ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5229/19 от 12.08.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

19 августа 2019 года

Дело № А58-5229/2019

Резолютивная часть оглашена 12.08.2019.

Полный текст изготовлен 19.08.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В. А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 20.05.2019 без номера к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 08.04.2019 №08-02-190-19-Л,

при участии представителя заявителя: ФИО1 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – Управление) о признании недействительными предписания от 08.04.2019 №08-02-190-19-Л.

Управление заявленного требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании недействительным предписания в связи с нижеследующим:

Из материалов дела следует, в период с 11.03.2019 по 05.04.2019 во исполнение приказа Управления от 25.02.2019 № 01-09-753-19 была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом правильности начисления платы за ЖКУ многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> по результатам которого был составлен акт проверки № 08-01-493-19-Л.

В результате проверки было установлено, что Общество в нарушение требований подпункта «ж» пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №416, при начислении ЖКУ владельцу помещений № 408 производит начисление платы с учетом площади общего коридора 4 этажа дома.

По результатам проверки 08.04.2019 главным специалистом отдела Управления было вынесено предписание № 08-02-190-19-Л, в соответствии с которым Обществу в срок до 15.05.2019 необходимо устранить нарушение прав потребителя проживающего в помещения № 408 многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> путем исключения в расчете оплаты за ЖКУ доли коридора, на все квартиры четвертого этажа.

Общество выполнило данное предписания Управления, что подтверждено содержанием акта проверки № 08-01-808-19-Л от 04.06.2019.

Общество не согласилось с данным предписанием по основанию неправильного применения норм материального права и незаконностью предъявленных к Обществу требований и обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с поди, «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее - Правил №416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Из содержания вышеуказанной нормы Управление пришло к правильному выводу, что жилое помещение №408, расположенное по адресу: <...>, является частью коммунальной квартиры, поскольку данное помещение не обособленное помещение в многоквартирном доме.

Из технического паспорта также следует, что жилое помещение №408 состоит из двух жилых комнат.

В соответствии с п. 1 ст. 41 ЖК РФ, собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).

В общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует ст. 42 ЖК РФ, где установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

В соответствии со ст. 43 ЖК РФ, собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире. При этом, под термином «содержание» понимается оплата расходов на поддержание в надлежащем состоянии имущества, которое в коммунальной квартире считается общим.

Также согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354).

В соответствии с п. 51 Правилами №354. расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Площадь помещений общего пользования при этом распределяется пропорционально общей площади каждой комнаты.

Из изложенных положений следует, что собственники несут обязанность по содержанию, в том числе и мест общего пользования.

Правильность указанной правовой позиции подтверждается и Правилами №491, которыми определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.

Как следует из представленных в дело документов в техническом паспорте на жилое помещение №408 по ул. Губина, д.37 от 19.10.2006 указано, что жилая площадь помещения составляет 27,6 кв.м., в том числе две жилые комнаты и кладовая.

Указанные данные также содержаться в копии свидетельства о государственной регистрации права № 14-АА № 335898 от 19.12.2006.

В соответствии с пп. 24, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила №491) сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме (пункт 24). Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27).

Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N37).

В соответствии с п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170. собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав (ст. 28 ЖК РФ). Заключительным этапом процедуры перепланировки является внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) после перепланировки.

Поскольку представленный Обществом технический план на многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, от 02.02.2018 был изготовлен не в связи с узаконенной перепланировкой помещений указанного дома, Управлением сделан правильный вывод о том, его применение в расчетах за ЖКУ является необоснованным.

Следовательно, исходя из того, что помещение №408 является частью коммунальной квартиры, бремя содержания коридора четвертого этажа, ведущего на все коммунальные квартиры четвертого этажа, не входит в обязанности собственника помещения №408, выводы Управление сделанные в оспариваемом предписании следует признать обоснованными, а доводы общества подлежащими отклонению.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев