саха (Якутия) назначена ФИО9, которой выданы оспариваемые представление и предписание.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые представление и предписание выданы в пределах компетенции Минфина.

По эпизоду нецелевого использования субсидии, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) по Соглашению с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 13.04.2020 № С-191/09 (с учетом дополнительного соглашения от 20.02.2021 № С-67/09) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, а именно для оплаты транспортных расходов (в т.ч. погрузочно - разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом (из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я)) в размере 6 555 395, 05 рублей:

Как следует из оспариваемых представления и предписания, Минфин установил в ходе выездной проверки Общества нецелевое использование субсидии, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) по Соглашению с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 13.04.2020 № С-191/09 (с учетом дополнительного соглашения от 20.02.2021 № С-67/09) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, а именно для оплаты транспортных расходов (в т.ч. погрузочно - разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом (из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я)) в размере 6 555 395, 05 рублей, а именно произведена оплата за услуги перевозке сельскохозяйственной продукции общим объемом 512,015 тонн автомобильным транспортом, в т.ч. 6 225 095, 05 рублей обществу с ограниченной ответственностью «Арктические региональные перевозки» за перевозку сельскохозяйственной продукции в объеме 497,335 тонн из Амурской области, Иркутской области и городского округа «Город Якутск» и 330 300,0 рублей индивидуальному предпринимателю Крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО8 за перевозку сельскохозяйственной продукции в объеме 14,68 тонн из Намского улуса.

Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, а именно на внеулусный вывоз водным транспортом утвержден приказом Министерства сельского хозяйства PC (Я) от 11.02.2020 № 85 (приложение № 2).

Пунктом 1.4 Порядка № 85 предусмотрены направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в т.ч. транспортные расходы (в том числе погрузочно-разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по внеулусной перевозке сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции водным транспортом.

Согласно п. 2.25 указанного Порядка результатом предоставления субсидии является объем перевозки сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом.

Субсидия из государственного бюджета PC (Я) предоставлена по Соглашению от 13.04.2020 № С-191/09 (том 2, л.д. 32 – 40) в размере 120 594, 4 тыс. рублей по 4 направлениям:

-завоз сельскохозяйственной продукции в арктические и северные улусы авиационным транспортом, плановый объем 113,0 т.;

-завоз сельскохозяйственной продукции в арктические и северные улусы водным транспортом, плановый объем 550,5 т.;

-вывоз местной промысловой продукции из арктических и северных улусов до рынков сбыта водным транспортом, плановый объем 960,0 т.;

-перевозка сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом, плановый объем 2 750,0 т.

Плановые объемы перевозки сельскохозяйственной и промысловой продукции на 2020 год утверждены распоряжением Правительства PC (Я) от 26.03.2020 № 292-р «О поставках в 2020 году топливно-энергетических ресурсов, нефтепродуктов, социально значимых продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции для жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия)».

20.02.2021 на основании распоряжения Правительства PC (Я) от 28.12.2020 № 1269-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2020 г. № 292-р «О поставках в 2020 году топливно - энергетических ресурсов, нефтепродуктов, социально - значимых продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции для жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия)» заключено дополнительное Соглашение № 1 (том 2, л.д. 41 – 43), которым плановые значения показателей результата предоставления субсидии уменьшены.

Из материалов дела следует, что субсидия на финансовое обеспечение затрат на перевозку сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом предоставлена в размере 22 700 000, 00 рублей для закупа и перевозки сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом в объеме 2 750 тонн в т.ч. из населенных пунктов Олекминского (2 150 тонн) и Хангаласского (600 тонн) улусов.

Дополнительным соглашением от 20.02.2021, заключенным на основании распоряжения Правительства PC (Я) от 28.12.2020 № 1269-р, плановый объем уменьшен до 1 064 тонн.

