Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
Курашова, д. 28, кв. бокс 8, Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
26 сентября 2017 года
Дело № А58-5254/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2017
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2017.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мегино-Кангаласскому району(ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, с участием представителя Отдела – ФИО2 по доверенности от 19.09.2017 № 59/8898, ИП ФИО1 по паспорту, представителя Предпринимателя – ФИО3 по доверенности от 07.08.2017, установил:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мегино-Кангаласскому району – далее Отдел, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением (с учетом уточнения от 19.09.2017, принятого протокольным определением от 19.09.2017) к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 – далее Предприниматель о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель не согласен с заявленным требованием по основаниям, указанным в отзыве без даты и номера (л.д. 82 – 84). Кроме того, в судебном заседании после принятия уточнения административного органа, Предпринимателем заявлено о том, что в данном случае Отделом не доказаны ни событие правонарушения, ни состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, т.к. отсутствуют доказательства реализации им алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены обстоятельства дела.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в этом качестве 23.01.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <***>.
04.05.2017 около 15 час. 40 мин. во время несения дежурства в п. Нижний Бестях на ул. Ленина, 11 инспекторами ОДПС ГИБДД ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району была остановлена автомашина марки TOYOTA PREMIO с государственным регистрационным знаком <***>, за рулем которой находился Предприниматель, который перевозил в салоне автомашины 14 ящиков водки без соответствующих документов на перевозку, а также была остановлена автомашина марки TOYOTA VISTA с государственным регистрационным знаком <***>, за рулем которой находился гр. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий в <...> 75, который также перевозил в салоне автомашины 9 ящиков водки без соответствующих документов на перевозку.
04.05.2017 инспектором ОДПС ГИБДД ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району было отобрано объяснение у Предпринимателя, в котором он указал о том, что в магазине «Ремикс» купил 14 ящиков водки марки «Орто Дойду», погрузил в машину и должен был отвезти по маршруту Нижний Бестях – с. Чурапча в магазин «Южный», который находится на трассе ФАД «Колыма».
04.05.2017 инспектором ОДПС ГИБДД ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району было отобрано также объяснение у гр. ФИО4, в котором он указал о том, что его друг ФИО1 в алкомаркете «Ремикс» купил 23 ящика водки, из них 22 ящика марки «Орто Дойду» и 1 ящик марки «Подледка», из них 9 ящиков загрузили в его машину и должны были доставить в магазин «Южный», расположенный на трассе ФАД «Колыма» на территории с. Чурапча, лицензия на перевозку алкогольной продукции отсутствует, имеется чек.
04.05.2017 инспектором по ИАЗ ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району в отношении Предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 099853/1405, в котором зафиксировано: Предприниматель 04.05.2017 перевозил на автомашине марки TOYOTA PREMIO с государственным регистрационным знаком <***> водку «Орто Дойду» в количестве 280 бутылок, на автомашине марки TOYOTA VISTA с государственным регистрационным знаком <***> водку «Орто Дойду» в количестве 160 бутылок и водку «Подледка» в количестве 20 бутылок по маршруту Нижний Бестях – Чурапча без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, без лицензии на право продажи алкогольной продукции, без сертификатов соответствия и справок к товарно-транспортным накладным в нарушение статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
04.05.2017 инспектором по ИАЗ ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району в присутствии понятых произведено изъятие у Предпринимателя водки «Орто Дойду» в количестве 280 бутылок, 14 ящиков без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства.
04.05.2017 инспектором по ИАЗ ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району в присутствии понятых произведено изъятие у гр. ФИО4 водки «Орто Дойду» в количестве 160 бутылок, водки «Подледка» в количестве 20 бутылок без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган 17.07.2017 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (далее уточнил по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Объектом правонарушений по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленный Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99, Закон о лицензировании) и другими федеральными законами порядок предоставления лицензий, контроля лицензирующих органов при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Субъектами ответственности являются, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Законом о лицензировании.
На основании пункта 2 статьи 3 названного Закона лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Пунктом 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Таким образом, статья 1 Закона о лицензировании является бланкетной, поскольку содержит в себе отсылочную норму к действующим нормативным актам, предусматривающим лицензирование в отдельных видах деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, от 23.05.2013 N 11-П и от 30.03.2016 N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.
Одной из мер государственного принуждения за нарушение требований Закона N 171-ФЗ является административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении и уточнения от 19.09.2017, административным органом вменяется Предпринимателю нарушение, выразившееся в нарушении статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
В судебном заседании представитель административного органа также подтвердил, что Предприниматель нарушил статью 16 Закона № 171-ФЗ, а именно перевозил водку без соответствующих документов, а именно без лицензии на право продажи алкогольной продукции, без сертификатов соответствия и справок к ТТН.
Суд считает, что материалами дела не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно отсутствуют доказательства реализации Предпринимателем алкогольной продукции без лицензии.
Более того, в материалах дела имеются документы, подтверждающие легальность алкогольной продукции, которая перевозилась Предпринимателем и доказательства приобретения и оплаты указанной продукции в ООО «Алкогольный маркет «Ремикс».
Административный орган не вменяет Предпринимателю перевозку алкогольной продукции без лицензии.
Более того, как подтвердил Предприниматель указанная алкогольная продукция была приобретена им для себя и по просьбе знакомых. Доказательства того, что указанная алкогольная продукция перевозилась Предпринимателем в целях реализации административным органом не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного органа.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
Суд считает, что с учетом того, что в материалах дела имеются доказательства легальности алкогольной продукции, изъятой административным органом, алкогольная продукция, изъятая по протоколу изъятия (вещей и документов) от 04.05.2017 – водку «Орто Дойду», емкостью 0,5 л, дата розлива 20.03.2017, производитель АО ФАПК «Якутия» в количестве 280 бутылок и по протоколу изъятия (вещей и документов) от 04.05.2017 – водку «Орто Дойду», емкостью 0,5 л, дата розлива 20.03.2017, производитель АО ФАПК «Якутия» в количестве 160 бутылок, водку «Подледка», емкостью 0,5 л, дата розлива 21.02.2017, производитель АО ФАПК «Якутия» в количестве 20 бутылок, всего 460 бутылок подлежит возврату Предпринимателю.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требования Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мегино-Кангаласскому району о привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия (вещей и документов) от 04.05.2017 – водку «Орто Дойду», емкостью 0,5 л, дата розлива 20.03.2017, производитель АО ФАПК «Якутия» в количестве 280 бутылок и по протоколу изъятия (вещей и документов) от 04.05.2017 – водку «Орто Дойду», емкостью 0,5 л, дата розлива 20.03.2017, производитель АО ФАПК «Якутия» в количестве 160 бутылок, водку «Подледка», емкостью 0,5 л, дата розлива 21.02.2017, производитель АО ФАПК «Якутия» в количестве 20 бутылок, всего 460 бутылок.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
А.Н. Устинова