Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
30 ноября 2020 года | Дело № А58-5244/2020 |
резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2020 г.
решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Гуляевой А. В. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" ( ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819) к акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (ИНН 1433000147, ОГРН 1021400967092) о взыскании 8 994, 83 рублей
в судебное заседание явились:
от истца: ФИО1 по доверенности от 20.07.2020 № 465, представлен диплом.
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 30.12.2019, представлен диплом.
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) о взыскании 8 994,83 руб. излишне выплаченной субсидии.
Определением суда от 11.08.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 05.10.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Представитель истца поддержал исковые требования.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен в полном объеме, поддерживает доводы, указанные в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.02.2016 № 58 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации», приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 № 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком предоставления субсидий акционерная компания «Алроса» (ПАО) являлось получателем субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с поставкой населению коммунальных ресурсов по льготным тарифам, в связи с чем, между Агентством (истцом) и ответчиком были заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Пунктом 4.4 Порядка предоставления субсидий установлено, что Агентство, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и органы финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Организациям.
Агентством проведена плановая проверка в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
По итогам проверки утвержден Акт от 05.12.2017 № 12-12/07, согласно которому излишне выплаченная сумма субсидии за период 2013 г. - 1полугодие 2016 г., 1 полугодие 2017 г. составила 556 628,33 руб.
Остаток субсидии в пределах 2017 года составил 547 633,50 руб., который был удержан и платежным поручением от 12.03.2018 № 296 перечислен в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Истец указывает, что сумма исковых требований составляет 8 994,83 руб. (556 628,33 - 547 633,50), является излишне выплаченной суммой субсидии, в соответствии с Порядком предоставления субсидий подлежит возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
06.12.2019 Агентством в адрес ответчика направлено требование № 524/07-14/6/645 о возврате излишне выплаченной субсидии в размере 8 994,83 руб.
Письмом от 21.01.2020 г. № 02-1210-01-1210-09/35 ответчик запросил у Агентства представить документы, в том числе акты сверки, подтверждающие наличие задолженности.
Агентством сопроводительным письмом от 05.02.2020 г. № 524/07-14/6/69 в адрес ответчика направлены акты сверки взаимных расчетов за 2017-2019 гг., а также приказ Агентства от 25.12.2017 г. № 07-21/979 «Об отражении дебиторской задолженности и удержанию излишне выплаченной суммы субсидии».
10.03.2020 получено письмо ответчика от 05.03.2020 № 02-1210-01-1210-09/160 о несогласии с суммой задолженности со ссылкой на акт проверки № 07-14/2562 от 06.12.2017 г. с приложением исправленных актов сверки за 2017-2019 гг. и расшифровки субсидий за 2015-2017 г.г., ответчик указал на частичное несогласие с актом проверки № 07-14/2562 от 06.12.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.11.2018 по делу №А58-2949/2018 в удовлетворении заявленных требований АК «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» о признании незаконными действий по удержанию выплаченной субсидии на возмещение выпадающих доходов по поставке тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением за период с 01.07.2014 по 15.04.2015, в размере 221 127,40 рублей отказано.
Требование Агентства от 06.12.2019 № 524/07-14/6/645 о возврате излишне выплаченной субсидии в размере 8 994,83 руб. ответчиком не исполнено.
Ответчик исковые требования не признал по тем основаниям, что у ответчика отсутствует сумма задолженности, кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.
Истец с доводами ответчика не согласился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Изучив и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-3 № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 года №58 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Факт перечисления истцом ответчику денежных средств подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В отношении ответчика в порядке пункта 4.4 Порядка предоставления субсидий проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий организациям, по результатам которой утвержден Акт от 05.12.2017 № 12-12/07, согласно которому выявлена излишне выплаченная сумма субсидии за период 2013 г. - 1полугодие 2016 г., 1 полугодие 2017 г. в размере 556 628,33 руб.
При этом удержана сумма субсидии в размере 547 633,50 руб., которая перечислена в доход бюджета Республики Саха (Якутия) платежным поручением № 296 от 12.03.2018.
Вышеуказанный Акт от 05.12.2017 № 12-12/07 ответчиком не оспорен.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом изложенного, неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно: приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне; данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.
Поскольку оставшаяся сумма 8 994,83 руб., составляющая разницу между выявленной переплатой в размере 556 628,33 руб. и удержанной суммой 547 633,50 руб., является излишне выплаченной, доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено, суд признает указанную сумму неосновательным обогащением, возникшим на стороне ответчика.
Довод ответчика относительно пропуска срока исковой давности подлежит отклонению.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Как следует из материалов дела, сумма, предъявленная ко взысканию с ответчика, определена истцом по результатам проверки, оформленной актом от 05.12.2017 № 12-12/07.
Следовательно, истец узнал о факте нецелевого использования ответчиком бюджетных средств на момент составления вышеуказанного акта. С настоящим иском Агентство обратилось в арбитражный суд 04.08.2020, то есть в пределах срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей платежным поручением № 2937 от 15.07.2020.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлиныв размере 2 000 рублей относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"(ИНН <***>, ОГРН <***>) 8 994,83 рубля и расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья | А.В. Гуляева |