Фактически в 2020 году Обществом осуществлена перевозка сельскохозяйственной
продукции в объеме 1 063, 92 тонн, в т.ч. 551, 9 тонн – водным транспортом, 512, 015 тонн – автомобильным транспортом:

Выездной проверкой финансового органа установлено, что за счет предоставленной субсидии из государственного бюджета PC (Я) в связи с отсутствием необходимых объемов сельскохозяйственной продукции в Олекминском и Хангаласском улусах Обществом произведен закуп и перевозка сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом из регионов РФ, муниципальных образований PC (Я) в общем объеме 512, 015 тонн, в т.ч. из Амурской области - 257, 474 тонн, Иркутской области - 112, 1 тонн, Намского улуса - 14, 68 тонн и по маршруту причал «Мархинка» - склад «Пятитысячник» г. Якутск - 127, 761 тонн, с привлечением перевозчиков ООО «Арктические региональные перевозки» и ИП КФХ ФИО8

Оплата за услуги перевозки сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом ООО «Арктические региональные перевозки» и ИП КФХ ФИО8 в общей сумме 6 555 395,05 рублей произведена за счет субсидии, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции по Соглашению от 13.04.2020 № С-191/09 и предназначенной для оплаты транспортных расходов (в т.ч. погрузочно - разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции водным транспортом.

Так, фактически за счет средств, предназначенных для оплаты транспортных расходов по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции водным транспортом, неправомерно произведена оплата за услуги перевозки сельскохозяйственной продукции общим объемом 512, 015 тонн автомобильным транспортом, в т.ч.:

-ООО «Арктические региональные перевозки» в сумме 6 225 095, 05 рублей за перевозку сельскохозяйственной продукции из Амурской области, Иркутской области и ГО «Город Якутск» в объеме 497, 335 тонн;

-ИП КФХ ФИО8 в сумме 330 300, 00 рублей за поставку сельскохозяйственной продукции из Намского улуса в объеме 14, 68 тонн.

Минфин установил, что показатель результативности по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом, установленный дополнительным соглашением от 20.02.2021 № 1, в количестве 1 064 тонн, Обществом не достигнут, фактически водным транспортом перевозка сельскохозяйственной продукции до г. Якутск осуществлена в количестве 551, 9 тонн, остальные 512, 1 тонн - автомобильным транспортом.

Субсидия предоставлена Обществу в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ на основании Порядка предоставления из государственного бюджета PC (Я) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства PC (Я) от 11.02.2020 № 85, и Соглашения о предоставлении из государственного бюджета PC (Я) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции на 2020 год от 13.04.2020 № С-191/09.

В соответствии с п. 4.1.6 Соглашения от 13.04.2020 № С-191/09 в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии и соглашением, недостоверных сведений, направляет получателю требование об обеспечении возврата субсидии в государственный бюджет PC (Я).

Общество при получении субсидии из государственного бюджета PC (Я), подписании соглашения обязалось исполнить установленные показатели, в т.ч. по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта в объеме 1 063, 92 тонн именно водным транспортом.

Из оспариваемого представления следует, что Обществом допущено именно нецелевое использование субсидии в размере 6 555 395, 05 рублей, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) по соглашению с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 13.04.2020 № С-191/09 на финансовое обеспечение части транспортных расходов по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом (из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я)).

Порядком предоставления субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, а именно на внеулусный вывоз водным транспортом, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства PC (Я) от 11.02.2020 № 85 (приложение № 2), установлены следующие условия:

- п. 1.4. Направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия: транспортные расходы (в т.ч. погрузочно-разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по внеулусной перевозке сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции водным транспортом;

-п. 2.25. Результат предоставления субсидии: объем перевозки сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом. Плановое значение результата предоставления субсидии устанавливается в соглашении исходя из объема сельскохозяйственной продукции, утвержденного распоряжением Правительства PC (Я);

-п. 4.2. При принятии Министерством по согласованию с Министерством финансов PC (Я) решения о наличии потребности в средствах, не использованных в отчетном финансовом году, остатки средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, направляются на осуществление расходов в текущем финансовом году на те же цели.

Принятие решения Министерством осуществляется на основании заявления получателя субсидии о потребности в указанных средствах, порядок подачи которого устанавливается в соглашении.

