ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5233/2021 от 30.11.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

07 декабря 2021 года

Дело № А58-5233/2021

Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2021

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435152480, ОГРН 1041402057960)

о признании недействительным предписания № 05-023п/2021 от 13.07.2021,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Посельского А.С., по доверенности № И00008228 от 21.12.2020,

государственного органа – Попова С.В.,по доверенности № 01 от 15.09.2021,

установил:

публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее заявитель, ПАО «Якутскэнерго», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (далее заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания № 05-023п/2021 от 13.07.2021.

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие оснований для вынесения оспариваемого предписания и возложения на Общество обязанности устранить нарушения Водного кодекса РФ, пскольку надзорным органом не установлено нарушение пп.13. п.2.3. Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 09.10.2019 №14-18.03.08.003-х-рсбх-с-2019-08182/00.

Управление Росприроднадзора в отзыве возразило против удовлетворения заявления, считают обжалуемое предписание законным и обоснованным, доводы заявителя несостоятельными.

В судебном заседание представители заявителя и  заинтересованного лица поддержали доводы заявления и отзыва.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 01.06.2021 №330 в период с 10.06.2021 по 08.07.2021 в отношении ПАО «Якутскэнерго» была проведена плановая выездная проверка, целью которой являлась проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, в том числе, использования и охраны водных объектов.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.07.2021 №09, которым зафиксировано, что общество ПАО «Якутскэнерго» на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 09.10.2019 №14-18.03.08.003-х-рсбх-с-2019-08182/00 (далее Решение от 09.10.2019) осуществляет пользование водным объектом р.Вилюй (Светлинское водохранилище). При этом на момент проведенной проверки общество в нарушение пункта 1 статьи 18, пункта 6 части 2  статьи 39, пункта 3 части 3 статьи 22, части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации,  п.2.3 пп.13 Решения от 09.10.2019 осуществляет пользование водным объектом  р.   Вилюй  (Светлинское   водохранилище)  с   нарушением  условий, а именно превышение концентрации веществ установленных в условиях использования водного объекта в сточных водах после очистки сбрасываемых в р. Вилюй с очистных сооружений Г'ЭС-2 Каскад Вилюйских ГЭС им. Е.И. Батенчука, по   следующим веществам: взвешенные вещества - 17,0±3,4 мг/дмЗ, при допустимых - 3,25 мг/дмЗ; химическое потребление кислорода - 96,4±19,3 мг/дмЗ при допустимых -15 мг/дмЗ; биохимическое потребление кислорода - 54,1±7,0 мг/дмЗ при допустимых - 3 мг/дмЗ; цинк - 0, 025±0, 009 мг/дмЗ при допустимых - 0,01 мг/дмЗ; медь -0,034±0,007 мг/дмЗ, при допустимых - 0,001 мг/дмЗ; общее железо - 0,255±0,061, при допустимых - 0,1 мг/дмЗ; нефтепродукты 0,042±0,015 при допустимых - 0,05 мг/дмЗ; АПАВ - 0,026±0,010 мг/дмЗ, при допустимых - 0,1 мг/дмЗ; Фенолы общие -0,0011±0,0006 мг/дмЗ, при допустимых - 0,001 мг/дмЗ; нитрат-ионы - 93,0±9,3 мг/дмЗ при допустимых - 40 мг/дмЗ; нитрит-ионы - менее 0,20 мг/дмЗ при допустимых - 0,08 мг/дмЗ; фосфаты - менее 0,25 мг/дмЗ при допустимых - 0,2 мг/дмЗ; аммоний - 8,9±1,2 мг/дмЗ, при допустимых - 0,4 мг/дмЗ, данные вещества превышают также и фоновые показатели.

По результатам проверки в адрес общества заинтересованным лицом выдано предписание № 05-023п/2021 от 13.07.2021об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым ПАО «Якутскэнерго» в срок до 13.10.2021 предписано устранить допущенные нарушения Водного кодекса РФ.

Общество не согласившись с вышеуказанным предписанием заинтересованного лица, полагая, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Актом проверки от 13.07.2021 установлено, что заявителем  нарушены условия использования водного объекта или его части решения, а именно пп. 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 09.10.2019, а именно превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ имеется в точках в точках 2 (проба № 2) и 3 (проба № 3).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.

В силу пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

В силу пункта 1 статьи 18 Водного кодекса стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством.

Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (часть 5 статьи 23 Водного кодекса).

Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, содержание такого решения и порядок его принятия прописаны в ст. 21 - 23 Водного кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Водного кодекса решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 39 Водного кодекса водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять предусмотренные названным Кодексом обязанности.

На основании части 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 55 Водного кодекса).

В ходе проверки установлено, что использование водных объектов с целью сброса сточных вод в водохранилище Светлинской ГЭС ПАО «Якутскэнерго»  осуществляло на основании Решения от 09.10.2019, которым установлены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ на выпуске сточных вод

Ввиду того, что нормативы допустимого сброса приняты к исполнению и не оспаривались, общество обязано соблюдать Нормативы, условия, предусмотренные решением о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии со статьями 56, 60, 35 Водного кодекса, статьями. 34, 39 Федерального закона N 7-ФЗ.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, Управлением пробы воды в месте сброса сточных вод отбирались в месте, определенном п.п.8 п. 2.3 Решения от 09.10.2019, а именно: в точках 2 (проба № 2) и 3 (проба № 3), при этом превышение установленных Решением от 09.10.2019 допустимых концентраций загрязняющих веществ имеется в обоих указанных точках; указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки № 09 от 13.07.2021, экспертным заключением Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - «ЦЛАТИ по Республике Саха (Якутия)» № 61-21/01 от 08.07.2021, протоколом № 01-в взятия проб и образцов от 15.06.2021, иными доказательствами по делу, и надлежащим образом не опровергнуты заявителем.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Обществом допущено нарушение пункта 1 статьи 18, пункта 6 части 2  статьи 39, пункта 3 части 3 статьи 22, части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации,  п.2.3 пп.13 Решения от 09.10.2019, в связи с чем, содержащиеся в оспариваемом предписании  требования по их устранению, являются законными и обоснованными.

Заявителем в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения ими прав и законных интересов общества, оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Судебные расходы распределяются в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435152480, ОГРН 1041402057960) о признании недействительным предписания от 13.07.2021 № 05-023п/2021, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

                  Клишина Ю. Ю.