В случае отсутствия решения Министерства, предусмотренного настоящим пунктом Порядка, субсидия подлежит возврату в течение 30 дней текущего финансового года;

-п. 4.3. Получатель субсидии в текущем финансовом году осуществляет возврат остатка субсидии (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

-п. 4.4. В случае выявления по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, нарушения условий, установленных при их предоставлении, получатель субсидии производит возврат субсидии в полном объеме.

-п. 4.7. Министерство в течение месяца со дня выявления нарушения условий предоставления субсидий и (или) недостижения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, направляет в адрес получателя субсидии уведомление с предложением о добровольном возврате средств, при этом срок для возврата составляет один месяц со дня получения данного письма получателем субсидии.

Соглашением о предоставлении из государственного бюджета PC (Я) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции на 2020 год, заключенным с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 13.04.2020 № С-191/09, предусмотрены условия:

-п. 3.2. Субсидия на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции направляется на транспортные расходы т.ч. погрузочно - разгрузочные работы, сборы транспортного терминала) по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции водным транспортом;

-п. 4.1.7. В случае, если получателем не достигнуты значения результата предоставления субсидии Министерство в соответствии с п. 4.1.3 соглашения применяет штрафные санкции, рассчитываемые по форме, установленной в приложении № 3 к соглашению;

-п. 4.3.1. Получатель обязуется обеспечивать достижение значений результата представления субсидии;

-п. 4.3.12. Получатель обязуется выполнять иные обязательства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Правилами предоставления субсидии;

- п. 5.2. В случае недостижения значения результата предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в государственный бюджет PC (Я) в соответствии с Порядком предоставления субсидии, за исключением случаев, если исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, определенных в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, суд считает, что материалами дела достоверно подтверждается нецелевое использование субсидии в размере 6 555 395, 05 рублей, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) по соглашению с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 13.04.2020 № С-191/09 на финансовое обеспечение части транспортных расходов по перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом (из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я)), т.к. фактически за счет средств, предназначенных для оплаты транспортных расходов по внеулусной перевозке сельскохозяйственной продукции водным транспортом из населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов PC (Я) произведена оплата за услуги перевозки сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом из Амурской и Иркутской областей, Намского улуса, а также на перевозку по маршруту причал «Мархинка» - склад «Пятитысячник» г. Якутск, не предусмотренные ни порядком № 85, ни Соглашением о предоставления средств № С-191/09.

Доводы Общества в указанной части отклоняются судом.

Общество считает, что нецелевого использования средств субсидии им не допущено, т.к. им достигнуты показатели результативности предоставления субсидии и в свою очередь Обществом представлена в материалы дела копия Дополнительного соглашения от 20.02.2021 № 1 (том 1, л.д. 42 – 43), в соответствии с которым плановый объем перевозки сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом уменьшен до 552 тонн, данный показатель Обществом достигнут, и оставшиеся суммы субсидии использованы на закуп и перевозку сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом из регионов РФ, муниципальных образований PC (Я) в общем объеме 512, 015 тонн, в т.ч. из Амурской области - 257, 474 тонн, Иркутской области - 112, 1 тонн, Намского улуса - 14, 68 тонн и по маршруту причал «Мархинка» - склад «Пятитысячник» г. Якутск - 127, 761 тонн, с привлечением перевозчиков ООО «Арктические региональные перевозки» и ИП КФХ ФИО8

Между тем, данный довод противоречит документам, предоставленным Обществом в ходе проверки, так был представлен отчет о достижении результата представления субсидии по состоянию на 20.02.2021, подписанный генеральным директором Общества ФИО10 (том 2, л.д. 44), согласно которому плановое значение показателя - объем перевозки сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом количестве 1064 тонн выполнено 100 %.

Материалами дела подтверждается, что перевезено 1 063, 92 тонн, в том числе 551, 9 тонн водным транспортом, на которые и выделена субсидия из государственного бюджета PC (Я), а остальные 512, 015 тонн - автомобильным транспортом из других регионов РФ и муниципального образования PC (Я), на которые неправомерно использованы средства, выделенные из государственного бюджета PC (Я) в размере 6 555 395, 05 рублей.

Кроме того, суд считает, что даже если плановый объем перевозки сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом был уменьшен до 552 тонн, то в любом случае средства субсидии в размере 6 555 395, 05 рублей использованы не по целевому назначению, т.к. они фактически использованы на закуп и перевозку сельскохозяйственной продукции автомобильным транспортом из регионов РФ, муниципальных образований PC (Я), что не предусмотрено ни Порядком № 85, ни Соглашением о предоставления средств № С-191/09.

Более того, суд считает, что указанные средства в данном случае должны были быть возвращены в госбюджет РС (Я), что не произведено Обществом.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, согласно п. 4.4 Порядка предоставления средств от 11.02.2020 № 85 и п. 4.3.12 соглашения о предоставлении субсидии от 13.04.2020 № С-191/09 средства в размере 6 555 395, 05 рублей, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в государственный бюджет PC (Я).

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые представление и предписание в указанной части соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

По эпизоду неправомерного использования бюджетных средств в размере 4 376 972, 73 рублей в связи нарушением п. 2.25 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства от 15.02.2018 № 94 (приложение № 1), п. 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала от 27.06.2019 № С-780/09, а именно в связи с не достижением двух из четырех показателей результативности, установленных Министерством сельского хозяйства PC (Я) в соответствии с п. 4.1.3 Соглашения, в том числе: перевозка сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом - 982,5 тонн при установленных 2750 тонн или 35,73 %:

Как следует из оспариваемых представления и предписания Минфином установлено нарушение п. 2.25 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства от 15.02.2018 № 94 (приложение № 1), п. 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала от 27.06.2019 № С-780/09, а именно не достижение двух из четырех показателей результативности, установленных Министерством сельского хозяйства PC (Я) в соответствии с п. 4.1.3 Соглашения, в том числе: перевозка сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом - 982,5 тонн при установленных 2750 тонн или 35,73 %, в соответствии с соответствии с п. 5.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 27.06.2019 № С-780/09 и пунктом 4.5 Порядка № 94/1 подлежит возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 4 376 972, 73 рублей.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Порядком от 15.02.2018 № 94 между Министерством сельского хозяйства PC (Я) и Обществом было заключено Соглашение от 27.06.2019 № С-780/09, предметом которого является предоставление субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала в размере 120 594 300, 00 рублей.

В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения от 27.06.2019 № С-780/09 Общество обязалось обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных Министерством.

В соответствии с п. 5.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 27.06.2019 № С-780/09 Общество осуществляет возврат субсидии в государственный бюджет PC (Я) при неисполнении показателей результативности.

Пунктом 4.5 Порядка № 94/1 установлено, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии показатели результативности не достигнуты, субсидия подлежит возврату в государственный бюджет PC (Я).

Согласно пункту 4.6. Порядка № 94/1 основанием для освобождения получателей субсидии от применения мер ответственности, предусмотренной в пункте 4.5 Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствовавших исполнению соответствующих обязательств.

В случае наступления этих обстоятельств получатель субсидии обязан в течение одного месяца уведомить Министерство.

В соответствии с п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ к обстоятельствам непреодолимой силы относятся обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Пунктом 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ установлено, к таким обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Суд считает, что установление Министерством сельского хозяйства РС (Я) заведомо невыполнимых плановых показателей, затруднение выполнения установленного планового объема из-за отсутствия возможности заготовительной деятельности в каждом населенном пункте арктических и северных улусов для приема промысловой продукции, а также необеспечение производства картофеля в плановом объеме заготовителями чрезвычайными и непредотвратимыми не являются (имелась возможность скорректировать плановые показатели), к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, основанием для отмены мер ответственности в виде возврата средств субсидии являться не могут.

Общество ссылается на то, что вышеуказанные обстоятельства были исследованы Счетной палатой PC (Я) и Счетная палата пришла к выводу о том, что вина и ответственность за неисполнение утвержденных показателей была возложена на Министерство сельского хозяйства PC (Я), как главного распорядителя бюджетных средств, которое устанавливает заведомо невыполнимый объем, Общество считает, что органы, осуществляющие государственный финансовый контроль не могут осуществлять противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам проверок.

Из материалов дела следует, что действительно в 2019 году Счетной палатой PC (Я) была проведена проверка эффективного и целевого использования средств государственного бюджета PC (Я), выделенных в рамках государственной программы PC (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» на субсидирование внеулусных перевозок сельскохозяйственной и промысловой продукции, сырья, кормов, семенного материала, по итогам которой было вынесено и направлено в адрес Общества представление Счетной палаты PC (Я) от 13.12.2019 № 01/1-08/89.

Минфин указал, что данное представление Счетной палаты PC (Я) было рассмотрено Министерством финансов PC (Я) и принято к сведению в ходе проверки.

Между тем, суд считает, что хотя предмет проверки является аналогичным, проверяемый период различен, так, в соответствии с актом Счетной палаты PC (Я) от 14.11.2019 № 06-11/134 проверяемый период: 2017-2018 годы, текущий период 2019 года, проверка Министерства финансов PC (Я) охватывает финансовый 2019 год и включает в себя оценку достижения значений показателей результативности и использования субсидии по итогам всего финансового 2019 года.

Представление Счетной палаты PC (Я) от 13.12.2019 № 01/1-08/89, направленное в адрес Общества, содержит требование об обеспечении достижения показателей результативности использования субсидии в части перевозки сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта водным транспортом, установленные Соглашением.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что довод Общества о дублировании предмета контроля, противоречивости выводов Министерства финансов PC (Я) и Счетной палаты РС (Я), подлежит отклонению.

Суд считает, что является правомерным вывод Минфина о том, что в соответствии с п. 4.5 Порядка № 94/1, п. 5.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 27.06.2019 № С-780/09 объем средств, подлежащий возврату Обществом в доход государственного бюджета PC (Я), составляет 5 846 684, 73 рублей, в том числе оспариваемые Обществом 4 376 972, 73 рублей.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые представление и предписание в указанной части соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

По эпизоду неправомерного и безрезультатного использования субсидии в размере 386 505, 60 рублей и 4 892 347, 20 рублей, предназначенной на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов), использованных на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с Уставом:

Как следует из оспариваемых представления и предписания Минфином установлено неправомерное и безрезультатное использование субсидии в размере 386 505, 60 рублей и 4 892 347, 20 рублей, предназначенной на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов), использованных на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с Уставом, фактически средства направлены на погашение задолженности перед акционерным обществом «РИК Плюс» по ранее предоставленному займу по договору от 01.08.2018 № 40-04/2018, из которых 5 400 000,0 рублей использованы не на финансирование основной производственной деятельности Общества – 400 000 рублей перечислено ООО «Конти» по договору от 01.08.20218 № 40-04/2018 за ремонт теплохода «Бриз», фактически работы не выполнены, не сданы, в 2020 году дебиторская задолженность ООО «Конти» в общей сумме 700 000 рублей списана на убытки, подлежит возврату в госбюджет РС (Я) 386 505, 60 рублей; 5 000 000 рублей перечислено ИП ФИО7 по договору от 18.06.2018 № 136-Д за капитальный ремонт судна (теплоход) «СПО-826» (замена обшивки днища, корпуса), не принадлежащего Обществу на праве собственности, судно передано Обществу во временное владение и пользование арендодателем - казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» по договору аренды судна без экипажа от 14.08.2017 № 136-Д, которым право или обязанность Общества производить какие - либо ремонтные работы капитального характера на судне не установлены, в 2018 - 2019 годах судно (теплоход) «СПО-826» не эксплуатировалось, в 2018 году казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» акты за аренду не выставлены, в 2020 году невостребованная дебиторская задолженность казенного предприятия PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» списана на убытки, в 2019 году сумма расходов, произведенных в течение 2018 года, на ремонт арендованного судна (теплоход) «СПО-826» в общей сумме 19 897 549, 95 рублей необоснованно списаны на прочие расходы, неправомерное использование субсидии в размере 4 892 347, 20 рублей подлежит возврату в государственный бюджет PC (Я).

Порядок предоставления из государственного бюджета PC (Я) субсидии на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства PC (Я) от 10.12.2019 № 894.

Согласно п. 1.2 Порядка № 894 цель предоставления субсидии - снижение затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов) согласно п. 2.21 Порядка № 894 для реализации государственной программы PC (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы», утвержденной Указом Президента PC (Я) от 07.10.2011 № 934.

Пунктом 2.21 Порядка № 894 установлено, что субсидия предоставляется на уплату части основного долга по кредитным договорам (договорам займа) и (или) договорам цессии по ним, использованным на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с уставом.

Таким образом, требование об использовании привлеченных заемных средств на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с Уставом является основным условием Порядка № 894.

Кроме того, согласно подп. «г» п. 2.25 Порядка № 894 одним из условий предоставления субсидии является наличие согласия лица, претендующего на получение субсидии, на осуществление органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии.

В составе обязательных условий предоставления субсидии, включаемых в соглашение, подп. «а» п. 4.1 Порядка № 894, предусмотрено согласие получателя субсидии на осуществление органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.

В соответствии с п. 4.2 Порядка № 894 в случае выявления по фактам проверок, проведенных органом финансового контроля PC (Я), нарушения условий, установленных при их предоставлении, получатель субсидии производит возврат субсидии в полном объеме.

Субсидия из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат на погашение ранее полученных кредитов (займов), использованных на финансирование основной производственной деятельности в размере 101 712 000, 00 рублей предоставлена по Соглашению от 23.12.2019 № С-1470/09.

Соглашением от 23.12.2019 № С-1470/09 предусмотрено согласие Общества на осуществление органом финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии:

- п. 4.1.6. В случае получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и соглашением, в т.ч. указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, направляет получателю требование об обеспечении возврата субсидии в государственный бюджет PC (Я) в размере и сроки, определенные в указанном требовании;

- п. 4.3.5. Получатель обязуется дать согласие на осуществление уполномоченными органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии;

- п. 4.3.8.2. Получатель в случае получения требования в соответствии с п. 4.1.6 обязуется возвращать в государственный бюджет PC (Я) субсидию в размере и сроки, определенные в указанном требовании.

Положениями п. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а именно:

-контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

-контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета).

Из материалов дела следует, что Соглашением от 23.12.2019 № С-1470/09 предусмотрено согласие Общества на осуществление органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а следовательно правомерность, обоснованность использования заемных средств по договорам займа, на погашение задолженности по которым и предоставлена субсидия из государственного бюджета PC (Я).

Таким образом, суд считает, что Министерство финансов PC (Я) в соответствии с положениями п. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ правомерно осуществило проверку соблюдения Обществом п. 2.21 Порядка № 894, а именно факт использования заемных средств на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с Уставом в целях подтверждения достоверности отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств - субсидии из государственного бюджета PC (Я), предоставленной на финансовое обеспечение части затрат на погашение задолженности Общества перед АО «РИК Плюс» по договору займа от 01.08.2018 № 40-04/2018.

Из материалов дела следует, что Минфином установлены факты использования Обществом средств, предоставленных АО «РИК Плюс» по договору займа от 01.08.2018 № 40-04/2018, не на финансирование основной производственной деятельности, Обществом произведена оплата контрагентам: ООО «Конти» в размере 400 000, 00 рублей за фактически не выполненные работы по ремонту теплохода «Бриз»; ИП ФИО7 в размере 5 000 000 рублей за ремонт судна «СПО-826», не принадлежащего Обществу на праве собственности и не эксплуатируемого в целях осуществления деятельности, дебиторская задолженность указанных контрагентов Обществом не взыскана, списана на убытки.

В 2018 году Обществом произведены платежи ООО «Конти» за ремонт теплохода «Бриз» в размере 700 000 рублей, в т.ч. 400 000 рублей за счет заемных средств, предоставленных АО «РИК Плюс» по договору займа от 01.08.2018 № 40-04/2018, фактически ремонт теплохода «Бриз» не выполнен, работы не сданы, дебиторская задолженность ООО «Конти» в размере 700 000 рублей списана на убытки.

Таким образом, суд соглашается с выводом Минфина о том, что из предоставленного АО «РИК Плюс» займа по договору от 01.08.2018 № 40-04/2018 средства в размере 400 000 рублей использованы не на финансирование основной производственной деятельности.

Обществом 29.01.2021 подано исковое заявление в Арбитражный суд PC (Я) о взыскании с ООО «Конти» средств в размере 809 572, 99 рублей, из них 700 000 рублей -аванс, 109 572, 99 рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 04.08.2018 по 18.01.2020, что является подтверждением факта не выполнения ООО «Конти» работ; между тем, производство по делу № А58-525/2021 прекращено в связи с исключением 19.12.2019 ООО «Конти» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела достоверно подтверждается, что Обществом допущено неправомерное использование субсидии в размере 386 505, 60 рублей, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат на погашение ранее полученных кредитов (займов), использованным на финансирование основной производственной деятельности.

Проверкой Минфина установлено, что Обществом произведены расходы в пользу ИП ФИО7 в общей сумме 19 897 549, 95 рублей, в т.ч. 5 000 000 рублей за счет заемных средств, предоставленных АО «РИК Плюс» по договору от 01.08.2018 № 40-04/2018, на капитальный ремонт судна (теплоход) «СПО-826» (замена обшивки днища, корпуса), не принадлежащего Обществу на праве собственности, судно передано Обществу во временное владение и пользование арендодателем - казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» по договору аренды судна без экипажа от 14.08.2017 № 136-Д, которым право или обязанность Общества производить какие - либо ремонтные работы капитального характера на судне не установлены.

В соответствии с п. 1 ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Пунктом 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ установлено, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Материалами дела подтверждается, что меры по взысканию с арендодателя стоимости ремонта, зачета ее стоимости в счет арендной платы, по уменьшению арендной платы, по расторжению договора или возмещению убытков Обществом не предприняты.

Таким образом, суд соглашается с выводом Минфина о том, что из предоставленного АО «РИК Плюс» займа по договору от 01.08.2018 № 40-04/2018 средства в размере 5 000 000 рублей использованы не на финансирование основной производственной деятельности.

Проверкой установлено, что в 2018 - 2019 гг. судно (теплоход) «СПО-826» не эксплуатировалось, в 2018 году казенным предприятием PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» акты за аренду не выставлены, в 2020 году невостребованная дебиторская задолженность казенного предприятия PC (Я) «Арктическая Транспортная компания» списана на убытки, в 2019 году сумма расходов, произведенных в течение 2018 года, на ремонт арендованного судна (теплоход) «СПО-826» в общей сумме 19 897 549, 95 рублей списана на прочие расходы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела достоверно подтверждается, что Обществом допущено неправомерное использование субсидии в размере 4 892 347, 20 рублей, предоставленной из государственного бюджета PC (Я) на финансовое обеспечение части затрат на погашение ранее полученных кредитов (займов), использованным на финансирование основной производственной деятельности.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые представление и предписание в указанной части соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд считает, что оспариваемые в части представление и предписание Минфина соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества в полном объеме.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований акционерного общества «Якутоптторг» к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании недействительными пунктов 1, 3, 9 представления от 24.05.2021 № 17/16-1/14-957, предписания от 24.05.2021 № 17/16-1/14-958 в части требования о восстановлении в доход государственного бюджета РС (Я) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 6 555 395, 05 рублей, суммы неправомерного расходования бюджетных средств, а именно уменьшить требование на сумму 9 655 825, 53 рублей, отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

А.Н. Устинова